СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2022 года Дело N 33-4281/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Ивановой Т.С., Мурашовой Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Костина В.Г. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе во включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе истца на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 29.11.2021.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Костин В.Г. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) (далее по тексту Управление) в защиту пенсионных прав.

В обоснование исковых требований истец указал, что 08.07.2021 обратился в Управление с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ), в связи с занятостью более 15 лет на работах в качестве спасателя в профессиональной аварийно-спасательной службе и участием в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Решением Управления N 694050/21 от 21.07.2021 в удовлетворении заявления истца отказано ввиду отсутствия стажа на соответствующих видах работ. Необоснованно, как полагает истец, не включены в специальный стаж периоды его работы с 01.01.2003 по 21.12.2011 в качестве спасателя поисково-спасательного отряда МУ "Первоуральская служба спасения" и с 22.12.2011 по 08.07.2021 в качестве спасателя поисково-спасательного отряда МБУ "Первоуральская служба спасения". Указывая, что с учетом спорных периодов работы продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, составляет более 15 лет, Костин В.Г. просил решение Управления N 694050/21 от 21.07.2021 признать незаконным и обязать ответчика принять к зачету в специальный стаж в целях досрочного назначения пенсии указанные спорные периоды его трудовой деятельности.

В связи с завершением 30.09.2021 процедуры реорганизации органов ПФР в Свердловской области и прекращением деятельности в качестве юридического лица ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) определением суда от 05.10.2021 в порядке ст. 44 Гражданского процессуального кодекса РФ осуществлено процессуальное правопреемство на стороне ответчика: Управление заменено его правопреемником - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда РФ по Свердловской области (далее по тексту Отделение).

Ответчик возражал против удовлетворения иска.

Определением суда от 05.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МБУ "Первоуральская городская служба спасения".

Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 29.11.2021 в удовлетворении иска Костина В.Г. отказано.

С таким решением суда не согласился истец, в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить в полном объеме, приводя в обоснование жалобы следующие доводы. Ни Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", п. 7 ст. 25 которого устанавливал право спасателей на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, ни действовавший в тот период Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", п. "л" ч. 1 ст. 12 которого предусматривал право на досрочную пенсию для спасателей по достижении им 40 лет, если они постоянно трудились в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях не менее 15 лет, не устанавливали разделения между спасателями в зависимости от их ведомственной принадлежности. Поскольку Федеральный закон N 400-ФЗ вступил в действие с 01.01.2015 и распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты, то спорные периоды в той части, в которой имели место до 01.01.2015, подлежат включению в специальный стаж в силу ранее действовавшего пенсионного законодательства. Суд не дал оценку условиям трудового договора, согласно которым условия труда имеют 4 класс (опасные условия труда), в обязанности истца входит ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях при несчастных случаях. Также судом не учтено наличие у истца книжки спасателя от 27.06.2003, подписанной начальником ГУ МЧС России по Свердловской области и предоставляющей истцу право беспрепятственного допуска в зону чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также факт участия истца в ликвидации чрезвычайной ситуации в п. Новоталица 13.08.2003, возникшей в результате крушения и возгорания железнодорожных цистерн с бензином. Обращает внимание на то, что Первоуральская служба спасения имеет свидетельство об аттестации (от 25.03.2015, от 22.09.2021), в котором указан тип аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования - профессиональное.

В заседание судебной коллегии ответчик, третье лицо своих представителей не направили, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались заблаговременно и надлежащим образом: ответчик - путем направления 28.02.2022 уведомления по адресу электронной почты, третье лицо - заказной почтой (согласно почтового уведомления извещение получено 10.03.2022), кроме того, 28.02.2022 соответствующая информация была размещена на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 постановления от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов"). Сведениями о причинах неявки ответчика, третьего лица судебная коллегия не располагает, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, никем из участвующих в деле лиц не заявлено.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 08.07.2021 Костин В.Г., 15.09.1968 года рождения, обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.

Решением Управления N 694050/21 от 21.07.2021 истцу отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия стажа на соответствующих видах работ (л.д. 14, 15). Как следует из решения Управления, в специальный стаж не приняты к зачету периоды работы истца с 01.01.2003 по 21.12.2011 в качестве спасателя поисково-спасательного отряда МУ "Первоуральская городская служба спасения" и с 22.12.2011 по 08.07.2021 в качестве спасателя поисково-спасательного отряда МБУ "Первоуральская городская служба спасения". Факт работы истца в указанные периоды подтвержден копией его трудовой книжки (л.д. 57-61). Основанием для отказа во включении в специальный стаж спорных периодов послужило то, что действующее законодательство не предусматривает включение в специальный стаж периодов работы в аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях, не входящих в организационную структуру МЧС России и созданных иными системами, например, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями. Кроме того, указано на отсутствие кода особых условий труда на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Костина В.Г.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Костина В.Г., суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона N 400-ФЗ, Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", исходя из которых пришел к выводу, что работа истца в спорные периоды в аварийно-спасательной службе, созданной муниципальным образованием ГО "Первоуральск", не дает права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по указанному основанию, к числу которых относятся спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России. Также судом учтено отсутствие на индивидуальном лицевом счете истца, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования 20.11.1997, кода особых условий труда в отношении спорных периодов, и отсутствие указания на досрочное пенсионное обеспечение в карте специальной оценки условий труда.

Судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы истца не находит оснований не соглашаться с выводом суда об отсутствии у истца права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку такой вывод соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство РФ приняло постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подпунктом "и" пунктом 1 которого установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются:

- перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации";

- перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".

Приведенными выше нормативными актами определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются только спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов и спасатели международного класса, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений, при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и наличии постоянной работы по вышеуказанным Перечням не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.

Как следует из материалов дела, МУ "Первоуральская городская служба спасения" (впоследствии в связи с реорганизацией - МБУ "Первоуральская городская служба спасения") создано муниципальным образованием "Городской округ Первоуральск" и в организационную структуру органов МЧС России не входит, а потому работа в указанной организации в качестве спасателя право на досрочное пенсионное обеспечение по основанию, предусмотренному п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, не предоставляет.

Сведения в отношении спорных периодов работы истца как о работе с особыми условиями труда в пенсионный фонд работодателем не подавались, что видно из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в материалах дела (л.д. 18-28), при том, что при подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ).

Судебная коллегия отмечает, что отсутствие кода особых условий труда в выписке из ИЛС само по себе не препятствует включению спорных периодов в специальный стаж, если имеются надлежащие доказательства выполнения лицом в указанные периоды работы, дающей право на льготное назначение пенсии, в такой ситуации отсутствие соответствующих сведений в выписке из ИЛС свидетельствует лишь о ненадлежащем выполнении работодателем возложенных на него нормами ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанностей по предоставлению в пенсионный орган сведений, в том числе, о периодах деятельности работника, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии с п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Однако в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены доказательства (в том числе, справки работодателя), которые бы подтверждали недостоверность сведений, предоставленных работодателем в пенсионный орган относительно работы истца в спорные периоды без указания кода особых условий труда.

При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает. Отсутствует указание на наличие права на досрочное пенсионное обеспечение и в карте специальной оценки условий труда от 01.02.2021 по рабочему месту спасателя 2 класса (л.д. 92-94), несмотря на то, что класс условий труда установлен 4 (опасные условия труда).

Доводы истца в апелляционной жалобе о необходимости применения в споре положений Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пунктом "л" части 1 статьи 12 которого предусматривалось право на досрочную пенсию для спасателей по достижении им 40 лет, если они постоянно трудились в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях не менее 15 лет, не устанавливая разделения между спасателями в зависимости от их ведомственной принадлежности, судебная коллегия полагает ошибочными.

Указанный Закон утратил силу с 01.01.2002 в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ). Спорные периоды работы истца имели место после 01.01.2002, а потому положения Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" к спорным правоотношениям применению не подлежат.

Что касается Федерального закона N 173-ФЗ, то данный нормативный акт содержал аналогичное Федеральному закону N 400-ФЗ правовое регулирование вопросов досрочного пенсионного обеспечения лиц, работавших спасателями.

Так, согласно подп. 7 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подпункты 7-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ признаны утратившими силу, при этом пункт 1 статьи 27 данного закона дополнен подпунктом 16, содержание которого аналогично содержанию утратившего силу подпункта 7 пункта 1 статьи 28.

Таким образом, и действующим с 01.01.2015 Федеральным законом N 400-ФЗ, и действовавшим ранее Федеральным законом N 173-ФЗ предусматривалось аналогичное правовое регулирование вопросов досрочного пенсионного обеспечения лиц, занятых на работах спасателями, в соответствии с которым правом на льготную пенсию обладали только те лица, которые проработали не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России, при условии участия их в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Доводы апеллянта о том, что статус спасателя и профессиональные требования к спасателям муниципальных и региональных аварийно-спасательных формирований, а также аварийно-спасательных формирований МЧС России идентичны, МБУ "Первоуральская городская служба спасения" имеет свидетельство об аттестации, суд не дал оценки положениям трудового договора истца, сведениям выданной ему книжки спасателя, из которых следует участие истца в ликвидации чрезвычайных ситуаций, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности МЧС РФ, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран (определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 551-О-П). При этом спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, их компетенция ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, которые предоставлены законом спасателям структуры МЧС РФ, указанные лица не пользуются.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба истца не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 29.11.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Иванова Т.С.

Мурашова Ж.А.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка