АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2015 года Дело N А31-11366/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.

при участии представителя

от заявителя: Жарова Н.Б. (доверенность от 07.07.2015 N 2)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда

обязательного медицинского страхования Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2015,

принятое судьей Смирновой Т.Н., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015,

принятое судьями Хоровой Т.В., Великоредчаниным О.Б., Черных Л.И.,

по делу N А31-11366/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЗУБиК"

(ИНН: 4401022446, ОГРН: 1044408614010)

о признании незаконными акта комплексной проверки от 27.08.2014 и требования от 24.09.2014 N 52 Территориального фонда обязательного медицинского страхования

Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330)

и установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЗУБиК" (далее - ООО "ЗУБиК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными принятых Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) акта комплексной проверки от 27.08.2014 и требования от 24.09.2014 N 52 о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 357 885 рублей и уплате 35 788 рублей 50 копеек штрафа.

решением Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2015 требования Общества удовлетворены.

постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды нарушили часть 1 статьи 168 и пункт 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По его мнению, выплата заработной платы медицинским работникам при отсутствии у них действующих сертификатов специалиста, дающих право на осуществление медицинской деятельности, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.

Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд и Общество заключили договор от 01.03.2013 N 19мт440068/2013 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (с дальнейшей пролонгацией на 2014 год), в соответствии с которым Общество обязалось бесплатно оказывать лицам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации, медицинскую помощь, включенную в Базовую программу обязательного медицинского страхования, а Фонд обязался оплачивать оказанную медицинскую помощь.

Согласно пункту 5.8 договора Общество обязуется использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и Тарифным соглашением на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования Костромской области.

В соответствии с пунктом 9 договора Общество обязуется использовать средства, полученные в соответствии с настоящим договором, строго в соответствии с их целевым назначением. Средства обязательного медицинского страхования, поступившие в медицинскую организацию, расходовать в соответствии со структурой тарифа, установленного Тарифным соглашением об оплате медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию на территории Костромской области в соответствии с Базовой программой обязательного медицинского страхования.

Фонд провел комплексную проверку использования Обществом средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Костромской области за период с 01.01.2011 по 30.06.2014, в ходе которой, в числе прочих нарушений, установил нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на выплату в 2013, 2014 годах заработной платы медицинскому персоналу при отсутствии у них действующих сертификатов специалистов на общую сумму 357 885 рублей.

По результатам проверки составлен акт от 27.08.2014, в котором Обществу предложено восстановить средства, использованные не по целевому назначению, а также уплатить штраф, начисленный на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в размере 35 788 рублей 50 копеек.

В адрес Общества Фонд выставил требование от 24.09.2014 N 52 об уплате задолженности по акту проверки от 27.08.2014.

Не согласившись с принятыми Фондом актом от 27.08.2014 и требованием от 24.09.2014 N 52, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Руководствуясь статьями 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 3, 35, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 и от 18.10.2013 N 932, постановлением администрации Костромской области от 26.12.2013 N 570-а, Арбитражный суд Костромской области признал требования Общества обоснованными и удовлетворил его заявление.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.

В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Тарифного соглашения на 2013 год от 23.01.2013 и пунктом 3.4.2 Тарифного соглашения на 2014 год от 27.12.2013 при распределен средств на заработную плату работников медицинской организации не учитываются и в структуру тарифа не входит оплата труда специалистов с высшим и средним медицинским образованием, оказывающих медицинскую помощь, не предусмотренную разрешением на медицинскую деятельность (лицензией), и (или) не имеющих действующих сертификатов по соответствующей специальности.

Учитывая изложенное, выплата заработной платы специалистам, не имеющим действующих сертификатов по соответствующей специальности, не предусмотрена структурой тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, следовательно, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.

При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права, а заявленные Обществом требования - отказу в удовлетворении.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, которые участвуют в деле и в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289 и 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области удовлетворить.

решение Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по делу N А31-11366/2014 отменить.

В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "ЗУБиК" отказать.

Арбитражному суду Костромской области осуществить поворот исполнения решения от 15.04.2015 по настоящему делу в части распределения и взыскания расходов по уплате государственной пошлины.

постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.В. Шутикова

Судьи О.Е. Бердников

И.В. Чижов

     Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка