ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 марта 2022 года Дело N 3а-18/2022

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Буджаевой С.А.,

при секретаре Хониновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова О.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Иванов О.С. 05 октября 2021 года обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что с 2016 года по июль 2020 года являлся собственником земельного участка из категории земель <...>, площадью <...> кв.метров, с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: <...>.

29 июля 2020 года он продал земельный участок <...>, за которым право собственности зарегистрировано 10 августа 2020 года. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518 утвержден результат кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 17 августа 2015 года в размере 2105224 рублей, с которой он не согласен, считает, что она значительно превышает его рыночную стоимость и нарушает его права как плательщика налога. Согласно отчету независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (17 августа 2015 года) составляет 225000 рублей. Просит суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости 225 000 рублей.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 октября 2021 года административные исковые требования Иванова О.С. удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> квадратных метров, расположенного по адресу: <...>, категория земель - <...>, вид разрешенного использования - обслуживание автотранспорта, равной его рыночной стоимости в размере 225 000 (двести двадцать пять тысяч) рублей по состоянию на 17 августа 2015 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01 февраля 2022 года решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 октября 2021 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Калмыкия.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 10 марта 2022 года на основании части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен орган, определивший кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, - филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия; в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия.

В судебном заседании административный истец Иванов О.С. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административных ответчиков - Правительства Республики Калмыкия и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия <...> возражал против удовлетворения административных исковых требований, не согласился с определенной оценщиком величиной рыночной стоимости земельного участка.

Представитель администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражает против восстановления срока обращения в суд, разрешение требований оставляют на усмотрение суда.

Представитель административных ответчиков - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия, Управления Федеральной службы госудаственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, заинтересованные лица - <...>, представитель администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия в суд не явились, не сообщив суду о причинах неявки и не представив возражений по поводу заявленных административных исковых требований.

На основании ст.ст. 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 4 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, административный истец Иванов О.С. по договору купли-продажи земельного участка N <...> от 10 мая 2016 года (зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 22 июля 2016 года) приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> квадратных метров, расположенный по адресу: <...> (т. <...> л.д. <...>).

На основании договора от 29 июля 2020 года (зарегистрирован в ЕГРН 10 августа 2020 года) вышеуказанный земельный участок Ивановым О.С. продан <...> (т. <...> л.д. <...>).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, ранее принадлежавшего Иванову О.С., внесены в Единый государственный реестр недвижимости 02 сентября 2015 года, то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, истек 02 сентября 2020 года.

С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка административный истец Иванов О.С. обратился 05 октября 2021 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Верховного Суда Республики Калмыкия (т. <...> л.д. <...>).

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыки" кадастровая стоимость ранее принадлежавшего административному истцу земельного участка определена по состоянию на 17 августа 2015 года в размере 2105224 рубля.

После указанной даты результаты очередной государственной кадастровой оценки земель на территории Республики Калмыкия утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 11 июня 2020 года N 72-од.

Поскольку административный истец Иванов О.С. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <...> в период с 22 июля 2016 года по 10 августа 2020 года, размер установленной и действующей в указанный период кадастровой стоимости влияет на исчисление налоговых платежей и реализацию им иных имущественных прав в отношении данного земельного участка, административный истец имеет правовую заинтересованность в ее пересмотре и установлении в размере рыночной стоимости.

Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ срока, в связи с чем суд считает возможным восстановить административному истцу Иванову О.С. указанный срок и рассмотреть административное исковое заявление по существу.

Разрешая административное исковое заявление по существу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 1 и 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года

N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанная норма закона предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

Судом установлено, что Иванов О.С. в период с 2016 года по июль 2020 года являлся собственником земельного участка из категории земель <...>, площадью <...> кв.метров, с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: <...>.

29 июля 2020 года вышеуказанный земельный участок Ивановым О.С. отчужден <...>, государственная регистрация права собственности последнего произведена 10 августа 2020 года N <...> (л.д. <...>).

Административный истец является плательщиком налоговых платежей исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости за период с 2016 года по июль 2020 года, следовательно, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью.

Кадастровая стоимость земельного участка, ранее находившегося в собственности у Иванова О.С., утвержденная Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518, составляла 2105224 рубля, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 августа 2021 года за N <...>. Дата определения кадастровой стоимости - 17 августа 2015 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 02 сентября 2015 года (л.д. <...>).

Не согласившись с таким размером кадастровой стоимости земельного участка, административный истец обратился к независимому оценщику за определением его рыночной стоимости.

Согласно отчету N <...> от <...>, составленному оценщиком <...> (свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации "Русское Общество Оценщиков" N <...> от <...>, включен в реестр РОО <...> под регистрационным N <...>, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности N <...> от <...> по направлению - "Оценка недвижимости"), рыночная стоимость земельного участка площадью <...> кв.метров с кадастровым номером <...>, по состоянию на 17 августа 2015 года составляет 225000 рублей.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Пунктом 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года N 299, предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов, а именно: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

В представленном отчете об оценке N <...> от <...> приведено описание объекта исследования - земельного участка, его основные количественные и качественные характеристики; изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты оценки; проведен анализ рынка объектов недвижимости и внешних факторов.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным, оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения. В отчете об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки; в нем приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Стоимость объекта оценки определена путем сравнения оцениваемого объекта с другими объектами-аналогами. Оценщиком произведен анализ рынка объекта оценки, подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с обоснованием применения сравнительного подхода и отказа от применения доходного и затратного подходов, правильно определен сегмент рынка, к которому относится объект оценки.

Оценщиком был произведен анализ рынка земельных участков на 17 августа 2015 года в районе расположения объекта оценки (<...>), в ходе которого было выявлено ограниченное количество предложений по продажам аналогичных земельных участков, в связи с чем оценщиком при наличии имеющихся мотивированных выводов были приняты во внимание аналоги из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - "под индивидуальное жилищное строительство", с применением корректировки на назначение земельного участка.

Также в отчете оценщика приведена шкала корректировок при сравнении объектов различных видов разрешенного использования на неактивном рынке, при этом к удельной цене земельного участка оценщиком принята за основу понижающая корректировка 0,65 (-35%).

Объекты недвижимости, избранные оценщиком в качестве объектов-аналогов, не отличаются существенно по ценовой группе от объекта оценки, в том числе и по их качественным характеристикам. В тоже время, оценщиком применены корректировки, необходимость учета которых им в достаточной мере обоснована.

Кроме того, действующее законодательство не устанавливает требований абсолютной идентичности объекта оценки и используемых при установлении его рыночной стоимости объектов-аналогов. Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

При этом суд учитывает, что выбор аналогов, как и методики исследования - это исключительная прерогатива оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.

Суждения оценщика основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в отчете, согласуются между собой.

С учетом изложенного представленный административным истцом отчет о рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами мотивированных возражений, замечаний на отчет об определении рыночной стоимости спорного земельного участка суду не представлено, ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельствах суд признает требования Иванова О.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости 225 000 рублей по состоянию на 17 августа 2015 года подлежащими удовлетворению.

С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия N 72-од от 11 июня 2020 года утверждена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 354728 рублей, которая применяется к отношениям, возникающим с 01 января 2021 года.

Таким образом, на момент рассмотрения дела оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и установленная судом кадастровая стоимость данного земельного участка подлежит применению по 31 декабря 2020 года.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Принимая во внимание, что Законом об оценочной деятельности для физических лиц не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в суд, в данном случае, 05 октября 2021 года - дата обращения Иванова О.С. в Верховный Суд Республики Калмыкия.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".