СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 2022 года Дело N 33-161/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Шовгуровой Т.А.,

судей Джульчигиновой В.К. и Дорджиева Б.Д.

при секретаре Манжиковой А.Э.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Латышовой Н.В. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия Басановой А.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 октября 2021 года.

Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия Басановой А.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения истца Латышовой Н.В. и её представителя Эрдниевой З.Г., судебная коллегия

установила:

Латышова Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия (далее - МВД по РК) о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование иска указала, что с *** по *** года проходила службу в органах внутренних дел, 2 октября 2012 года подала заявление в комиссию МВД по РК о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 2 человека - она и ее супруг, Л.В.А. Решением Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне и организаций МВД по Республике Калмыкия (далее - Комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты, Комиссия) от 27 ноября 2012 года поставлена на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 15 марта 2017 года уволена со службы в связи с достижением предельного возраста, увольнение со службы произведено по основаниям, дающим право на получение пенсии. Решением Комиссии от 11 мая 2021 года, утвержденным распоряжением МВД по Республике Калмыкия от 11 мая 2021 года N 100 р, снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Указанное решение полагает незаконным, так как её семья проживает в смежной неизолированной жилой комнате и не обладает необходимой обеспеченностью жилой площадью.

На основании изложенного Латышова Н.В. просила суд признать незаконным решение (протокол) N 8 Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от 11 мая 2021 года, утвержденное распоряжением МВД по Республике Калмыкия от 11 мая 2021 года N 100 р, в части снятия ее с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложить на МВД по Республике Калмыкия обязанность по восстановлению ее с составом семьи 2 человека на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - со 2 октября 2012 года.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 октября 2021 года исковые требования Латышовой Н.В. удовлетворены частично.

Признано незаконным решение (протокол) N 8 заседания Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от 11 мая 2021 года, утвержденное распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия от 11 мая 2021 года N 100 р, в части снятия Латышовой Н.В. с составом семьи два человека с учета очередников Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

На Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия возложена обязанность восстановить Латышову Н.В. на учете на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 2 человека с даты постановки на учет, то есть с 27 ноября 2012 года.

В апелляционной жалобе представитель ответчика МВД по Республике Калмыкия Басанова А.А. просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе указывает на несоответствие вывода суда о проживании истца с супругом в составе двух семей в смежной неизолированной жилой комнате установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, суд не дал оценки тому, что в декабре 2020 года супруг истца произвел отчуждение принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, что является самостоятельным основанием для снятия очередника с учета на получение социальной выплаты.

В силу частей 1 и 2 статьи 327_1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Латышова Н.В. с *** по *** года проходила службу в МВД по Республике Калмыкия, является пенсионером МВД по РК.

2 октября 2012 года Латышова Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав, что её семья в составе двух человек (она и супруг Л.В.А.) проживают в жилом помещении площадью 58,5 кв.м., расположенном по адресу: ***, собственником которого является её отец М.В.Б., обеспеченность семьи истца составляет менее 15 кв.м. на человека, квартира состоит из 3 смежно-изолированных комнат.

В жилом помещении также зарегистрированы собственник М.В.Б., его дочь Латышова Н.В., зять Л.В.А., внук Л.Н.В., внучка Л.Р.В., правнук Р.В.И.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам Бюро специальных технических мероприятий МВД по Республике Калмыкия N 0033/1 от 27 ноября 2012 года Латышова Н.В. как нуждающаяся в жилом помещении принята на учет на получение единовременной социальной выплаты сотрудникам БСТМ в составе семьи из двух человек (Латышова Н.В. и ее супруг Л.В.А.).

21 июня 2017 года собственником жилого помещения М.В.Б. заключен договор дарения с Л.Р.В., на основании которого вышеуказанная квартира перешла в собственность дочери истца. Пунктом 4 названного договора предусмотрено, что состоящие на регистрационном учете в жилом помещении М.В.Б., Латышова Н.В., Л.В.А., Л.Р.В., Л.Н.В., Р.В.И. сохраняют право пользования и регистрации на указанной жилой площади. Переход права собственности к Л.Р.В. зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем Управлением Росреестра по Республике Калмыкия 3 июля 2017 года внесена регистрационная запись N ***.

25 сентября 2020 года супруг истца Латышовой Н.В. - Л.В.А. в порядке наследования по закону получил в собственность 1/2 доли жилого помещения - однокомнатной квартиры площадью 29,7 кв.м., расположенной по адресу: ***.

В соответствии с протоколом заседания Комиссии от 26 ноября 2020 года по результатам рассмотрения заявления Латышовой Н.В. о вступлении супруга Л.В.А. в наследство на 1/2 доли квартиры внесены изменения в учетное дело Латышовой Н.В. в части определения потребности в жилой площади, размер причитающейся ей площади определен из расчета: 42-(29,7/2)=42-14,85=27,15 кв.м. с учетом наличия в собственности супруга очередника 1/2 доли в однокомнатной квартире общей площадью 29,72 кв.м., приобретенной на основании свидетельства о праве на наследство от 25 сентября 2020 года. Внесенные изменения не повлияли на статус Латышовой Н.В. как нуждающейся в улучшении жилищных условий, она оставлена в очереди на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи 2 человека.

6 апреля 2021 года истец Латышова Н.В. обратилась в Комиссию с заявлением о предоставлении ей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Протоколом заседания Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от 20 апреля 2021 года постановлено ходатайствовать о предоставлении Латышовой Н.В. с учетом ее супруга единовременной социальной выплаты в размере 1247146, 11 рублей.

Письмом МВД России данный протокол возвращен в Комиссию МВД по РК на доработку в связи с необходимостью проверки обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости очередника в обеспечении жилым помещением за счет бюджетных средств.

Решением (протокол) N 8 заседания Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от 11 мая 2021 года, утвержденным распоряжением МВД по Республике Калмыкия от 11 мая 2021 года N 100 р, Латышова Н.В. с составом семьи два человека на основании пунктов 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, снята с учета очередников МВД по Республике Калмыкия на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Принимая решение, Комиссия исходила из того, что Латышова Н.В. и ее супруг Л.В.А. с 1993 года зарегистрированы и проживают в отдельном жилом помещении общей площадью 57,4 кв.м. по адресу: Республика ***, принадлежащем на основании договора дарения от 17 июня 2017 года дочери пенсионера Латышовой Н.В. - С.Р.В., *** года рождения, ранее принадлежавшем отцу пенсионера М.В.Б., *** года рождения. Также в указанном жилом помещении зарегистрированы брат собственника Л.Н.В., *** года рождения, сын собственника Р.В.И., *** года рождения. Обеспеченность на 1 человека составляет 9,56 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН муж пенсионера Л.В.А. является собственником 1/2 доли однокомнатной квартиры общей площадью 29,7 кв.м. на основании свидетельства о праве на наследство. С учетом жилых помещений, находящихся в собственности у членов семьи Латышовой Н.В., обеспеченность ее и супруга Л.В.А. составляет (14,85+9,56+9,56)/2=16,99 кв.м., что является основанием (подпункт "б" пункта 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223) для снятия Латышовой Н.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные Латышовой Н.В. требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии у Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия оснований для исключения Латышовой Н.В. из числа нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем возложил на МВД по Республике Калмыкия обязанность восстановить Латышову Н.В. на учете на получение единовременной социальной выплаты с даты постановки на такой учет.

При этом суд руководствовался пунктом 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того, что Латышова Н.В. и её супруг проживают в смежной неизолированной (проходной) жилой комнате площадью 18,3 кв.м. в составе двух семей совместно с семьей дочери истца - С.Р.В., и в этой связи пришел к выводу о необеспеченности семьи истца жилым помещением по установленной норме.

Установив названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности снятия истца с учета и восстановлении ее на учете на предоставление единовременной социальной выплаты.

С такими выводами суда следует согласиться.

Порядок и условия предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения установлены статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ от 19 июля 2011 года).

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет:

1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека;

2) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;

3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 настоящей статьи.

В силу подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 в редакции, действовавшей на момент снятия Латышовой Н.В. с учета (далее - Правила), сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

Таким образом, в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности (в том числе общая площадь жилого помещения, в котором у сотрудника и членов его семьи возникло право пользования таким жилым помещением по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации), вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

Обращаясь в суд с исковым заявлением, Латышова Н.В. в обоснование своих требований сослалась на то, что проживает в смежной неизолированной комнате в составе двух семей (дочь С.Р.В. с детьми Р.В.И. и С.К.В.).

Дочь С.Р.В. - С.К.В., *** года рождения, зарегистрирована в вышеуказанной квартире с 7 августа 2021 года, то есть после принятия оспариваемого решения Комиссии.

Согласно выписке из домовой книги от 7 октября 2021 года в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, зарегистрированы: Латышова Н.В., Л.В.А., Л.Р.В., Л.Н.В., Р.В.И., М.В.Б., С.К.В.