СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 мая 2022 года Дело N 33-572/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Точиевой А.А.,

судей Горокаевой Х.А., Цечаева С.В.,

при секретаре Акиловой З.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дударова Мурада Алиевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и возложении обязанности постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом даты подачи заявления

по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 января 2022 г.

Заслушав доклад судьи Горокаевой Х.А., судебная коллегия

установила:

Дударов М.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 3 июля 2020 г., по результатам которого истец был снят с учета на основании п. 5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, обязать МВД по Республике Ингушетия восстановить с семьей в составе 5 человек на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет, то есть с 16 февраля 2005 г., признать за истцом с семьей в составе 5 человек право на меру социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом РФ от 19 июня 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязать МВД по Республике Ингушетия предоставить Дударову М.А. с семьей в составе 5 человек меру социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел с 14 июля 2016 г. на различных должностях. Он был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий на заседании жилищно-бытовой комиссии Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (далее - УФСКН) по Республике Ингушетия от 16 февраля 2005 г. под номером N 20 в общем списке очередников, что не оспаривается сторонами. Решением жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия оформленного протоколом N от 3 июля 2020 г. он была снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на п.5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, что считает незаконным и просит удовлетворить заявленные им требования.

Определением суда от 23 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кодзоева Э.С.

Решением Магасского районного суда РИ от 20 января 2022 г. исковые требования Дударова М.А. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель МВД по РИ ставит вопрос о незаконности и необоснованности решения суда и просит его отменить с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной не явилось, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений к ней, выслушав истца Дударова М.А., просившего решение суда первой инстанции оставить без изменения, представителя ответчика Альдиева М.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии п.п. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Как указано в п. 1 "Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 г.г. дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 г., решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Судом установлено, что истец состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 16 февраля 2005 г., что сторонами не оспаривается.

Решением жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия оформленного протоколом N от 3 июля 2020 г. истец был снят с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с тем, что Постановлением администрации г. Карабулак N 141 от 16 августа 2006 г., согласно которому Дударову М.А. был предоставлен земельный участок для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными положениями ст. 57 ЖК РФ, согласно которым по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения 19 февраля 2015 г. истцом принадлежавшего ему земельного участка, обстоятельство не могло служить основанием для снятия Дударова М.А. и членов ее семьи с жилищного учета.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они согласуются с исследованными судом доказательствами и установленными обстоятельствами дела.

Согласно материалам дела Дударов М.А. с 2005 г. непрерывно состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях.

На момент принятия оспариваемого решения Дударов М.А. являлся гражданином, ранее состоящим на службе в различных должностях в системе МВД по Республике Ингушетия, впоследствии уволенным в 2019 г. со службы (в связи с болезнью) при общей продолжительности военной службы более десяти лет, не имеющий, как и члены его семьи, права пользования жилыми помещениями для постоянного проживания.

Согласно сведениям ЕГРН от 30 января 2017 г. Дударову М.А. принадлежал земельный участок для индивидуальной жилой застройки, расположенной по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации которого с 15 октября 2008 г. по 19 февраля 2015 г.

Согласно материалам дела истцом была представлена в МВД по РИ справка из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с регистрационным номером 1134, что подтверждается рапортом от 8 февраля 2017 г. Следовательно, МВД по РИ при вынесении решения данное обстоятельство было известно.

Таким образом, сведения о наличии у истца на праве собственности земельного участка были получены ответчиком согласно выписки из ЕГРП еще 8 февраля 2017 г.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (ст. 55, ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Довод апелляционной жалобы о том, что истцом утрачено основание, дающее ему право состоять на учете, основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку из приведенных норм закона следует, что законодателем установлены пресекательные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, правильным определением юридически значимых обстоятельств дела, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 января 2022 г., которым удовлетворено исковое заявление Дударова Мурада Алиевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и возложении обязанности постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом даты подачи заявления, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащей подписью

Верно:

Судья Верховного Суда

Республики Ингушетия Х.А. Горокаева

Определение15.06.2022


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка