Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 ноября 2015 года N 5-АПГ15-121


[О признании недействующим пункта 2474 Приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"]

Извлечение



Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Александрова В.Н., судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П., при секретаре Савостиной О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлениям открытого акционерного общества Холдинговая компания "Электрозавод", открытое акционерное общество "Производственный комплекс ХК Электрозавод", общества с ограниченной ответственностью "Электрокомбинат", открытого акционерного общества "Московского ордена Трудового Красного Знамени завод автотракторного электрооборудования N 1" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе открытого акционерного общества Холдинговая компания "Электрозавод" на решение Московского городского суда от 6 июля 2015 года, которым в удовлетворении заявлений отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя открытого акционерного общества Холдинговая компания "Электрозавод" Живичкиной Ю.М., объяснения представителей Правительства Москвы Петрыкина А.А., Борисовой К.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

пунктом 1.1. постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64). Названный перечень является Приложением 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП (далее - Приложение 1).

Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.

Открытое акционерное общество Холдинговая компания "Электрозавод" (далее - ОАО "Электрозавод", общество), открытое акционерное общество "Производственный комплекс ХК Электрозавод" (далее - ОАО "ПК ХК Электрозавод"), общество с ограниченной ответственностью "Электрокомбинат" (далее - ООО "Электрокомбинат"), открытое акционерное общество "Московского ордена Трудового Красного Знамени завод автотракторного электрооборудования N 1" (далее - АТЭ-1) обратились в суд с заявлениями о признании недействующими пунктов с 2434 по 2440, 2442, 2443, 2448, 2450, 2451, 2459 и 2474 Приложения 1.

Заявленные требования обоснованы тем, что включенные в названные пункты Приложения 1 здания или помещения в зданиях не обладают признаками, указанными в пунктах 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 и статье 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение их в Приложение 1 неправомерно возлагает на заявителей, являющихся собственниками указанных зданий или помещений в зданиях, обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Определением Московского городского суда от 26 мая 2015 года дела по заявлениям ОАО "Электрозавод", ОАО "ПК ХК Электрозавод", ООО "Электрокомбинат", АТЭ-1 объединены в одно производство, а затем, определением от 6 июля 2015 года производство по делу в части требований об оспаривании пунктов 2434-2437, 2439, 2440, 2442, 2443, 2448, 2450, 2459 Приложения 1 прекращено.

Решением Московского городского суда от 6 июля 2015 года в удовлетворении заявлений ОАО "Электрозавод", ООО "Электрокомбинат", АТЭ-1 об оспаривании пунктов 2348, 2451 и 2474 Приложения 1 отказано.

В апелляционной жалобе ОАО "Электрозавод" просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального права и норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, выводы суда противоречат обстоятельствам дела, суд пришел к ошибочному выводу, что принадлежащие обществу здания, включенные в пункты 2438 и 2474 Приложения 1, фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Относительно апелляционной жалобы Правительство Москвы и прокуратура города Москвы представили возражения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

На территории города Москвы налог на имущество организаций введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378_2 НК РФ, и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.

Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно названной статье отнесены в том числе отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378_2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление Правительства Москвы N 700-ПП, утвердившее перечень таких объектов на 2015 год, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.

В силу пункта 3 статьи 378_2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и (или) предназначенное для использования или фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В соответствии с названными положениями НК РФ фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения указанных объектов.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).

Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).

Судом первой инстанции установлено, что Госинспекцией проведены мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0003012:1011, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Электрозаводская, д.21, корп.41 (пункт 2438 Приложения 1), помещения в котором принадлежат обществу и АТЭ-1 на праве собственности, и по результатам обследования составлен акт от 22 августа 2014 года N 9031195.

Также проведено обследование фактического использования принадлежащего обществу нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0003013:1140, расположенного по адресу: г.Москва, площадь Журавлева, д.2, стр.1 (пункт 2474 Приложения 1), о чем составлен акт от 9 октября 2014 года N 9031708.

В указанных актах отражено, что 100% общей площади указанных зданий используется для размещения офисных объектов.

По заявлению общества было проведено повторное обследование здания, включенного в пункт 2438 Перечня, и по результатам обследования составлен акт от 27 апреля 2015 года N 9007943, согласно которому для размещения офисов и офисной инфраструктуры фактически используется 57% общей площади данного здания. При этом, как установлено судом и усматривается из материалов дела, часть офисных помещений сдается в аренду иным организациям. Довод апелляционной жалобы о том, что акт обследования названного здания от 22 августа 2014 года N 9031195 составлен без фактического осмотра помещений и не мог служить основанием для включения здания в Приложение 1, подлежит отклонению. Указанный акт составлен уполномоченными лицами, определение вида фактического использования зданий в результате наружного визуального осмотра зданий, изучения поэтажных планов и экспликаций к ним не противоречит разделу III Порядка.

Актом обследования здания от 27 апреля 2015 года N 9007943 дополнительно подтверждается, что более 20% помещений от общей площади здания используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

С учетом изложенного не подлежат удовлетворению требования апелляционной жалобы ОАО "Электрозавод" об отмене решения суда и признании пункта 2438 Приложения 1 недействующим.

Вместе с тем Судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что здание с кадастровым номером 77:03:0003013:1140 не подлежало включению в пункт 2474 Приложения 1.

Как усматривается из раздела 3 Устава Общества, одним из основных видов деятельности общества является производство электротехнической, электронной и радиотехнической продукции. В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что нежилые здания, включенные в Приложение 1 под номерами 2435, 2436, 2440, 2442, 2443, фактически используются в целях производства продукции.

Здание, включенное в Приложение 1 под номером 2474, является заводоуправлением. Из экспликации к поэтажному плану дома 2 стр.1 по ул.Журавлева усматривается, что нежилые помещения здания относятся к учрежденческому типу. Данное обстоятельство подтверждается и актом обследования указанного здания от 27 апреля 2015 года N 9007954.

Здание составляет инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта вспомогательного назначения. В нем располагается административный персонал общества. Заинтересованными лицами не представлено доказательств того, что спорные нежилые помещения имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для обслуживания производства продукции.

Следовательно, здание, включенное в пункт 2474 Приложения 1, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу подпунктов 1 и 2 пункта 1, пункта 3 статьи 378_2НК РФ и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2474 Приложения 1, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 700-ПП с вынесением нового решения об удовлетворении заявления в части.

Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Московского городского суда от 6 июля 2015 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления открытого акционерного общества Холдинговая компания "Электрозавод", общества с ограниченной ответственностью "Электрокомбинат", открытого акционерного общества "Московского ордена Трудового Красного Знамени завод автотракторного электрооборудования N 1" о признании недействующим пункта 2474 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".

В этой части принять новое решение.

Признать недействующим пункт 2474 Приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка