СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 года Дело N 22-2197/2014
г. Белгород 22 декабря 2014 года
Судебная коллегия по уголовным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Берестового А.Д.,
судей Кудинова Н.И., Шемраева С.Н.,
с участием:
-прокурора Миропольской Е.В.,
-осужденной Ворковой Г.В.,
-адвоката Андросова В.Д.,
-секретаря Бондарь О.П.
рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобе осужденной Ворковой Г.В. и представлению государственного обвинителя на приговор Свердловского районного суда г.Белгорода от 29 октября 2014 года, которым
Воркова Г.В., родившаяся ДДММГГ в «адрес», гражданка РФ, не судимая:
осуждена к ограничению свободы:
- по ч.3 ст. 159 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ (по эпизоду потерпевших Д. и Д2.) сроком на 3 года с ограничениями установленными в приговоре;
- по ч.3 ст. 30, ч.4 ст. 159 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ (по эпизоду потерпевших Р. и Л.) сроком на 2 года с ограничениями установленными в приговоре.
В соответствие со ст. 69 ч.3 УК РФ окончательно назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с возложением обязанности являться в уголовно-исполнительную инспекцию по г.Белгороду 2 раза в месяц для регистрации в дни и время, назначенное уголовно-исполнительной инспекцией.
Установлены следующие ограничения:
- не изменять место жительства («адрес»);
- не выезжать за пределы г.Белгорода и Белгородской области без согласия уголовно-исполнительной инспекции по г.Белгороду.
Заслушав доклад судьи Кудинова Н.И., изложившего содержание приговора, апелляционных жалобы и представления, материалы дела, судебная коллегия
установила:
приговором суда, постановленным в общем порядке, Воркова Г.В. признана виновной в совершении умышленных преступлений корыстной направленности при следующих обстоятельствах:
Подсудимая Воркова Г.В. совершила умышленные преступления корыстной направленности при следующих обстоятельствах:
- Так в апреле 2014 г., точную дату и время в ходе следствия установить не представилось возможным, у Ворковой Г.В. возник прямой преступный умысел, направленный на хищение чужого имущества - денежных средств, принадлежащих гражданам, путем обмана, под предлогом оказания услуг, связанных с предоставлением гражданам домов, расположенных на территории микрорайона Восточный г. Белгорода.
Так она, заранее не намереваясь выполнять взятые на себя обязательства по предоставлению гражданам домов, находящихся в микрорайоне Восточный г.Белгорода и, не имея реальной возможности их исполнить, лично, а также через своих знакомых, вступала в контакт с ранее ей знакомыми и незнакомыми гражданами, вводя их в заблуждение о действии на территории г.Белгорода программы по выдаче домов по льготной очереди малоимущим гражданам и о наличии у неё знакомых в городском жилищном фонде г.Белгорода, администрации г. Белгорода, завуалировав свои преступные действия под законные, действуя с целью завладения принадлежащими им денежными средствами. Умышленно, из корыстных побуждений, убеждала граждан в своих намерениях выполнить взятые на себя обязательства. При этом, на момент совершения преступления, Ворковой Г.В. достоверно было известно о том, что она не имела возможности оказать содействие гражданам в получении доступного жилья - домов, находящихся на территории г.Белгорода, так как не имела никакого отношения ни к городскому жилищному фонду г.Белгорода, ни к администрации г.Белгорода, и не имела возможности возвратить полученные у граждан денежные средства, так как она официально не была трудоустроена и не имела постоянного источника дохода.
В апреле 2014г., точную дату и время в ходе следствия установить не представилось возможным, Воркова Г.В., действуя по ранее разработанному плану, с целью реализации своего преступного умысла направленного на хищение чужого имущества - денежных средств, узнав о том, что гр. Д. и гр. Д2., желают приобрести в собственность 2 дома, находящихся на территории г.Белгорода в микрорайоне Восточный, пояснила им, что сможет оказать указанную им помощь, таким образом, введя в заблуждение гр. Д. и гр. Д2. относительно законности своих действий. Видя, что последние заинтересовались её предложением, она, действуя умышленно, из корыстных побуждений, заранее не намереваясь исполнять взятые на себя обязательства и, не имея реальной возможности их исполнить, предложила гр. Д. и гр. Д2. передать ей, принадлежащие последним денежные средства в сумме 800 000 рублей, за оказание услуг по предоставлению им в собственность двух домов, находящихс на территории микрорайона Восточный г.Белгорода. Будучи введенными в заблуждение относительно истинных преступных намерений Ворковой Г.В., гр. Д. и гр. Д2., на её предложение согласились. Действуя в продолжение своего преступного умысла 17.04.2014 в дневное время, точное время в ходе следствия установить не представилось возможным, Воркова Г.В., находясь по месту своего жительства по адресу: «адрес», действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью хищения чужого имущества - денежных средств, путем обмана, под предлогом оказания гр. Д. и гр. Д. услуг в приобретении ими в собственность двух домов, находящихся на территории микрорайона Восточный г.Белгорода, заранее не намереваясь исполнять взятые на себя обязательства, не имея реальной возможности их исполнить, получила от потерпевшего Д., который также действовал от имени и в интересах своего сына Д2., принадлежащие ему и его сыну, Д2., денежные средства в общей сумме 800 000 рублей (400 000 рублей, принадлежащие гр. Д. и 400 000 рублей, принадлежащие гр. Д2.), совершив их незаконное изъятие и обращение в свою пользу. С целью придания своим действиям законного характера Воркова Г.В. собственноручно написала расписку о получении денежных средств в сумме 800 000 рублей от гр. Д. Полученные от Д. денежные средства в сумме 800 000 рублей Воркова Г.В. похитила.
Таким образом, Воркова Г.В., действуя умышленно, из корыстных побуждений, путем обмана, совершила хищение чужого имущества — денежных средств в сумме 800 000 рублей, с причинением имущественного ущерба потерпевшим Д. и Д2., в крупном размере.
Она же, 15.04.2014 в дневное время, точное время в ходе следствия установить не представилось возможным, находясь по месту своего жительства по адресу: «адрес», действуя по ранее разработанному плану с целью реализации своего преступного умысла, направленного на хищение чужого имущества - денежных средств, узнав о том, что гр. Р. и гр. Л. желают приобрести в собственность 2 дома, находящихся на территории г.Белгорода в микрорайоне Восточный, пояснила им, что сможет оказать им указанную помощь. Таким образом, введя в заблуждение гр. Р. и гр. Л. относительно законности своих действий, видя, что последние заинтересовались её предложением, она, действуя умышленно, из корыстных побуждений, заранее не намереваясь исполнять взятые на себя обязательства и, не имея реальной возможности их исполнить, предложила гр. Р. и гр. Л. передать ей, принадлежащие последним денежные средства в сумме 1 300 000 рублей, за оказание услуг по предоставлению им в собственность двух домов, находящихся на территории микрорайона Восточный г.Белгорода. Будучи введенными в заблуждение относительно истинных преступных намерений Ворковой Г.В., гр. Р. и гр. Л., на её предложение согласились. 17.04.2014, около 14 часов 00 минут, Воркова Г.В., находясь возле МБУЗ «Городская детская больница №» г.Белгорода, расположенном по адресу: «адрес», действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью хищения чужого имущества - денежных средств, путем обмана, под предлогом оказания гр. Р. и гр. Л., услуг в приобретении им в собственность двух домов, находящихся на территории микрорайона Восточный г.Белгорода, заранее не намереваясь исполнять взятые на себя обязательства, не имея реальной возможности их исполнить, получила от гр. Р. и гр. Л., принадлежащие им денежные средства в общей сумме 1 300 000 рублей (650 000 рублей, принадлежащие гр. Р. и 650 000 рублей, принадлежащие гр. Л.), совершив их незаконное изъятие и обращение в свою пользу. С целью придания своим действиям законного характера Воркова Г.В. собственноручно написала расписку о получении денежных средств в сумме 650 000 рублей от гр. Л. и 650 000 рублей от гр. Р.. Полученные от гр. Р. и гр. Л. денежные средства в общей сумме 1 300 000 рублей Воркова Г.В. похитила, однако распорядиться ими по своему усмотрению не смогла по независящим от неё обстоятельствам, так как, совершив покушение на хищение чужого имущества, в особо крупном размере, была задержана сотрудниками полиции при получении денежных средств.
Таким образом Воркова Г.В., действуя умышленно, из корыстных побуждений, совершила покушение на хищение чужого имущества — денежных средств в сумме 1 300 000 рублей, путем обмана, с причинением имущественного ущерба потерпевшим Р. и Л., в особо крупном размере.
В апелляционной жалобе осужденная Воркова просит приговор отменить, ее оправдать за отсутствием в ее действиях состава преступления. Указывает на то, что никакой договоренности о хищении денежных средств у граждан, у нее с М. не было; она должна была передавать М. полностью всю сумму денежных средств, полученных от граждан, а она (М.) должна была осуществлять ей выплату за оказанную услугу уже после официального получения правоустанавливающих документов на дом покупателями. О том, что существует какая-то программа, связанная с предоставлением домов по льготной очереди малоимущим гражданам, он не знала до самого ее задержания сотрудниками полиции. Не отрицает того, что нашла несколько граждан, изъявивших желание таким образом купить дома и передававшие ей денежные средства, но умысла на совершение какого-либо преступления у нее не было. У нее был только один, добрый мотив помочь людям.
В апелляционном представлении государственный обвинитель просит приговор изменить, назначить Ворковой наказание в виде лишения свободы по ч.3 ст. 159 УК РФ сроком на 2 года, по ч.3 ст. 30 ч.4 ст. 159 УК РФ сроком на 2 года 6 месяцев, по ч.3 ст. 69 УК РФ 3 года лишения свободы в ИК общего режима. Полагает, что с учетом степени общественной опасности и фактических обстоятельств совершенных Ворковой мошеннических действий, назначенное Ворковой наказание не позволит достичь основных целей уголовного наказания - восстановления социальной справедливости и перевоспитания осужденной.
Исследовав доказательства, проверив доводы апелляционных жалобы и представления, выслушав государственного обвинителя об изменении приговора, осужденную и ее защитника об отмене приговора по доводам жалобы, судебная коллегия признает приговор законным обоснованным и справедливым.
Выводы суда о виновности Ворковой в совершении преступлений, предусмотренного по ч.3 ст. 159, ч.3 ст. 30, ч.4 ст. 159 УК РФ основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, которые были представлены сторонами обвинения и защиты.
Анализ и оценка содержатся в приговоре.
Действия Ворковой квалифицированы правильно.
Утверждения Ворковой о том, что она не совершала хищений денежных средств у потерпевших, опровергаются показаниями потерпевших Д. и Д2. о том, что с целью приобретения жилья по объявлению обратились к Ворковой, которая предложила им рассмотреть различные варианты жилья по оптимальным для них ценам. Для получения дома под самоотделку необходимо заплатить 550000 рублей. Дальнейшее оформление будет происходить силами работников администрации г.Белгорода. Деньги будут переданы непосредственно должностному лицу. Поскольку решили купить два дома, но у них было всего 800000 рублей, эту сумму передали Ворковой; показаниями Л. и Р. о том, что они пытались через Воркову приобрести социальное жилье по 650000 рублей за дом с земельным участков в г.Белгороде. Опасаясь быть обманутыми, участвовали в проведении оперативных мероприятий в отношении Ворковой. Воркова с поличным была задержана.
О том, что Воркова не имела полномочий по обеспечению граждан жильем по социальным программам подтвердил заместитель начальника жилищного управления администрации г.Белгорода М2., пояснивший, что Воркова ему не знакома и рассказал о порядке получения такого жилья нуждающимися, а предложенная Ворковой схема его получения потерпевшими является явно нарушением уголовно- материального закона, то есть преступная.
Воркова не имела реальной возможности приобрести Л., Р. и Д. жилье на выдвинутых условиях и техническим характеристикам.
Фактически об этом же показала Воркова в суде и сообщила в протоколе явки с повинной.
Полученные от потерпевших денежные средства были изъяты и возвращены законным владельцам.
Виновность Ворковой подтверждается и другими приведенными в приговоре доказательствами.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Ворковой суд не усматривает.
Ворковой с учетом всех обстоятельств дела назначено справедливое наказание. Суд считает, что ограничение свободы Ворковой достигнет целей назначения наказания.
Вместе с тем, такое наказание назначено без учета требований ст.53 УК РФ.
Ограничение свободы в качестве основного наказания может быть назначено за преступления небольшой и средней тяжести.
Воркова совершила два тяжких преступления.
С учетом обстоятельств дела, смягчающего обстоятельства- явки с повинной, отсутствия отягчающих обстоятельств, суд второй инстанции считает возможным изменить категории преступлений на основании ст.15 ч.6 УК РФ на среднюю категорию.
При изменении категории преступления и назначения наказания в виде ограничения свободы по ст.30 ч.3-159 ч.4 и ч.3 159 УК РФ подлежит исключению ссылка на ст.64 УК РФ как излишняя.
Оснований для назначения Ворковой наказания в виде лишения свободы не имеется
Поэтому апелляционное представление подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 389.20, 389.28УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Свердловского районного суда г.Белгорода от 29 октября 2014 года в отношении Ворковой Г.В. изменить.
На основании ст.15 ч.6 УК РФ изменить категории преступлений, предусмотренных ст.ст.30 ч.3-159 ч.4, ч.3-159 УК РФ с тяжких на средние и назначить наказание Ворковой Г.В в виде ограничения свободы:
- по ч.3 ст. 159 УК РФ, (за преступление в отношении Д. и Д2.) сроком на 3 года, с возложением обязанности являться в уголовно-исполнительную инспекцию по г.Белгороду 2 раза в месяц для регистрации в дни и время, назначенное уголовно-исполнительной инспекцией.
Установить Ворковой Г.В. ограничения не изменять место жительства («адрес»); не выезжать за пределы г.Белгорода и Белгородской области без согласия УИИ.
- по ч.3 ст. 30, ч.4 ст. 159 УК РФ, (за преступление в отношении Р. и Л.) сроком на 2 года, с возложением обязанности являться в уголовно-исполнительную инспекцию по г.Белгороду 2 раза в месяц для регистрации в дни и время, назначенное уголовно-исполнительной инспекцией.
Установить Ворковой Г.В. ограничения: не изменять место жительства («адрес»); не выезжать за пределы г.Белгорода и Белгородской области без согласия УИИ.
В соответствие со ст. 69 ч.3 УК РФ окончательно назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с возложением обязанности являться в уголовно-исполнительную инспекцию по г.Белгороду 2 раза в месяц для регистрации в дни и время, назначенное уголовно-исполнительной инспекцией.
Установлены следующие ограничения:
- не изменять место жительства («адрес»);
- не выезжать за пределы г.Белгорода и Белгородской области без согласия уголовно-исполнительной инспекции по г.Белгороду.
В остальной части приговор оставить без изменения. Апелляционное представление удовлетворить частично, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка