АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2024 года Дело N А70-13241/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Донцовой А.Ю.,

судей Зиновьевой Т.А.,

Рахматуллина И.И.,

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Таксомоторный парк" на решение от 02.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Скачкова О.А.) и постановление от 09.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-13241/2023 по заявлению акционерного общества "Таксомоторный парк" (ОГРН 1027200824970, ИНН 7203046691, адрес: 625026, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 143, к. 3) к департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460, адрес: 625004, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Сакко, д. 30, к. 1) о признании недействительным решения от 05.05.2023 N 1348-о об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамент земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213, адрес: 625002, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, д. 24), муниципальное бюджетное учреждение "Тюменьгормост" (ОГРН 1097232036384, ИНН 7204149900, адрес: 625049, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Московский тракт, д. 142А), департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени (ОГРН 1037200568624, ИНН 7202074495, адрес: 625027, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Киевская, д. 60А).

В судебном заседании приняли участие представители: акционерного общества "Таксомоторный парк" - Вандышева Т.В. по доверенности от 30.06.2023, департамента имущественных отношений Тюменской области - Александрова О.В., по доверенности от 16.06.2023.

Суд

установил:

акционерное общество "Таксомоторный парк" (далее - АО "Таксомоторный парк", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент имущественных отношений) о признании незаконным решения от 05.05.2023 N 1348-о об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220002:65, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 42а; об обязании Департамента имущественных отношений предоставить в аренду вышеуказанный земельный участок на основании заявления от 24.04.2023 и представленных документов.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени, муниципальное бюджетное учреждение "Тюменьгормост", департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени.

Решением от 02.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 09.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением и постановлением, АО "Таксомоторный парк" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права, полагает, что нарушены его права и законные интересы, поскольку спорный земельный участок передан в постоянное бессрочное пользование истцу в 1992 году, в 1999 году на спорный земельный участок правопредшественнику заявителя - товариществу с ограниченной ответственностью "Таксомоторный парк" был выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 1701, зарегистрированный 02.02.1999 в Книге записей государственных актов на право собственности владения, пользования землей, тогда как Генеральный план городского округа город Тюмень утвержден решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9, то есть через девять лет после выдачи акта о пользовании; полагает, что при составлении Генерального плана городского округа город Тюмень в 2008 году подлежали учету уже сформированные земельные участки; на момент закрепления спорного земельного участка в составе земель общего пользования и на территориях, предусмотренных для использования в общественных интересах, он уже находился в постоянном бессрочном пользовании истца, Департаментом имущественных отношений решение о его изъятии для общественных нужд не принималось; Департамент имущественных отношений, определяя места общего пользования в зоне расположения спорного земельного участка, не учел наличие государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей; кроме того, законодательные акты, на которые ссылается суд апелляционной инстанции, приняты позднее выдачи государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей; обращает внимание на непоследовательность процессуальных действий Департамента имущественных отношений, который при ответе на обращение от 27.06.2007 о переоформлении спорного земельного участка из постоянного бессрочного пользования в аренду и об отказе от части земельного участка площадью 2 000 кв. м под благоустройство прилегающей территории, письмом от 02.11.2007 N 7051/17-1 указал обществу на возможность переоформления земельного участка в аренду в прежних границах.

В судебном заседании представитель общества просил суд жалобу удовлетворить, судебные акты первой и апелляционной инстанций отменить. Представитель Департамента имущественных отношений указал на необоснованность доводов жалобы, просил суд округа в ее удовлетворении отказать.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

При рассмотрении спора судами установлено, что распоряжением администрации города Тюмени от 09.12.1992 N 1931 обществу предоставлено 1, 0696 гектаров земель в бессрочное (постоянное) пользование, на основании которого выдан государственный акт N 1701, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей 02.02.1999.

19.07.1993 между Фондом имущества города Тюмени и товариществом с ограниченной ответственностью "Таксомоторный парк" (бывшее наименование общества) заключен договор аренды земельного участка с правом приобретения в собственность N А37, в соответствии с которым общество принимает в аренду с правом выкупа земельный участок площадью 10 800 кв. м, расположенный по адресу: г. Тюмень, Ленинский район, ул. Пермякова, 42а (в границах обозначенных на плане, прилагаемым к настоящему договору), с находящимися на участке строениями.

09.07.1999 Тюменской областной палатой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании договора купли-продажи муниципального предприятия Тюменского таксомоторного предприятия от 05.02.1993 N 52 обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое кирпичное двухэтажное строение общей площадью 6164, 0 кв. м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 42а (условный N 72:401:00:00:00:42а), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) сделана запись регистрации N 72_01/401-14/1999-255.

03.09.2007 приказом Управления по работе с населением Ленинского административного округа Администрации города Тюмени N 465 принято в эксплуатацию нежилое строение (гараж) после реконструкции по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 42а, общей площадью 6119, 8 кв. м, собственник ЗАО "Таксомоторный парк".

15.02.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам на основании договора купли-продажи муниципального предприятия Тюменского таксомоторного предприятия от 05.02.1993 N 52 и приказа Управления по работе с населением Ленинского административного округа Администрации города Тюмени от 03.09.2007 N 465 обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое кирпичное двухэтажное строение общей площадью 6119, 8 кв. м, лит. А., расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 42а (условный N 72:01/01:01:301:42а:00).

Письмом от 22.04.2013 N 130422010/10-2 Департамент имущественных отношений в ответ на обращение общества от 25.02.2013 N 130225015 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220002:65 в собственность за плату путем переоформления из бессрочного (постоянного) пользования под нежилое строение (гаражи) по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 42а, указал на отсутствие оснований для принятия указанного решения и утверждения схемы расположения земельного участка.

Письмом от 25.12.2014 N 141225002/10-2 Департамент имущественных отношений в ответ на обращение общества от 09.12.2014 N 141209029 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении в аренду земельного участка под нежилое строение (гаражи) по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 42а, сообщил о принятии решения об отказе в совершении названных действий, поскольку испрашиваемый участок используется неограниченным кругом лиц и входит в границы земельного участка общего пользования.

Решением от 01.02.2018 N 296-з Департамент имущественных отношений отказал обществу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220002:65 под нежилое кирпичное двухэтажное строение по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 42а, поскольку указанный в заявлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования (проект межевания территории) предназначен для размещения объекта местного значения и с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта; земельный участок используется неограниченным кругом лиц - территории общего пользования (автомобильный мост).

03.06.2021 Управлением Росреестра по Тюменской области в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 64, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220002:65, на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде предупреждения.

Одновременно с постановлением об административном наказании Управлением Росреестра по Тюменской области в отношении общества вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением от 13.07.2021 N 991_0 Департамент имущественных отношений отказал в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220002:65 в аренду под существующие гаражи для служебного автотранспорта в городе Тюмени.

05.05.2023 Департамент имущественных отношений, рассмотрев заявление общества от 21.04.2023 о предоставлении спорного земельного участка в аренду под существующие гаражи для служебного автотранспорта в городе Тюмени, принял решение N 1348-о на основании подпункта 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований, руководствуясь положениями статей подпункта 7 пункта 5 статьи 27, статей 39.2, 39.6, 39.14 - 39.17, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, пункта 2, 12 статьи 1, пункта 3 части 2 статьи 9, части 3 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18, пункта 2, 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разъяснениями, указанными в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", приняв во внимание нахождение спорного земельного участка в составе земель общего пользования и на территориях, предусмотренных для использования в общественных интересах, посчитали отказ Департамента имущественных отношений в предоставлении спорного земельного участка в аренду правомерным.

Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций не могут быть признаны судом округа законными и обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В силу статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется (пункт 1).

Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 ЗК РФ.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ, по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрены случаи заключения договоров аренды земельных участков без проведения торгов. В таком порядке, в частности, заключаются договоры аренды в случае предоставления:

- земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;

- земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, или в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении физических лиц в случае, если такой земельный участок был им предоставлен до дня введения в действие настоящего Кодекса и при этом такой земельный участок не может находиться в частной собственности (подпункты 9, 11 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).

В силу пункта 5 статьи 39.14 ЗК РФ в случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, приведен в статье 39.16 ЗК РФ.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество на праве бессрочного пользования владеет земельным участком с кадастровым номером 72:23:0220002:65, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект капитального строительства - нежилое кирпичное двухэтажное строение по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 42а, в связи с чем в силу буквального указания подпунктов 9, 11 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, пунктов 2, 2.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования названным земельным участком на право аренды.

Данная возможность реализована обществом посредством обращения в Департамент имущественных отношений в 2014, 2018, 2021 годах, а также 21.04.2023 с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка в аренду.

В силу пунктов 6 и 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, в случаях, если испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).

Оспариваемое решение мотивировано нахождением спорного земельного участка в соответствии с утвержденными документами территориального планирования в границах земельного участка, предназначенного для размещения объектов местного значения (магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, дорожка велосипедная), использованием испрашиваемого земельного участка неограниченным кругом лиц - территории общего пользования (автомобильный мост), а также отсутствием у общества статуса лица, уполномоченного на строительство этих объектов.

Суды первой и апелляционной инстанций, основываясь на выводе о расположении спорного земельного участка в границах планируемого строительства объектов местного значения, посчитали его ограниченным в обороте, что в силу пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ препятствует предоставлению его в аренду обществу.

Однако суды не учли, что в силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ по общему правилу граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, имеют исключительное право на приобретение последних в собственность или в аренду.