СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 июня 2022 года Дело N 33-567/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Точиевой А.А.,

судей Дзаитова М.М. и Плиевой И.М.,

при секретаре судебного заседания Мужухоеве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муталиева Магомета Мутиевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о возложении обязанности поставить на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учётом даты подачи заявления по апелляционной жалобе ответчика на решение Магасского районного суда от 20 января 2022 г.

Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия

установила:

Муталиев М.М. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он с 1996 г. по 2018 г. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия. 14 сентября 2012 г. он обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На заседании жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия принято решение о принятии его на учет с 6 ноября 2013 г. Считает, что в решении дата постановки на учет определена ответчиком незаконно, чем нарушено его право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления. Просит обязать МВД по Республике Ингушетия поставить его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учётом состава семьи и даты подачи заявления, но не позднее 14 ноября 2012 г.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель ответчика, считая требования истца необоснованными, просил применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать в удовлетворении иска.

Решением Магасского районного суда от 20 января 2022 г. исковое заявление удовлетворено в полном объёме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене указанного решения, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности. Кроме того, представитель ответчика указывает, что принятие жилищно-бытовой комиссией решения с нарушением срока не может расцениваться как нарушение прав истца на своевременное получение социальной выплаты, поскольку единая очередь лиц принятых на учет для получения указанной выплаты сформирована в соответствии с пунктом 25 Правил по дате принятия заявления и дате принятия правового акта, утвердившего решение комиссии, для вынесения которого срок не установлен.

Истец Муталиев М.М., третьи лица Оздоева А.Б., Муталиева Х.М., Муталиева Х.М., надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя МВД по Республике Ингушетия Баркинхоевой Л.Х., поддержавшей доводы жалобы, представителя истца Коригова М.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено нарушений такого характера.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Частью 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, установив, что рапорт истца от 14 сентября 2012 г. о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, поданный на имя министра внутренних дел Республики Ингушетия с приложением документов, предусмотренных п. 5 Правил, рассмотрен с нарушением срока, установленного п. 15 Правил, и истец принят на учет с даты принятия жилищно-бытовой комиссией решения от 15 ноября 2013 г., суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, т.к. решение по рапорту истца о принятии на учет принято по истечении значительного срока и в адрес истца в соответствии с п. 18 Правил решение не направлено.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда правомерным, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и согласуется с установленными судом фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии с п. 10 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (далее - Правила), для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам.

В силу п.п. 15 и 17 Правил (действовавших в период подачи истцом рапорта) решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии сотрудников на учет для получения единовременной выплаты оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа. Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения.

Из материалов дела усматривается, что истец Муталиев М.М. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия. Имея стаж службы более 10 лет, 14 сентября 2012 г. он обратился на имя министра внутренних дел Республики Ингушетия с рапортом о принятии его в составе семьи из 5 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, что ответчиком не оспаривается.

Из содержания рапорта усматривается, что к нему приложены документы, предусмотренные пунктом 5 Правил.

Между тем из выписки из протокола N 34 заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам МВД по Республике Ингушетия следует, что рапорт истца рассмотрен с нарушением срока, предусмотренного п. 15 Правил, и истец принят на учет лишь 15 ноября 2013 г.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец принят на учет спустя 1 год 2 месяца со дня подачи рапорта, судебная коллегия находит обоснованными доводы истца о нарушении его прав и интересов.

Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности являются несостоятельными, поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес истца в недельный срок, предусмотренный п. 18 Правил, заверенной в установленном порядке копии выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем он не мог знать о нарушенном праве.

В соответствии с п. 4 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

В силу подп. "в" п. 14 Правил одной из функций комиссии является принятие решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.

Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (п. 20 Правил).

Согласно п. 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в п. 17 настоящих Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.

Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений ч.ч. 3, 8, 10 ст. 4 и ч. 10 ст. 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.

Из содержания приведенных норм права с учетом положений п. 10 Правил следует, что одной из функций жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия является принятие сотрудников на учет для получения единовременной выплаты. Дата принятия на учет является одним из оснований для формирования единой очереди лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты.

Таким образом, довод представителя МВД по Республике Ингушетия о том, что нарушение срока, предусмотренного п. 15 Правил, не влечет нарушение прав истца на своевременное получение социальной выплаты также несостоятелен.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия по предоставлению сотрудникам единовременной выплаты рапорт истца рассмотрен с нарушением срока, предусмотренного п. 15 Правил, и истец принят на учет лишь спустя 1 год 2 месяца после подачи рапорта, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебное решение, которым на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность изменить дату постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты не позднее 14 ноября 2012 г., является законным и обоснованным, оснований, влекущих его отмену по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда от 20 января 2022 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Муталиева Магомета Мутиевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о возложении обязанности поставить на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учётом даты подачи заявления оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 9 июня 2022 г.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна:

Судья Плиева И.М.

Определение27.06.2022


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка