ПРЕЗИДИУМ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2016 года Дело N 44-6/2016
ПРЕЗИДИУМА СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
17 августа 2016 года город Салехард
Президиум Суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
председательствующего Патлатюка В.А.,
членов Президиума: Белоуса К.В., Мосиявич С.И.,
при секретаре Першиной Е.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Раджабова А.Р. к Администрации муниципального образования город Тарко-Сале, Администрации муниципального образования Пуровский район, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования Пуровский район, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района о предоставлении вне очереди жилого помещения
по кассационной жалобе Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района
на решение Пуровского районного суда ЯНАО от 25 ноября 2015 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Суда ЯНАО от 08 февраля 2016 года,
заслушав доклад судьи Суда ЯНАО Рахимкуловой Н.Р.,
УСТАНОВИЛ:
Истец Раджабов А.Р. обратился в суд с иском к Администрации города Тарко-Сале о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте города общей площадью не менее 33 квадратных метра на условиях договора социального найма.
В обосновании исковых требований указал, что на основании ордера от 21 марта 2002 года № его матери - Раджабовой З.М. на состав семьи из трех человек, включая его и сестру Раджабову С.Р., была предоставлена двухкомнатная квартира № в доме № по < адрес>. На основании распоряжения Администрации города Тарко-Сале от 17 июня 2010 года многоквартирный жилой дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. По состоянию на ... он, в составе семьи своей матери Раджабовой З.М., состоит в общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в Администрации города Тарко-Сале под номером 620, по дате подачи заявления от 18 марта 2011 года. 05 декабря 2014 года решением комиссии по рассмотрению жилищных вопросов Администрации города Тарко-Сале он признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Просил обязать ответчика предоставить ему вне очереди жилое помещение, общей площадью не менее 33 квадратных метра.
Определением Пуровского районного суда ЯНАО от 08 октября 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Раджабова З.М., Гаджигаева (Раджабова) С.Р., Гаджигаев Э.Г..
Определениями Пуровского районного суда ЯНАО от 19 октября 2015 года, от 05 ноября 2015 года, от 16 ноября 2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального образования Пуровский район, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района и Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района.
Решением Пуровского районного суда ЯНАО от 25 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены. На Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района возложена обязанность предоставить Раджабову А.Р. на состав семьи один человек вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 квадратных метра. На Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района возложена обязанность заключить с Раджабовым А.Р. договор социального найма в отношении предоставленного жилого помещения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Суда ЯНАО от 08 февраля 2016 года решение Пуровского районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 11 апреля 2016 года, ответчик Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района просит отменить решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, ссылаясь на отсутствие у истца Раджабова А.Р. права на внеочередное обеспечение жилым помещением по норме предоставления и отдельно от состава семьи его матери Раджабовой З.М., являющейся нанимателем жилого помещения. Ссылаясь на положения статей 86-89 Жилищного кодекса РФ, считают, что переселению из аварийного жилья подлежат все проживающие в квартире граждане одновременно, с предоставлением равнозначного по площади жилого помещения, исходя из компенсационного характера обеспечения другим жилым помещением.
10 мая 2016 года гражданское дело было истребовано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, поступило в суд округа 23 мая 2015 года.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы определением судьи Суда ЯНАО Рахимкуловой Н.Р. от 20 июня 2016 года кассационная жалоба с гражданским делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Суда ЯНАО.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Суда ЯНАО считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Суда ЯНАО находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов гражданского дела, на основании ордера, выданного муниципальным унитарным предприятием «Тарко-Салинское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» от 21 марта 2002 года №, матери истца - Раджабовой З.М. была предоставлена < адрес>, жилой площадью 35, 8 кв.м., на состав семьи из трех человек, включая сына Раджабова А.Р. и дочь Раджабову С.Р.
23 ноября 2010 года с Раджабовой З.М. заключен договор социального найма на вышеуказанное жилое помещение, в качестве членов семьи указаны Раджабов А.Р. и Раджабова С.Р.
Дополнительным соглашением к договору социального найма от 20 января 2015 года в качестве члена семьи нанимателя Раджабовой З.М. также указан Гаджигаев Э.Г. - зять.
Заключением межведомственной комиссии города Тарко-Сале от 25 мая 2010 года № жилой дом № по < адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации город Тарко-Сале от 17 июня 2010 года № жилой дом № по < адрес> включен в Перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу.
Согласно справкам Администрации города Тарко-Сале от 24 сентября 2015 года Раджабова З.М. и члены её семьи (дочь Раджабова С.Р. и сын Раджабов А.Р.) состоят в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях по городу Тарко-Сале, под номером 620, дата подачи заявления от 18 марта 2011 года.
Кроме того, Раджабов А.Р. состоит отдельно от нанимателя жилого помещения в списке граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений, под номером 26, дата подачи заявления-15 октября 2014 года (л.д. 31, 32 т.1).
Постановка Раджабова А.Р. на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений составом семьи 1 человек произведена на основании решения Комиссии по рассмотрению жилищных вопросов Администрации МО город Тарко-Сале от 05 декабря 2014 года (л.д. 18 т.1).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Раджабова А.Р., суд первой инстанции исходил из того, что истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях во внеочредном порядке, квартира, в которой проживает истец, признана непригодной для проживания, в связи с чем, у него возникло право на получение жилого помещения вне очереди по норме предоставления в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Суда ЯНАО согласилась с выводами суда первой инстанции.
Из обжалуемых судебных постановлений усматривается, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 и части 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Согласно части первой статьи 28-5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» нанимателю, проживающему в жилом помещении, подлежащем сносу, предоставляется другое жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Из части второй указанной статьи следует, что нанимателю, принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, при условии, если в результате такого предоставления наниматель и члены его семьи утрачивают основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, расчет нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с нанимателем по месту жительства на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом положений части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона, но не менее площади, равнозначной ранее занимаемому жилому помещению, подлежащему сносу. Положения части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона подлежат применению, в том числе в отношении принадлежащих нанимателю и членам его семьи иных жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также сделок, совершенных с данными жилыми помещениями.
Наниматель и члены его семьи, получившие жилое помещение в соответствии с настоящей частью, снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В силу части шестой статьи 28-5 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО, обеспечение жилыми помещениями членов семьи нанимателя жилого помещения и иных граждан, вселенных в жилое помещение, подлежащее сносу, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства на территории автономного округа отдельно от нанимателя жилого помещения, осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, если такие граждане не утратили основания для признания нуждающимися в жилых помещениях в результате предоставления жилого помещения в соответствии с частями 2 - 4 настоящей статьи.
Таким образом, по общему правилу, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, то есть граждане обеспечиваются другим жилым помещением, равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Закон ЯНАО от 30 мая 2005 № 36-ЗАО содержит нормы, улучшающие положение нанимателя жилого помещения, состоящего на учете нуждающихся в предоставлении жилья, при выселении из аварийного жилья. Одновременно предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями членов семьи нанимателя жилого помещения и иных граждан, вселенных в жилое помещение, подлежащее сносу, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства на территории автономного округа отдельно от нанимателя жилого помещения, осуществляется в порядке очередности.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о необходимости внеочередного обеспечения истца жилым помещением по нормам предоставления, отдельно от нанимателя жилого помещения, противоречит приведенным выше требованиям жилищного законодательства.
Кроме того, жилой дом № по < адрес> включен в Долгосрочную окружную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от 29 апреля 2013 года № 295-П, разработанную в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Законом ЯНАО от 30 мая 2005 № 36-ЗАО, согласно которой установлен срок для переселения жильцов указанного дома - четвертый квартал 2016 года.
Таким образом, < адрес> проводится плановая работа по переселению граждан, проживающих в домах, включенных в перечень аварийных многоквартирных домов.
При этом из материалов дела не следует, что помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, что указывало бы на необходимость внеочередного предоставления иного равнозначного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания вне зависимости от плана и срока сноса дома.
Поскольку решение Пуровского районного суда ЯНАО от 25 ноября 2015 года и апелляционное определение Суда ЯНАО от 08 февраля 2016 года приняты с существенными нарушениями норм материального права, однако юридически значимые обстоятельства по делу установлены в полном объеме, Президиум Суда ЯНАО находит возможным отменить судебные постановления и принять по делу новое решение, которым оставить без удовлетворения исковые требования Раджабова А.Р. к Администрации муниципального образования город Тарко-Сале, Администрации муниципального образования Пуровский район, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по норме предоставления на условиях договора социального найма.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2015 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2016 года отменить, принять по делу новое судебное постановление.
Исковые требования Раджабова А.Р. к Администрации муниципального образования город Тарко-Сале, Администрации муниципального образования Пуровский район, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по норме предоставления на условиях договора социального найма - оставить без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/ В.А. Патлатюк
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка