СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 марта 2022 года Дело N 33-718/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Коржакова И.П.,

судей: Филенковой С.В., Коженовой Т.В.,

при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску ФИО9 Петровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области о перерасчете пенсии, с апелляционной жалобой Лызловой Надежды Петровны на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 22 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., истицу Лызлову Н.П., представителя ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Смоленской области - Дербанову О.И.,

установила:

ФИО10 обратилась в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярцевском районе Смоленской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд), сославшись на то, что с 10 сентября 1990 года является пенсионером по возрасту. Пенсия была назначена Ухтинским отделом социального обеспечения Коми АССР в размере 171 рубля 60 копеек из расчета среднемесячной зарплаты в сумме 428 рублей 92 копейки с учетом трудового стажа, который составляет 31 год 02 месяца 19 дней, из которых 24 года 02 месяца 21 день - работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С 2007 года проживает в г. ... Смоленской области, размер ее пенсии на сегодняшний день 28 693 рубля 88 копеек. Полагает что с учетом возраста, продолжительности трудового стажа, в том числе и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, заработной платы, из которой исчислялась пенсия и полагающихся в этой связи надбавок, размер пенсии явно занижен. Обратившись в очередной раз к ответчику с письменным заявлением, получила ответ в виде расчета со ссылками на законодательство, не содержащий расчет ее пенсионного капитала, его размер. В ответе содержались сведения о произведенной в 2010 году валоризации расчетного пенсионного капитала, а как рассчитывалась сумма ее пенсионного капитала и какова сумма валоризации, не указано. В расчетах стажа допущены ошибки. Ее общий трудовой стаж составляет 31 год 02 месяца 19 дней. По подсчетам ответчика у истицы 23 года стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Считает, что ответчик лишает ее права на исчисление общего стажа за период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в полуторном размере, ущемляя ее пенсионные права. Уточнив требования, ФИО11 просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 01 января 2010 года исходя из продолжительности общего стажа работы с учетом льготного исчисления работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в 41 год при проведении валоризации; взыскать недополученную пенсию начиная с 01 января 2010 года.

Определением суда от 27 октября 2021 года произведена замена ответчика с ГУ - Управление Пенсионного фонда в Ярцевском районе Смоленской области (межрайонное) на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области.

Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 22 ноября 2021 года в удовлетворении иска Лызловой Н.П. отказано.

В апелляционной жалобе ФИО12 просит отменить решение суда и вынести новое об удовлетворении заявленных требований. Просит включить периоды работы в районах Крайнего Севера с учетом льготного порядка исчисления стажа, который включается в общий стаж в полуторном размере с последующей валоризацией.

Относительно апелляционной жалобы ответчиком ГУ-ОПФ РФ по Смоленской области представлены возражения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, заслушав истца, представителя ответчика ГУ - ОПФ РФ по Смоленской области, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для его отмены не находит.

Из материалов дела следует, что ФИО14 10 сентября 1940 года рождения, является получателем пенсии по старости с 10 сентября 1990 года, назначенной Ухтинским отделом социального обеспечения Коми АССР (л.д. 32).

По состоянию на 30 ноября 2007 года истец являлся получателем пенсии по адресу: Республика Коми, г.Ухта (район Крайнего севера). Расчет размера пенсии производился с учетом п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

До выезда за пределы районов Крайнего севера и местностей и приравненных к ним местностей размер базовой части досрочной трудовой пенсии по старости с учётом районного коэффициента 1,3 составлял 1638руб.

При постановке на учет в Смоленской области ФИО15 с 01 декабря 2007 года и произведенной индексацией базовой части размер ее пенсии составил 3957 рублей 70 копеек, в том числе: 1560 рублей - базовая часть, 2397 рублей 70 копеек - страховая часть (л.д. 94 оборотная сторона строка 24).

На основании положений Федерального закона N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ФИО16 базовые части трудовых пенсий по старости увеличены и установлены в размере 2028 рублей. В результате, размер пенсии истца стал равен 4425 рублям 70 копейкам, в том числе: 2028 рублей - повышенная базовая часть и 2397 рублей 70 копеек-страховая часть.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", дав оценку представленному ответчиком расчету трудовой пенсии Лызловой Н.П., согласно которому расчет произведен с учетом общего трудового стажа, соответствует данным трудовой книжки истца, признав представленный истцом расчет, произведенный из данных, которые отсутствуют в справке о расчете трудовой пенсии, неверным, установив, что пенсионное обеспечение Лызловой Н.П. осуществляется в соответствии с действующим законодательством, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Оснований обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 01 января 2010 года исходя из продолжительности общего стажа работы с учетом льготного исчисления работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в 41 год при проведении валоризации; взыскать с ответчика недополученную пенсию начиная с 01 января 2010 года, не имеется, учитывая, что Пенсионным фондом учтен стаж работы истца в районах Крайнего Севера при расчете стажа, расчетный размер пенсии ФИО17 при оценке пенсионных прав застрахованного лица определен по наиболее выгодному для нее варианту.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены имеющимися доказательствами и основаны на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах дела.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые выплаты установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г, N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что со дня вступления в силу этого федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с этим федеральным законом в части, не противоречащей этому федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г. может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи.

Варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

Статьей 1 Федерального закона от 29.11.2003 N 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях размер базовой части трудовой пенсии указанным лицам определяется с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости зависит от стажевого коэффициента, который определяется с учетом продолжительности общего трудового стажа до 01 января 2002 года и величины отношения среднемесячного заработка застрахованного лица за определенный период до 01 января 2002 года к среднемесячному заработку по стране за тот же период, а также от суммы страховых взносов, начисленных работодателем за застрахованное лицо после 01 января 2002 года (если имело место выполнение оплачиваемой работы после этой даты). Следовательно, расчет этой части пенсии каждому гражданину производится индивидуально и ее установление производится с учетом вышеприведенных параметров.

При этом, согласно п.2 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых к заработной плате установлен районный коэффициент в размере 1,5 при определении размера трудовой пенсии по старости величина отношения заработков устанавливается не свыше 1,4. Период этой работы засчитываются в календарном порядке.

При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на новое место жительство размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ, т.е. без учета районного коэффициента.

С 01.01.2010 года в соответствии со ст. 30.1 Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" произведено увеличение размеров страховых частей пенсий через повышение (валоризацию) расчетного пенсионного капитала по состоянию на 31.12.2009 года. При этом пересматривалась та доля страховой части пенсии, которая определена с учётом стажа и заработка до 01.01.2002 года.

Сумма валоризации составляет 10% величина расчетного пенсионного капитала до 01.01.2002 года независимо от проработанных лет до этой даты и сверх того 1% его величины за каждый год трудового стажа до 01.01.1991 года.

Установлено, что общий стаж истца до 01.01.1991 года составлял 30 лет, поэтому расчетный капитал был увеличен на 40% (10%+30%).

Базовая часть была преобразована в фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. В результате размер трудовой пенсии с 01 января 2010 года составил 8843 рубля 98 копеек, в том числе: 3330 рублей 60 копеек - фиксированный базовый размер и 5513 рублей 38 копеек- страховая часть (л.д. 95 строка 34).

В связи с вступлением с 01 января 2015 года в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому все установленные до 31 декабря 2014 года трудовые пенсии преобразованы в страховые пенсии, а фиксированный базовый размер, ранее входивший в состав трудовой пенсии с 01 января 2015 года преобразован в фиксированную выплату, которая с указанной даты является отдельной, самостоятельной выплатой, устанавливаемой к страховой пенсии, то с 01 января 2015 года установлена фиксированная выплата в твердой сумме равная 5115 рублям 50 копейкам (л.д. 95 строка 43).

В дальнейшем с учетом положений Федерального закона N 400-ФЗ осуществлялось преобразование установленных до 01 января 2015 года страховых частей трудовых пенсий в индивидуальный пенсионный коэффициент. В соответствии с п.5 ст. 35 Федерального закона N 400-ФЗ произведено уточнение размера страховой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. Перевод произведен путем деления размера страховой части стоимости установленного п.10 ст. 15 Закона N 400-ФЗ одного пенсионного коэффициента в размере 64 рублей 10 копеек. В результате преобразований индивидуальный пенсионный коэффициент ФИО18 составил 131,279 на 01 января 2015 года.

В итоге общая сумма пенсии истца ФИО20 составила 13 530 рублей 50 копеек, индексировалась ежегодно с февраля месяца.

С 01 февраля 2016 года в соответствии со ст. 5,6 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действий отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,04 и устанавливается в размере 74 рублей 27 копеек; размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости также увеличивается на вышеуказанный коэффициент и устанавливается равной 5926 рублям 61 копейки.

Размер пенсии ФИО21 составил 15676 рублей 70 копеек.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2017 N 35 "Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 г." стоимость одного пенсионного коэффициента исходя из индекса роста потребительских цен, утвержденного этим постановлением, установлена в размере 78 рублей 28 копеек.

С 01 апреля 2017 года, с 01 января 2018 года, с 01 января 2019 года, с 01 января 2020 года произведен беззаявительный перерасчет пенсии. На 01 января 2020 года размер пенсии ФИО22 составил 19 601 рубль 08 копеек.

В соответствии с ч. 1 ст.17 Федерального закона N 400-ФЗ лицам, достигшим возврата 80-ти лет, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в увеличенном размере. С 10 сентября 2020 года истцу установлена увеличенная фиксированная выплата к страховой пенсии как лицу, достигшему возраста 80-ти лет. Размер пенсии составил 26 993 рубля 21 копейка.

С 01 января 2021 года стоимость одного пенсионного коэффициента установлена в размере 98 рублей 86 копеек, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составил 15 715 рублей 64 копейки, а размер пенсии ФИО23 составил 28 693 рубля 88 копеек.

Пунктом 4 ст.30 Закона N 173-Ф3 определена норма, согласно которой возможно осуществлять оценку пенсионных прав по пенсионному законодательству, действовавшему до 01.01.2002г., т.е. с применением норм Закона РСФСР от 20.11.1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которым подлежат зачету в общий трудовой стаж периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Однако, при этом, расчёт пенсии должен осуществляться также в прежнем, ранее предусмотренном порядке и ограничиваться максимальным размером пенсии, установленном по состоянию на 01.01.2002г. (на дату оценки пенсионных прав) в сумме 555 руб. 96 коп. Такой вариант исчисления размера пенсии выгоден в единичных случаях, при небольшом стаже работы и заработке, а также, если имеются длительные нестраховые периоды, например, периоды по уходу за нетрудоспособным лицом.

В случае, оценки пенсионных прав истца с учетом пункта 4 ст.30 Закона N 173-ФЗ, пенсия была бы исчислена по нормам ранее действовавшего законодательства, т. е. с учетом включения в стаж периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в полуторном размере,

Как следует из пояснений представителя пенсионного органа и возражений на апелляционную жалобу размер пенсии истца составлял бы при таком подсчете на 01.09.2021 год 19 376 руб. 82 коп. Указанный вариант оценки пенсионных прав ФИО24 является менее выгодным, так как получаемая в соответствии с п.3 ст.30 Закона N 173 - ФЗ сумма пенсии истца составляет 28 693 руб. 88 коп.

Является необоснованным и довод о снижении при постановке на учет и последующей выплате пенсии соотношения заработка ФИО25

При постановке пенсионного дела на учет с 01.12.2007 года производилась индексация базовой части размера пенсии, которая составила 3957 руб. 70 коп. (1560 руб. - базовая часть, 2397 руб. 70 коп. - страховая часть). В последующем размер страховой части пенсии изменялся в сторону увеличения с учетом предусмотренных законодательством индексаций.

С 01.01.2015 года пенсия выплачивается в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2015 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Установив, что расчет страховой пенсии по старости произведен истцу в соответствии с требованиями закона, по наиболее выгодному варианту, суд первой инстанции совершенно обоснованно не нашел оснований для удовлетворения требований истца.

Довод апелляционной жалобы о несогласие ФИО26 с произведенным расчетом размера пенсии, с приведением самостоятельного расчета не свидетельствует об обоснованности жалобы, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств, исследованного судом пенсионного дела, следует, что ответчиком правильно, в соответствии с требованиями закона произведен расчет размера пенсии истцу.

Также является несостоятельной ссылка в апелляционной жалобе на незаконность действий пенсионного органа при определении размера пенсии, поскольку как указано ранее, расчет пенсии произведен по наиболее выгодному для истца варианту, с включением в страховой стаж необходимых периодов трудовой деятельности, в соответствии с требованиями закона.

Утверждение ФИО27 в суде апелляционной инстанции, что её пенсия по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась, что свидетельствует об обоснованности её иска, ошибочно, поскольку пенсия ответчиком пересчитывается в соответствии с нормами пенсионного законодательства и в установленные законом сроки.

Доводы ФИО29 о том, что она должна получать такую же пенсию, как и ее бывшие коллеги, проживающие на территории районов Крайнего Севера со ссылкой на необходимость применения северного коэффициента, субъективны, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку в силу ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на новое место жительство размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется без учета районного коэффициента.

На основании изложенного, полно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне проверив доводы и возражения сторон, оценив исследованные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО31 Правовых оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО32 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 марта 2022 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка