АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2010 года  Дело N А40-48137/2010

в составе: судьи  Кастальской М.Н. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания судьей Кастальской М.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  ООО «Строительная консалтинговая компания «СТРОЙАЛЬЯНС»

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом

третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области

о признании незаконными действий

при  участии:

от заявителя – Жданов М.Г. паспорт, по доверенности б/н от 22.04.2010 (подлинная л.д. 135 т. 1)

от ответчика – Федотов Д.Л. паспорт, по доверенности от 11.03.2010 № ЮП-03/5663 (копия л.д. 147 т. 1)

от третьего лица – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ООО «Строительная консалтинговая компания «СТРОЙАЛЬЯНС» обратилось в суд с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, с учетом принятого судом изменения предмета заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ,  о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), совершенных 13.01.2010 года и выразившихся в письменном отказе исх. № письма ПП-10/140 «О приватизации земельного участка» в предоставлении в собственность ООО СКК «СТРОЙАЛЬЯНС» земельного участка площадью 8566 кв.м.. с кадастровым № 35:24:0303001:90, расположенного примерно в 250 м. по направлению на северо-восток от ориентира - 2-х этажный жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская обл., г. Вологда, ш. Старое, д. 5, находящегося в федеральной собственности; обязании Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в двухнедельный срок со дня вступления судебного акту в законную силу принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Строительная консалтинговая компания «СТРОЙАЛЬЯНС» в собственность земельного участка площадью 8566 кв.м., с кадастровым № 35:24:0303001:90, расположенного примерно в 250 м. по направлению на северо-восток от ориентира - 2-х этажный жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская обл., г. Вологда, ш. Старое, д. 5, на основании документов, представленных ООО СКК «СТРОЙАЛЬЯНС» в Росимущество 26.05.2009 года, вх. № 66982; обязании Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в двухнедельный срок со дня принятия решения о предоставлении ООО СКК «СТРОИАЛЬЯНС» в собственность вышеуказанного земельного участка направить в адрес ООО СКК «СТРОИАЛЬЯНС» договор купли-продажи с предложением о его заключении на земельный участок площадью 8566 кв.м., с кадастровым № 35:24:0303001:90, расположенный примерно в 250 м. по направлению на северо-восток от ориентира - 2-х этажный жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская обл., г. Вологда, ш. Старое, д. 5.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что действия являются незаконными и нарушают права ООО СКК «СТРОИАЛЬЯНС» на реализацию исключительного права на приватизацию земельного участка, предусмотренного п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, п. 1 статьи 2 Федерального Закона «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 137-ФЗ, поскольку, по смыслу п. 1 ст. 2 Федерального Закона «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 137-ФЗ продажа земельных участков коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности является обязанностью, а не правом уполномоченного органа. Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной собственности, возможен только по основаниям, указанным в пункте 4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ. Перечень оснований, указанных в настоящем пункте, является исчерпывающим. Причины и основания для отказа в предоставлении земельного участка, указанные в письме Росимущества «О приватизации земельного участка» от 13.01.2010 года № ПП-10/140, не являются законными и обоснованными.

В судебное заседание не явились представители третьего лица, в связи с чем судом  вынесено  протокольное  определение  о  рассмотрении  дела  без  участия третьего лица принимая во внимание, что в деле имеются документы, свидетельствующие  о  надлежащем  извещении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области о времени и месте судебного заседания.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в отзыве.

Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156, 197, 200 АПК РФ. Суд, заслушав представителей сторон, исследовав представленные в дело доказательства, обсудив и проверив доводы сторон, находит, что заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ООО «Строительная консалтинговая компания «СТРОЙАЛЬЯНС» по договору купли-продажи от 18.06.2008 года приобрело здание складов общей площадью 3457, 5 кв.м., расположенное по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Старое шоссе, д. 5. Право собственности ООО СКК «СТРОИАЛЬЯНС» на здание складов подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.09.2008 года №455871.

ООО СКК «СТРОИАЛЬЯНС» 21.08.2008 года подало заявку в Росимущество через Территориальное управление Росимущества по Вологодской области на выкуп земельного участка под зданием складов площадью 8566 кв.м., с кадастровым № 35:24:0303001:90, расположенного примерно в 250 м. по направлению на северо-восток от ориентира - 2-х этажный жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская обл., г. Вологда, ш. Старое, д. 5, из федеральной собственности.

19 сентября 2008 года Территориальное Управление Росимущества по Вологодской области приняло Распоряжение № 18-р о продаже ООО СКК «СТРОИАЛЬЯНС» земельного участка с кадастровым № 35:24:0303001:90.

Территориальным управлением Росимущества по Вологодской области было направлено обращение от 02.02.2009 года № 549 в Федеральное агентство по управлению госимуществом о приватизации земельного участка ООО СКК «СТРОИАЛЬЯНС».

Письмом «О приватизации земельного участка» от 13.01.2010 года № ПП-10/140 Росимущество вернуло Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области пакет документов, указав, что принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым № 35:24:0303001:90 площадью 8566 кв.м, расположенного примерно в 250 м. по направлению на северо-восток от ориентира - 2-х этажный жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская обл., г. Вологда, ш. Старое, д. 5не представляется возможным, в связи с чем  Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области поручается отменить распоряжение от 19.09.2008 № 18-р.

Посчитав, что указанные действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), совершенные 13.01.2010 года и выразившиеся в письменном отказе исх. № письма ПП-10/140 «О приватизации земельного участка» в предоставлении в собственность ООО СКК «СТРОЙАЛЬЯНС» земельного участка площадью 8566 кв.м.. с кадастровым № 35:24:0303001:90, расположенного примерно в 250 м. по направлению на северо-восток от ориентира - 2-х этажный жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская обл., г. Вологда, ш. Старое, д. 5, находящегося в федеральной собственности нарушают законные интересы заявителя на реализацию исключительного права на приватизацию земельного участка, предусмотренного п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, п. 1 статьи 2 Федерального Закона «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 137-ФЗ, ООО «Строительная консалтинговая компания «СТРОЙАЛЬЯНС» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании их незаконными.

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом проверено и установлено, что предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями заявителем соблюден.

По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления, в котором, в силу пункта 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть сформулировано исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 этой части исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основания иска).

Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.

Из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения, предусматривая свободу распоряжения лицами, участвующими в деле, принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты.

Правила принципа диспозитивности применительно к производству в арбитражном суде  распространяется и на процессуальные отношения, возникающие в связи с выбором лица, обратившегося в арбитражный суд, способа защиты своих прав.

Так, истец (заявитель) самостоятельно определяет объем своих требований, и суд не вправе выходить за рамки заявленного предмета заявленных требований (ст. ст. 4, 36, 37, 49, 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Из содержания приведенной выше нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что право изменять основание иска предоставлено только истцу. Арбитражный суд не вправе выходить за пределы исковых требований по своей инициативе.

Как следует из заявления, поданного в арбитражный суд, с учетом реализованного заявителем права на изменение предмета спора, предметом настоящего спора являются о действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), совершенных 13.01.2010 года и выразившихся в письменном отказе исх. № письма ПП-10/140 «О приватизации земельного участка» в предоставлении в собственность ООО СКК «СТРОЙАЛЬЯНС» земельного участка площадью 8566 кв.м.. с кадастровым № 35:24:0303001:90, расположенного примерно в 250 м. по направлению на северо-восток от ориентира - 2-х этажный жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская обл., г. Вологда, ш. Старое, д. 5, находящегося в федеральной собственности, и основанием - несоответствие действий закону, а именно п. 4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из заявленных ООО «Строительная консалтинговая компания «СТРОЙАЛЬЯНС» предмета и основания спора, арбитражный суд проверяет оспариваемые действия в соответствии с требованиями, установленными статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены задания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370.

В соответствии с данным Перечнем к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка.

Согласно ранее действовавшей редакции указанного выше Перечня до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к заявлению могла быть приложена выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре)).

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" данный Федеральный закон вступил в силу 01 марта 2008 года.

Следовательно, после 01 марта 2008 года к заявлению о приобретении прав на земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка.

С заявлениями о приобретении прав на спорный земельный участок ООО «Строительная консалтинговая компания «СТРОЙАЛЬЯНС» обратилось 21.08.2008  года, следовательно, к данному заявлению должен быть приложен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.

Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2009 г. N КГ-А41/2948-09 и от 16 октября 2009 г. N КГ-А40/10884-09.

Между тем, ООО «Строительная консалтинговая компания «СТРОЙАЛЬЯНС» приложило не кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, а кадастровую выписку о земельном участке (л.д. 27-33 т. 1).

Кроме того, исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 39 данного Кодекса приобретение права на земельные участки связано со зданиями, строениями, сооружениями, находящимися на этих участках, и когда такие объекты недвижимого имущества находятся в разрушенном состоянии из-за ветхости, это означает, что в данном случае за собственником сохраняется право на земельные участки, на которых находятся объекты, при условии начала восстановления их в установленном порядке в течение трех лет. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, вправе продлить этот срок.

Как следует из материалов дела, здание складов, принадлежащих ООО «Строительная консалтинговая компания «СТРОЙАЛЬЯНС» разрушено, остался фундамент.

Разрушение здания само по себе не может являться основанием для постановки вопроса о прекращении права на соответствующий земельный участок, однако, по смыслу указанных положений земельного законодательства при разрушении (сносе) названного объекта недвижимости, его собственник в течение указанного срока сохраняет за собой в целях восстановления разрушенного объекта ранее предоставленный правовой титул на земельный участок.

Согласно  ч.  1  ст.  198 АПК РФ  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, основанием для  принятия арбитражным судом  решения  о признании  акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения или действия – незаконным являются одновременно  как несоответствие акта закону или иному  правовому акту (незаконность  акта), так и нарушение актом  гражданских прав и охраняемых  законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом  в силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ  обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший  его орган, согласно положениям ст. 65 АПК РФ доказывание иных  обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.

Следовательно, лицо, оспаривающее ненормативный акт (действия, бездействие) государственного органа, должно представить доказательства наличия у него прав и законных интересов, которые оно считает нарушенными  оспариваемым актом, и доказательства нарушения этих прав.

С учетом представленных ответчиком доказательств суд находит, что оспариваемые действия не создают для заявителя каких-либо ограничений в его предпринимательской деятельности и не нарушают его права и интересы.

Учитывая  изложенное,  правовых  оснований  для  удовлетворения  заявленных  требований  не  имеется, поскольку нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований ООО «Строительная консалтинговая компания «СТРОЙАЛЬЯНС» к Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) о признании незаконными действий, совершенных 13.01.2010 года и выразившихся в письменном отказе исх. № письма ПП-10/140 «О приватизации земельного участка» в предоставлении в собственность ООО СКК «СТРОЙАЛЬЯНС» земельного участка площадью 8566 кв.м.. с кадастровым № 35:24:0303001:90, расположенного примерно в 250 м. по направлению на северо-восток от ориентира - 2-х этажный жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская обл., г. Вологда, ш. Старое, д. 5, находящегося в федеральной собственности отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный  суд.

Судья    М.Н. Кастальская

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка