СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 2022 года Дело N 33-176/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Шовгуровой Т.А.,

судей Джульчигиновой В.К. и Дорджиева Б.Д.

при секретаре Манжиковой А.Э.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Элисты в интересах Булагатовой С.Л. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по апелляционному представлению прокурора Манджиевой Э.Ц. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 ноября 2021 года.

Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения прокурора Лиджиевой В.П., поддержавшей доводы представления, судебная коллегия, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора г. Элисты, действуя в интересах Булагатовой С.Л., обратился в суд с иском к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование иска указал, что Булагатова С.Л. отнесена к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. 11 ноября 2020 года она включена администрацией города Элисты в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, где состоит под номером ***. Однако право Булагатовой С.Л. на получение жилого помещения до сих пор не реализовано.

Полагает, что Булагатова С.Л. имеет право на дополнительные социальные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ссылаясь на отсутствие у нее своего жилого помещения.

На основании изложенного прокурор просил суд возложить на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанность предоставить Булагатовой С.Л. жилое помещение специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору найма специализированных жилых помещений.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 ноября 2021 года в удовлетворении иска заместителю прокурора г. Элисты отказано.

В апелляционном представлении прокурор Манджиева Э.Ц. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акта об удовлетворении исковых требований. Указывает, что действующее правовое регулирование предполагает предоставление детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения сразу после возникновения такого права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Между тем таким требованиям процессуального закона решение суда первой инстанции в полной мере не соответствует.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Булагатова С.Л., *** года рождения, относится к лицам из категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 марта 2021 года на администрацию г. Элисты возложена обязанность включить Булагатову С.Л. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договора найма специализированных жилых помещений.

Постановлением администрации г. Элисты от 20 мая 2021 года N 896 Булагатова С.Л. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, с 11 ноября 2020 года под N ***.

По сведениям Управления Росреестра по Республике Калмыкия (л.д. 33-34) Булагатова С.Л. в собственности жилого помещения не имеет.

Как следует из сведений, представленных суду Министерством образования и науки Республики Калмыкия (л.д. 23), по состоянию на 28 июля 2021 года Булагатова С.Л. состоит под номером *** в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, достигших 23 лет.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Булагатова С.Л. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, которое будет предоставлено ей в соответствии с установленной очередностью, исходя из времени принятия на такой учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ случаев, а поскольку заместитель прокурора г. Элисты, предъявляя иск в суд в интересах Булагатовой С.Л., не ставит вопрос о предоставлении ей жилого помещения вне очереди, оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения не имеется.

При этом суд указал, что предоставление Булагатовой С.Л. жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений повлечет нарушение прав детей-сирот, ранее постановленных на жилищный учет и включенных в список льготной категории граждан.

Однако с такими выводами судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (пункт 7 статьи 8 вышеназванного закона).

Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 1 статьи 22.1 Закона Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений".

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Таким образом, у Булагатовой С.Л., состоящей в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по месту ее жительства, благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Указанные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были, что повлекло за собой вынесение незаконного решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Принимая во внимание, что в силу действующего правового регулирования обеспечение жилым помещением должно осуществляться непосредственно после возникновения такого права, то Булагатова С.Л. вправе требовать предоставить причитающееся ей жилое помещение в судебном порядке.

Ошибочными являются и выводы суда о том, что удовлетворение настоящих исковых требований нарушит права других лиц, имеющих более раннюю дату постановки на учет.

Действующим законодательством не предусмотрена очередность в предоставлении жилых помещений, и, как указывалось выше, реализация такого права должна осуществляться непосредственно после его возникновения, в связи с чем предоставление в судебном порядке Булагатовой С.Л. жилого помещения не может привести к нарушению прав других лиц.

Кроме того, довод суда о том, что реализация права на получение лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения зависит от наступления очередности, не может быть признан обоснованным и потому, что обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории (пункт 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года).

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 ноября 2021 года отменить.

Исковое заявление заместителя прокурора г. Элисты в интересах Булагатовой С.Л. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить.

Возложить на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанность предоставить Булагатовой С.Л. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Председательствующий Т.А. Шовгурова

Судьи В.К. Джульчигинова

Б.Д. Дорджиев

Мотивированное определение изготовлено 21 марта 2022 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка