ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2022 года Дело N 12-11/2022
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиева Б.Т.,
при секретаре Манжиковой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кишларя О.Ф. на постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Кишларя Олега Федоровича,
установил:
постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 марта 2022 года гражданин Республики Молдова Кишларь О.Ф. признан виновным в нарушении режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения из Российской Федерации.
В жалобе на данное постановление Кишларь О.Ф просит изменить его в части назначенного ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, заменив принудительное выдворение на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации, мотивируя тем, что судья городского суда не дал должной правовой оценки всем его доводам и не принял мер к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. В частности, при принятии оспариваемого постановления судья не привел мотивы в обоснование действительной необходимости применения к нему такой меры ответственности как принудительное выдворение за пределы Российской Федерации с помещением его в специальное учреждение. Кроме того, судом не учтено, что он состоит в гражданском браке с гражданкой Российской Федерации и воспитывает с ней несовершеннолетнего ребенка, а также то, что он имеет возможность выехать из Российской Федерации самостоятельно, так как располагает необходимыми денежными средствами и обратился в посольство Республики Молдова с заявлением для оформления разового документа на возвращение в Молдову. Отмечает, что с момента его помещения в центр временного содержания МО МВД России "Яшкуль", в котором также содержатся лица, отбывшие наказание в местах лишения свободы, он опасается за свою жизнь и здоровье, а условия содержания в центре несовместимы с длительным пребыванием человека.
В судебном заседании Кишларь О.Ф., участвовавший в рассмотрении дела путем использования системы видеоконференц - связи через Юстинский районный суд Республики Калмыкия, поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснив, что он признает факт нарушения режима пребывания в Российской Федерации и готов покинуть территорию России самостоятельно, а длительное пребывание в центре временного содержания может негативно сказаться на состоянии его здоровья, так он страдает хроническим заболеванием. Во избежание негативных последствий, связанных с его незаконным пребыванием в Российской Федерации, он готов незамедлительно после получения разового документа на возвращение в Республику Молдова выехать из Российской Федерации на родину через Республику Беларусь или иное государство, с которым имеется транспортное сообщение.
Представитель Управления по вопросам миграции МВД по Республике Калмыкия - инспектор по ОП ОИК УМВ МВД по РК Дорджиев А.Н. просил оспариваемое судебное постановление оставить без изменения, указав на невозможность самостоятельного выезда Кишларя О.Ф. за пределы Российской Федерации ввиду отсутствия у него документов, удостоверяющих личность, а также в связи с прекращением авиасообщения между нашими государствами.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), или ходатайство образовательной организации, которая включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень и в которой иностранный гражданин обучается по образовательной программе, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 9 марта 2022 года в 09 часов 30 минут в ходе проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства в кабинете N*** здания ОИК УВМ МВД России по Республике Калмыкия выявлен гражданин Республики Молдова Кишларь О.Ф., допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению срока пребывания.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: рапортом ст. оперуполномоченного ОУР Управления МВД России по г. Элисте (л.д. 5); протоколом об административном правонарушении 08 РК ****от 9 марта 2022 года (л.д. 1); письменными объяснениями Кишлара О.Ф. (л.д. 2); копией фотографии паспорта Республики Молдова серии О ****, выданного 12.09.2008 г., срок действия 18.05.2028 (л.д. 3); копией заграничного паспорта серии ***, выданного 23.09.2008 г., срок действия истек 23.09.2018 г. (л.д. 12); сведениями (персональных данных, дате рождения, сведения о паспорте, въезде, гражданстве и фото) выгруженных из автоматизированной системы центрального банка данных "Мигрант", надлежащим образом заверенных должностным лицом - инспектором по ОП ОИК УВМ МВД по Республике Калмыкия Доржиевым А.Н.; данными из базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. 6 - 7), которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Документы, подтверждающие законность пребывания Кишларя О.Ф на территории Российской Федерации, отсутствуют, срок действия заграничного паспорта истек (23.09.2018 г.).
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что Кишларь О.Ф. длительное время незаконно пребывает на территории Российской Федерации, никаких мер к легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не принял.
Вывод судьи городского суда о наличии в деянии Кишларя О.Ф. состава данного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам и не оспаривается Кишларем О.Ф.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Действия Кишларя О.Ф. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и миграционного законодательства.
Постановление о привлечении Кишларя О.Ф. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы Кишларя О.Ф. о необоснованности назначенного ему дополнительного наказания в виде принудительного выдворения с содержанием в специальном учреждении и о необходимости его замены на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации признаются судом несостоятельными.
Статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 указанного Кодекса).
Согласно части 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом N 115-ФЗ (часть 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 6 указанной статьи административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона N 115-ФЗ.
Принимая во внимание обстоятельства совершения Кишларем О.Ф. административного правонарушения - продолжительность незаконного пребывания на территории Российской Федерации и отсутствие у него с 23.09.2018 года документов, удостоверяющих личность, необходимых для пересечения государственной границы Российской Федерации и въезда в иное государство, вывод суда о применении к нему дополнительного административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, следует признать правильным.
Доводы Кишларя О.Ф. о том, что он может выехать из Российской Федерации в Республику Молдова через другие государства после получения им в посольстве разового документа на возвращение в Молдову ("белого паспорта") также не свидетельствуют о возможности его выдворения путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, поскольку оформление указанного документа требует определенного времени и его личного присутствия в дипломатическом представительстве Республики Молдова в г. Москве, при этом получение разового разрешения на въезд в Молдову не предоставит ему возможности въезжать в другие страны.
С учетом изложенного ссылки Кишларя О.Ф. на наличие у него финансовой возможности для самостоятельного выезда из Российской Федерации также не могут служить основанием для применения к нему такого способа выдворения.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о необходимости изменения вида административного выдворения с принудительного выдворения за пределы Российской Федерации на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку правовых оснований, предусмотренных частью 6 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для применения в отношении Кишларя О.Ф. контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации, не имеется.
Помещение Кишларя О.Ф. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан до выдворения за пределы Российской Федерации не противоречит положениям статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является оправданным с учетом конкретных обстоятельств по делу.
Медицинские документы, подтверждающие доводы о невозможности его содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан, а также доказательства наличия угрозы его жизни в связи с нахождением в специализированном учреждении, Кишларь О.Ф. суду не представил, с жалобами на условия содержания в установленном порядке не обращался.
При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Кишларю О.Ф. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Ссылки Кишларя О.Ф. на наличие у него гражданской супруги и малолетнего ребенка, проживающих на территории Российской Федерации, не освобождают его от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не являются основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Кроме того, утверждения Кишларя О.Ф. о наличии супруги и несовершеннолетнего ребенка, нуждающихся в его заботе, не подкреплены никакими доказательствами и противоречат материалам дела.
Так, согласно представленной Управлением ЗАГС Республики Калмыкия справке N***от 10.03.2022 г. в архиве отдела ЗАГС записи актов гражданского состояния о заключении либо расторжении брака, перемене имени, об установлении отцовства, о рождении детей в отношении Кишларя О.Ф. отсутствуют. При этом в архиве ЗАГС имеется запись акта о рождении *****, **** года, которая указывается Кишларем О.Ф. в настоящем деле в качестве дочери, однако в акте о рождении данного ребенка в графе "отец" указан ******.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося по делу судебного постановления.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
С учетом изложенного постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 марта 2022 года, вынесенное в отношении Кишларя О.Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения, а его жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного суда Республики Калмыкия
решил:
постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кишларя Олега Федоровича оставить без изменения, жалобу Кишларя О.Ф. - без удовлетворения.
Судья Б.Т. Сангаджиева
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка