АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2024 года Дело N А43-10455/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2024.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,

при участии представителей

от заявителя: Носова Р.Ю. (доверенность от 09.01.2023),

от заинтересованного лица: Сусловой Е.А. (доверенность от 10.01.2024),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Региональной службы по тарифам Нижегородской области

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023

по делу N А43-10455/2023 Арбитражного суда Нижегородской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнерджиПро-НН"

(ИНН: 5260172603, ОГРН: 1175275017499)

о признании незаконными решения и действий Региональной службы по тарифам

Нижегородской области

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЭнерджиПро-НН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решения Региональной службы по тарифам по Нижегородской области (далее - Служба) от 03.02.2023 N 4/1 и действия Региональной службы по тарифам по Нижегородской области.

Решением суда от 25.07.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.

Служба не согласилась с принятым постановлением и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, действующее законодательство не содержит обязанности органа регулирования по безусловному установлению тарифов на тепловую энергию для регулируемой организации вне зависимости от того открыто ли дело об установлении тарифов по заявлению организации либо по инициативе органа регулирования. Документы, подтверждающие право законного владения и пользования объектами теплоснабжения на 2023 год Обществом не представлены, поэтому оснований полагать, что Общество является теплоснабжающей организацией, у Службы отсутствовали, обязанность по установлению тарифов для организации не возникла.

Представитель Службы в судебном заседании изложил позицию по жалобе.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя жалобы.

Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Службу с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на период регулирования с 01.01.2023 по 31.12.2023.

Общество просило рассмотреть возможность установления тарифа на основании обосновывающих материалов за 2021 год и 1 квартал 2022 года, ранее представленные (исх. N 50 от 22.04.2021 за 1 квартал 2021 года, N 143 от 07.10.2021 за 2 квартал 2021 года, N 170 от 30.11.2021 за 3 квартал 2021 года, N 108 от 06.04.2022 за 4 квартал 2021 года, N 175 от 21.07.2022 за 1 квартал 2022 года). Уведомлением от 19.12.2022 исх. N 516-612183/22 Служба открыла дело об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).

С целью дополнительного обоснования предложения Общества об установлении тарифов, а также в связи с изменением состава эксплуатируемого заявителем имущественного комплекса в соответствии с пунктом 20 Правил N 1075, в адрес Общества 26.12.2022 направлен запрос (исх. N 516-626834/22) о предоставлении необходимых документов.

В ответ на запрос Общество сообщило, что с 01.12.2022 котельная по ул. Белинского д. 32 пом. П6 остановлена и отключена от потребителей, в связи с чем, при установлении тарифов данную котельную не нужно учитывать, а также указано на предоставление испрашиваемых документов за период с 01.01.2021 по 30.06.2022.

Заседание правления Службы по тарифам состоялось 03.02.2023 при участии представителя общества Носова Р.Ю., о чем составлен протокол N 4.

Служба по тарифам решением от 03.02.2023 N 4/1 прекратила рассмотрение дела об установлении Обществу тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода, на 2023 год, в связи с непредоставлением документов, необходимых для расчета и установления экономически обоснованных тарифов, и с учетом истечения срока рассмотрения вопроса об установлении тарифов.

Общество оспорило решение Службы и действия по прекращению рассмотрения тарифного дела в судебном порядке.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075), Приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения" (далее - Регламент N 163), суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых решения и действия и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции исходил из того, что Общество было вынуждено продолжить деятельность согласно судебному решению, необходимые документы у Службы имелись, в связи с чем, у отсутствовали правовые основания для прекращения рассмотрения заявления Общества об установлении тарифа и отменил решение суда удовлетворив заявление.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемого акта, обстоятельств, послуживших основанием для принятия его принятия, возлагается на органы, принявшие акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).

В соответствии с пунктом 6 части 1, частью 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат регулированию. Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

В силу пунктов 11, 12 Правил N 1075 установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом. Открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования.

Из пункта 15 Правил N 1075 следует, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается соответствующая данному пункту информация.

Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 1075 к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе, копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату.

В случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров). Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела (пункт 20 Правил N 1075).

Пунктом 24 Правил N 1075 установлено, что в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 данных Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.

Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов определяется регламентом (пункт 25 Правил N 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 N 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент).

В силу пункта 4 Регламента в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил N 1075, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.

Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представлений предложения об установлении цен (тарифов), установленных данным регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 Регламента.

Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается (пункт 11 Регламента).

Согласно пункту 20 Регламента решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил N 1075.

Как установил суд апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, для Общества ранее устанавливались тарифы (на 2021 - 2022 годы), в 2023 году оно не намеревалось осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения, однако продолжало осуществлять деятельность на основании определения Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2022 по делу N А43-18926/2022, согласно которому Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области запрещено осуществлять регистрационные действия в отношении следующих источников тепловой энергии: - Котельная для группы жилых домов лит. ЛА, назначение: Нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 85, 9 кв. м, инв. N 95634, адрес (местонахождение) объекта: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский района, ул. Ярославская, д. 8А, кадастровый номер: 52:18:0060152:168; - Котельная для группы жилых домов, назначение: Нежилое здание, площадь 112 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: Нижегородская область, г. Нижний Новгород. Нижегородский район, ул. Минина, д. 43А, кадастровый номер: 52:18:0060103:207.

Таким образом, Обществу было запрещено осуществлять мероприятия по выводу из эксплуатации источников тепловой энергии, в том числе по отключению источников тепловой энергии от системы теплоснабжения, по окончательной остановке работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, и оно обратилось в Службу для установления тарифа на тепловую энергию на 2023 год, то есть на период, в течение которого Общество обязано было продолжать эксплуатацию котельных и поставлять тепловую энергию согласно определению суда.

Обществом представлены правоустанавливающие документы на котельные по адресам: г. Нижний Новгород, ул. Ярославская, д. 8А, ул. Минина д. 43А и информация о выводе из эксплуатации котельной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Белинского 32Пб. В данном случае на Общество не распространяются требования о сроках обращения с заявлением, о чем свидетельствует факт открытия Службой по тарифам дела об установлении тарифов по заявлению Общества. При этом ни положениями Правил N 1075, ни нормами Регламента не предусмотрена возможность прекращения открытого дела об установлении тарифов.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал, что в рассматриваемом случае ссылки Службы на истечение срока рассмотрения вопроса об установлении тарифов и непредставление Обществом документов нельзя признать обоснованными.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса).

Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А43-10455/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи

Н.Н.ДОМРАЧЕВА

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка