ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 31 марта 2022 года Дело N 1-134/2022

Судья Ярославского областного суда Безуглов В.В.,

при секретаре Шапеевой Ю.А.,

с участием защитника Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля Дементьевой О.В.,

рассмотрев жалобу защитника Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля Дементьевой О.В. на постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 15 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля,

установил:

Постановлением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 15 февраля 2022 года Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В постановлении указано, что город Ярославль в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля является собственником помещений в здании, расположенном по адресу: г. Ярославль, ул. Пушкина, д. 3 (согласно выписке из реестра муниципального имущества от 14 марта 2019 года N 1403 жилые помещения, расположенные на 1 этаже и мезонине в указанном здании).

Указанное здание является объектом культурного наследия регионального значения "Дом Романова", первая треть XIX века, на основании Постановления Администрации Ярославской области от 3 сентября 2004 года N 148. Объект культурного наследия "Дом Романова" зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 16 марта 2017 года N 12 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия "Дом Романова".

На основании акта технического состояния от 17 января 2017 года, в редакциях от 13 декабря 2019 года и 15 марта 2021 года, определены состав (перечень) работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки (периодичность) проведения таких работ.

Указанным актом технического состояния предусмотрено проведение собственниками в границах своей ответственности консервационных (противоаварийных) работ на объекте культурного наследия в части карнизов на главном и боковых фасадах, а также устранение последствий пожара в срок 30 сентября 2021 года.

На основании задания департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 19 октября 2021 года N 299-ПК главным специалистом отдела государственного надзора департамента 10 ноября 2021 года проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия "Дом Романова".

В ходе проведения данного мероприятия был составлен акт осмотра объекта культурного наследия от 10 ноября 2021 года, которым установлено следующее: наблюдаются утраты штукатурно-красочного слоя, на отдельных участках деструкция кирпичной кладки; следы намокания; стеклянные заполнения большинства оконных проемов отсутствуют; на фасадах расположены несанкционированные надписи "граффити"; состояние карнизов аварийное. На момент проведения мероприятия по контролю консервационные работы на объекте не проведены. Здание находится в ненадлежащем техническом состоянии.

Собственник не организовал получение разрешения на проведение противоаварийных работ в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона N 73-Ф3 от 25 июня 2002 в уполномоченном органе.

Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, осуществляющий полномочия собственника здания, расположенного по адресу г. Ярославль, ул. Пушкина, 3, которое является объектом культурного наследия регионального значения, не выполнив противоаварийные и консервационные работы, предусмотренные охранными обязательствами, актами технического состояния объекта культурного наследия, не предпринял необходимые меры по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию его в надлежащем техническом состоянии.

В поданной в Ярославский областной суд жалобе защитник Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля Дементьева О.В. не соглашается с постановлением суда, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что собственником нежилых помещений цокольного этажа площадью 201,9 кв.м., расположенных в здании по адресу: г. Ярославль, ул. Пушкина, д. 3, является ФИО1, в связи с чем бремя содержания спорного имущества лежит на указанном лице. Полагает, что ввиду данного обстоятельства Комитет без участия указанного собственника не может проводить мероприятия по ремонту фасада здания. Кроме того, обращает внимание на отсутствие финансовой возможности увеличить бюджетные ассигнования на указанные цели. Также защитник считает, что Комитет не может являться субъектом указанного правонарушения, поскольку принадлежащие городу Ярославлю нежилые помещения в данном здании переданы Комитетом по договору аренды недвижимого имущества Обществу с ограниченной ответственностью "Феникс". На основании изложенного просит постановление судьи отменить.

Защитник Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля Дементьева О.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.

Проверив доводы жалобы, выслушав защитника, изучив материалы дела, считаю, что постановление судьи является законным и обоснованным.

Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об охране культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 47.3 названного Федерального закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В соответствии с положениями пункта 11 статьи 47.6 указанного Федерального закона если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. При этом если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

Факт нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля требований законодательства об охране объектов культурного наследия при изложенных в обжалуемом постановлении обстоятельствах подтверждается совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 23 декабря 2021 года, постановлением Администрации Ярославской области от 3 сентября 2004 года N 148, охранным обязательством от 16 марта 2017 года, актом технического состояния от 27 января 2017 года с изменениями от 13 декабря 2019 года и 15 марта 2021 года, актом осмотра объекта культурного наследия от 10 ноября 2021 года с приложенными к нему фотоматериалами, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости и другими материалами дела, которым судьей районного суда дана правильная оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Выводы судьи районного суда о доказанности вины комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в совершении вмененного административного правонарушения основаны на всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела, правильном применении норм материального и процессуального права, подробно и убедительно изложены в постановлении, не содержат противоречий, в связи с чем оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

Доводы Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля об отсутствии оснований для привлечения Комитета к административной ответственности в связи с нахождением части помещений в здании - объекте культурного наследия в собственности или пользовании третьих лиц, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебном постановлении. Указанные обстоятельства, как и ссылки на отсутствие достаточных финансовых средств, не освобождали Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля от выполнения указанных выше требований законодательства об охране объектов культурного наследия, и не свидетельствуют об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения.

Также судом обоснованно обращено внимание, что договор аренды недвижимого имущества от 26 августа 2021 года, заключенный с Обществом с ограниченной ответственностью "Феникс", на момент выявления административного правонарушения и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не прошел государственную регистрацию, и не считался в связи с этим заключенным.

Совершенное Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля административное правонарушение правильно квалифицировано по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Административное наказание назначено с учетом положений статей 4.1-4.3 КоАП РФ. Правовые основания для изменения постановления в части вида и размера назначенного административного наказания отсутствуют.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые являются основанием для отмены постановления, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 15 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля оставить без изменения, а жалобу защитника Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля Дементьевой О.В. - без удовлетворения.

Судья В.В. Безуглов


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка