КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 года N 2266-О
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 24_11, 24_19 и 24_20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктом 11 части 2 статьи 7 и частью 3_1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "Горторгкомплекс" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в субъекте Российской Федерации на основании обращения ООО "Горторгкомплекс" - собственника земельного участка кадастровая стоимость этого участка была установлена в размере его рыночной стоимости согласно отчету оценочной организации.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, ООО "Горторгкомплекс" было отказано в удовлетворении иска об исключении из государственного кадастра недвижимости записи о прежней кадастровой стоимости, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель, с момента ее внесения и об установлении с этого же момента кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Горторгкомплекс" оспаривает конституционность следующих законоположений, примененных судами в деле с его участием:
статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей содержание и порядок определения кадастровой и рыночной стоимости земельного участка, их взаимосвязь и закрепляющей, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости;
статей 24_11, 24_19 и 24_20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ), закрепляющих понятие государственной кадастровой оценки, право заинтересованных лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, если они расходятся с рыночной стоимостью данного объекта, а также предусматривающих порядок, сроки и правовые последствия внесения сведений о результатах определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости;
пункта 11 части 2 статьи 7 и части 3_1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ), устанавливающих, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входят данные о его кадастровой стоимости, а кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24_20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 8, 19, 34-36 и 55-57 Конституции Российской Федерации, поскольку препятствуют применению при расчете налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельного участка, установленной судом в размере рыночной, с той же даты, с какой применялась оспоренная в суде прежняя кадастровая стоимость, определенная по результатам государственной кадастровой оценки земель.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О указал, что взаимосвязанные положения Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают преимущество, в том числе для целей налогообложения, в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель; однако такое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. Также в данном Определении с учетом положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отмечено, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, осуществленной в соответствии с требованиями законодательства и при соблюдении прав владельца земельного участка; это, однако, не исключает возможности совершенствования законодательного регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24_20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Таким образом, оспариваемые законоположения, закрепляющие содержание, предназначение, использование и возможность оспаривания кадастровой стоимости, в том числе обеспечивающие расчет кадастровой стоимости земли и других объектов недвижимости исходя из их рыночной стоимости, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка