ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2008 года Дело N А36-1316/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.01.2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей Алферовой Е.Е.,
Федорова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья «Городище» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.11.2007г. по делу №А36 - 1316/2007 по иску Закрытого акционерного общества «Эксергия», г.Липецк, к Товариществу собственников жилья «Городище», г.Липецк, при участии третьих лиц - Управления энергетики и тарифов Липецкой области, г.Липецк, Общества с ограниченной ответственностью «Липецкая городская энергетическая компания», г.Липецк, о взыскании 209 837 руб. 68 коп. (судья Щедухина Т.М.),
при участии:
от ЗАО «Эксергия» - Ушакова С.И., начальник котельной, доверенность б/н от 10.01.2008г., Чаукин А.И. - адвокат, доверенность б/н от 10.01.2008г., ордер №18/01 от 09.01.2008г., удостоверение №238 от 05.11.2002г., рег. номер 48/239;
от Управления энергетики и тарифов Липецкой области - Ольхов А.П., заместитель начальника отдела, доверенность б/н от 23.03.2007г., удостоверение №2881 от 30.01.2007г.;
от ТСЖ «Городище» - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО «Липецкая городская энергетическая компания» - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Эксергия», г.Липецк, (далее - ЗАО «Эксергия», истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области к Товариществу собственников жилья «Городище» (далее - ТСЖ «Городище», ответчик) с иском о взыскании 209 837 руб. 68 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию согласно договорам теплоснабжения №66 от 06.06.2005г. и №98 от 18.09.2006г. за периоды с августа 2005г. по ноябрь 2005г., с февраля 2006г. по апрель 2006г., январь 2007г., март 2007г.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление энергетики и тарифов Липецкой области и ООО «Липецкая городская энергетическая компания».
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции истец уточил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика 174 397 руб. 58 коп. в связи с перерасчетом количества нормативного тепла, теряемого в тепловых сетях при подаче тепловой энергии.
Ответчик исковые требования не признал, считая, что примененный к нему тариф не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг, поскольку ТСЖ является объединением граждан.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.11.2007г. с ТСЖ «Городище» в пользу ЗАО «Эксергия» взыскан основной долг в сумме 174397 руб. 58 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4987 руб. 95 коп. и расходы по оплате расходов по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, ТСЖ «Городище» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить вынесение судом решение. В обоснование своей жалобы ТСЖ «Городище» ссылается на то, что суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки возражениям ответчика, не указал мотивы, по которым суд отклонил представленные возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО «Эксергия» с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления энергетики и тарифов Липецкой области с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ТСЖ «Городище» и ООО «Липецкая городская энергетическая компания» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств уведомления указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционный суд, руководствуясь ст.ст.123, 156, 184, 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст.268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, присутствовавших в судебном заседании, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.07.2005г. между ЗАО «Эксергия» и ТСЖ «Городище» был заключен договор теплоснабжения №66.
18.09.2006г. между теми же сторонами был заключен договор теплоснабжения №98.
Согласно условиям указанных договоров истец обязался поставлять ответчику тепловую энергию и химически очищенную воду, а последний - принимать и оплачивать ее по тарифам, утвержденным РЭК Липецкой области, на условиях, определенных договорами (пункты 2.1.1, 2.3.1 - 2.3.2, раздел 3 договоров № 66 и 98).
Кроме того, в пункте 4.3 обоих договоров истец и ответчик предусмотрели, что при установке приборов учета не на границе обслуживания тепловых сетей, ТСЖ оплачивает потери тепловой энергии на участке сети от границы до места установки приборов узла учета в количестве, указанном в Приложении №1 к договору (т.1, л.д.20,42).
В исполнение условий договоров истец в период с июля 2005г. по март 2007г. производил ответчику отпуск тепловой энергии на жилой дом №5«б», расположенный в г. Липецке по ул.Энгельса.
Постановлением Главы администрации г.Липецка №502 от 20.08.2004г. названный дом был введен в эксплуатацию и ТСЖ обязали обеспечить заключение договоров на эксплуатацию, содержание, регистрацию проживающих, а также производить сборы и перечисление жилищно - коммунальных платежей предприятиям - поставщикам (т.1, л.д.91).
В указанный период по показаниям приборов учета ЗАО «Эксергия» отпущено ТСЖ тепловой энергии и горячей воды - 619, 017 Гкал, не считая технологических потерь; химически очищенной воды - 3091,93 куб.м.
Факт отпуска подтверждается двусторонними актами оказанных услуг (т.1, л.д.22, 24 - 33; 45 - 51; т.2, л.д.61 - 75), а также соглашением сторон по фактическим обстоятельствам дела (т.2, л.д.143).
Спор у сторон возник по вопросу применения тарифов при исчислении размера поставленной тепловой энергии и химически очищенной воды.
При определении стоимости потребленной ответчиком энергии истец применил тарифы, установленные для него РЭК Липецкой области в Постановлениях от 22.07.2005 г. №21/4 и от 08.08.2006г. № 28/2, а именно, соответственно: в период с августа 2005г. по 31.07.2006г. тепловая энергия - 552, 40 руб./Гкал (без НДС); химически очищенная вода - 24,32 руб./куб.м (без НДС); с августа 2006 г. - тепловая энергия - 593, 46 руб./Гкал (без НДС); химически очищенная вода - 26,68 руб./куб.м (без НДС) (т.1, л.д.44, 59).
Ответчик производил оплату выставленных ему счетов по тарифам, применяемым истцом, но не за каждый месяц и не в полном объеме. Вместе с тем, ответчик полагал, что истец обязан сделать перерасчет потребленной тепловой энергии и химически очищенной воды по тарифам, установленным в рассматриваемый период для ООО «ЛГЭК» в Постановлениях от 24.12.2004г. №36/5 и от 29.12.2005г. №42/6 - соответственно: с 01.01.2005г. тепловая энергия - 270 руб./Гкал (без НДС), с 01.07.2005г. - 328 руб./Гкал (без НДС); химически очищенная вода - 10,85 руб./куб.м (без НДС); с 01.01.2006г. тепловая энергия - 328 руб./Гкал (без НДС), с 01.07.2006г. - 361 руб./Гкал (без НДС) (т.1, л.д.106 - 109); химически очищенная вода - с 01.01.2006г. - 12,70 руб./куб.м (без НДС), с 01.07.2006г. - 13,17 руб./куб.м (без НДС), как для жилищно - эксплуатационных организаций. В результате согласно расчету ответчика истцу переплачено денежных средств в сумме 61 389 руб. 20 коп. (т.1, л.д.90).
01.04.2007 г. договор № 98 от 18.09.2006 г. был расторгнут сторонами (т.3, л.д.72).
27.04.2007г. истец обращался к ответчику с претензией об оплате задолженности, которую ответчик не признал, о чем известил истца письмом №78 от 04.05.2007г.
Отказ от оплаты явился основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Апелляционный суд считает, что арбитражный суд первой инстанции, правильно оценив установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу, что требование истца заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
Взаимоотношения истца и ответчика регулируются статьями 539 - 547 ГК РФ, законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, а также обязательными правилами, принятыми в соответствии с ними.
Согласно ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст.539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией.
В силу статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в редакции Постановления Правительства РФ от 20.08.2001г. №593, утвержден Перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации, осуществляют исполнительные органы власти субъектов федерации. В этот Перечень включены и услуги по теплоснабжению.
ФЗ РФ от 14.04.1995г. №41 - ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» к органам государственного регулирования тарифов отнесены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Региональные энергетические комиссии (РЭК).
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая и предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Законом (статья 2 ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»).
В соответствии с Постановлением Главы администрации Липецкой области от 05.02.2007г. №15 «О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области», в редакции Постановления Главы администрации Липецкой области от 20.02.2007г. №21, Управление энергетики и тарифов Липецкой области (далее - Управление) является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере государственного регулирования тарифов (цен) и координации деятельности в топливно - энергетическом комплексе, по выработке и реализации политики энергоснабжения на территории области и действует в соответствии с Положением об Управлении энергетики и тарифов Липецкой области.
На основании пункта 1 распоряжения администрации Липецкой области от 06.03.2007г. №124 - р Управление является правопреемником РЭК, ранее осуществлявшей государственное регулирование тарифов на тепловую энергию на территории Липецкой области (т.2, л.д.126).
Согласно статье 1 ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии, а потребителем может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994г. №1099, исполнителями услуг по теплоснабжению, энергоснабжению для потребителей - граждан, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности, являются товарищества собственников жилья и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Из материалов дела видно, что тепловая энергия поставлялась не для собственных нужд ТСЖ, а для потребления ее населением, проживающем в жилом доме №5«б» по ул.Энгельса. Таким образом, из толкования во взаимосвязи названных норм действующего законодательства и материалов дела следует, что ответчик не является перепродавцом тепловой энергии, а выступает исполнителем коммунальных услуг по отношению к гражданам - членам ТСЖ, действуя в их интересах, а истец в свою очередь является энергоснабжающей организацией, которая отпускает товар в виде тепловой энергии любому обратившемуся к нему лицу (в данном случае - это ТСЖ «Городище», поскольку договоры от 06.06.2005г. №66 и от 18.09.2006г. №98 являются, в силу статьи 426 ГК РФ, публичными).
В виду вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции, правомерно признал довод ответчика о том, что ЗАО «Эксергия» является исполнителем коммунальных услуг, несостоятельным.
В силу пункта 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Поскольку федеральный закон и закон Липецкой области, устанавливающий порядок определения тарифов на коммунальные услуги органами местного самоуправления, отсутствует, для расчета размеров оплаты, когда в качестве коммунальной услуги населению реализуется тепловая энергия, суд первой инстанции применил статьи 2, 6 ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», в соответствии с которыми орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочен устанавливать тарифы на тепловую энергию, в том числе для населения.
Постановлением Главы администрации г. Липецка от 08.06.2005г. №387 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и химически очищенную воду» определены организации, которые имеют право применять указанные в нем тарифы на отопление и горячее водоснабжение при расчетах с населением (т.3, л.д.18 - 19).
ТСЖ «Городище», как исполнитель коммунальных услуг по отношению к гражданам и потребитель по отношению к ЗАО «Эксергия» и последнее, как энергоснабжающая организация, в этом постановлении не упоминаются, следовательно, они не имеют права применять тарифы, установленные для других управляющих компаний.
Как видно из Приложений №1 и №2 к названному Постановлению, тарифы на отопление и горячее водоснабжение по управляющим компаниям не одинаковы в связи с тем, что у управляющих компаний договоры на теплоснабжение заключены с разными поставщиками, для каждого из которых установлен свой тариф на тепловую энергию с учетом восполнения понесенных экономически обоснованных затрат и получения прибыли, о чем было указано в письме Министерства регионального развития от 02.05.2007г. №8166 - РМ/07 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги», направленном в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (т.2, л.д.134 - 137).
В связи с этим довод ответчика о применении к нему именно этих тарифов, как для расчетов с населением, не учитывается.
Также правомерно признано не основанным на нормах законодательства утверждение ответчика о применении к нему тарифа, установленного Постановлениями РЭК Липецкой области №36/5 от 24.12.2004г. и №42/6 от 29.12.2005г., как для расчетов с населением, поскольку указанные постановления должны применяться ООО «ЛГЭК» при заключении договоров энергоснабжения тепловой энергией со всеми жилищно - эксплуатационными организациями или по фактической поставке тепловой энергии.
Поскольку ЗАО «Эксергия» и ТСЖ «Городище» не имеют отношения к этим постановлениям, то руководствоваться ими при проведении расчетов они не вправе.