ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2022 года Дело N 12-7/2022
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Буджаева С.А., при секретаре Кикеевой Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Административной комиссии N 1 в Республике Калмыкия Республиканской службы финансово-бюджетного контроля в лице ее представителя Емченова А.В. на постановление Целинного районного суда Республики Калмыкия от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан",
установил:
постановлением судьи Целинного районного суда Республики Калмыкия от 31 января 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (далее по тексту - ООО "Тамерлан", Общество) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с судебным постановлением, должностное лицо Административной комиссии N 1 в Республике Калмыкия Республиканской службы финансово-бюджетного контроля (далее по тексту - административная комиссия, административный орган) обратилось с жалобой в Верховный Суд Республики Калмыкия, в которой ставит вопрос о его отмене с направлением дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает на наличие в действиях ООО "Тамерлан" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, поскольку площадь магазина <...>, на которой Общество осуществляет свою деятельность по торговле помимо продовольственных товаров прочими товарами, не входящими в категорию продовольственных, составляет свыше 100 квадратных метров. Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Тамерлан" осуществляет виды экономической деятельности 56.10, 56.10.1, 56.10.3, 56.10.21 и 56.29 входят в группу 56 - предоставление продуктов питания и напитков.
Одновременно административным органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования постановления суда от 31 января 2022 года, мотивированное тем, что поданная своевременно первоначальная жалоба возвращена без рассмотрения по существу ввиду обжалования постановления лицом, которому нормами КоАП РФ не предоставлено такое право.
Представитель Административной комиссии N 1 в Республике Калмыкия Республиканской службы финансово-бюджетного контроля, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Представитель ООО "Тамерлан" представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения на жалобу административной комиссии, в которых просил отказать в ее удовлетворении, оставить решение суда без изменения.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа и лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении N 5-9/2022 в отношении ООО "Тамерлан", суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, копия постановления Целинного районного суда Республики Калмыкия от 31 января 2022 года получена административным органом 08 февраля 2022 года, на которое подана жалоба 18 февраля 2022 года посредством почтовой связи.
Определением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 25 февраля 2022 года указанная жалоба возвращена заявителю без рассмотрения по существу.
Повторно жалоба на постановление Целинного районного суда Республики Калмыкия от 31 января 2022 года подана посредством почтовой связи 06 марта 2022 года, то есть с пропуском срока обжалования, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.
Учитывая приведенные обстоятельства, принимая во внимание необходимость соблюдения баланса между принципами правовой определенности, справедливого судебного разбирательства и обеспечения реальной возможности участвующим в деле лицам воспользоваться правом на пересмотр любого решения, исходя из конституционного принципа судебной защиты прав и свобод граждан, суд считает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок обжалования постановления, поскольку отказ в восстановлении пропущенного срока исключает возможность дальнейшего движения дела и проверки обстоятельств данного дела в полном объеме.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведенных административной комиссией проверочных мероприятий установлено, что 03 декабря 2021 года в 10 часов 00 минут в магазине <...>, расположенном по адресу: <...>, не обеспечено проведение проверки действительности QR-кода, предъявляемого посетителем.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения должностным лицом административного органа в отношении ООО "Тамерлан" дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава инкриминируемого административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что в магазине <...>, расположенном по адресу: <...>, осуществлялась продажа продовольственных товаров, тогда как привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ подлежат юридические лица, занимающиеся розничной торговлей непродовольственными товарами с площадью свыше 100 квадратных метров.
С такими выводами судьи районного суда следует согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона указанного состава административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 (далее по тексту - Правила поведения).
Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 18 марта 2020 года N 77-р на территории Республики Калмыкия введен режим повышенной готовности в связи с осуществлением мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 1.4 Указа Главы Республики Калмыкия от 27 марта 2020 года N 88 "О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Калмыкия" установлено, что с 01 декабря 2021 года розничная торговля непродовольственными товарами в объектах с площадью свыше 100 квадратных метров (кроме аптек, автозаправочных станций), а также деятельность организаций, индивидуальных предпринимателей по предоставлению продуктов питания и напитков (ОКВЭД - 56), осуществляются при условии наличия у всех посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) QR-кода либо медицинского документа о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), или сертификата о перенесенном заболевании COVID-19, либо медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), выданного не ранее чем за 48 часов до посещения объектов.
Из содержания данной нормы следует, что на территории Республики Калмыкия был введен режим повышенной готовности и запрещена работа объектов розничной торговли, за исключением, в том числе, объектов розничной торговли в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости и (или) продовольственных товаров, что указывает на запрет осуществления в этот период розничной торговли непродовольственными товарами не первой необходимости и разрешение на осуществление розничной торговли только непродовольственными товарами первой необходимости или продовольственными товарами.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 03 декабря 2021 года N <...> ООО "Тамерлан" осуществляет деятельность в качестве юридического лица, основной вид деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) - 47.29.3 Торговля розничными прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах; дополнительными видами деятельности являются торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия (ОКВЭД - 47.11.2), торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (ОКВЭД - 47.25.1) (л.д. <...>).
Указанные обстоятельства также подтверждаются фототаблицей, приложенной к протоколу об административном правонарушении от 11 января 2022 года, из которой следует, что Обществом в магазине <...> реализовывались продовольственные товары (л.д. <...>).
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 29 июня 2016 года, ООО "Тамерлан" является арендатором недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>. Целевое назначение использования объекта недвижимого имущества - размещение магазина для розничной торговли продуктами питания, алкогольной продукцией, аптечными товарами и дополнительным ассортиментом товаров народного потребления (моющие средства, предметы гигиены, чулочно-трикотажные изделия, канцтовары и т.п.) (л.д. <...>).
Таким образом, в магазине <...>, расположенном по адресу: <...>, осуществляется розничная продажа продовольственных товаров, посещение которого Указом Главы Республики Калмыкия от 27 марта 2020 года N 88 разрешено без предъявления QR-кода.
С учетом установленных обстоятельств, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях ООО "Тамерлан" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным, оснований не согласиться с данным выводом не имеется.
Осуществление на территории магазина розничной продажи наряду с продуктами и товарами первой необходимости непродовольственных товаров, на что ссылается административный орган в обоснование жалобы, не образует объективную сторону состава инкриминируемого правонарушения, поскольку организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости, в императивной форме исключены законодателем из перечня организаций, для посещения которых будет требоваться QR-код, с целью беспрепятственного доступа к продуктам питания и предметам первой необходимости, что является неотъемлемым критерием в обеспечении жизнедеятельности населения и ограничение либо запрет на их посещение не допустим.
Приведенные в жалобе доводы, связанные с иным толкованием норм действующего законодательства, выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о наличии достаточных оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Более того, установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый со дня обнаружения 03 декабря 2021 года, истек, поэтому вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу невозможно, так как это ухудшает положение данного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление Целинного районного суда Республики Калмыкия от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" оставить без изменения, жалобу Административной комиссии N 1 в Республике Калмыкия Республиканской службы финансово-бюджетного контроля - без удовлетворения.
Судья С.А. Буджаева
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка