СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 33-501/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Лесновой И.С.,

судей Козиной Е.Г., Скипальской Л.И.,

при секретаре Мирской Н.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 марта 2022 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Родькина Виктора Ивановича к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма по апелляционной жалобе заместителя директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Токарева С.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2021 г.

Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Родькин В.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма. В обоснование иска указал, что постановлением Администрации городского округа Саранск он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Саранска.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство образования Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия (л.д. 47-51).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2021 г. исковые требования Родькина Виктора Ивановича удовлетворены.

На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить Родькину Виктору Ивановичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м в черте г. Саранска.

В апелляционной жалобе заместитель директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Токарев С.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на то, что: в материалах дела не имеется доказательств проживания и регистрации Родькина В.И. на территории городского округа Саранск; вывод суда о том, что Родькин В.И. проживает по адресу: <адрес>, сделан на основании заявления истца; Администрация городского округа Саранск не обладала сведениями о проживании истца по указанному адресу, следовательно, "нуждаемость" истца на момент вынесения решения по указанному адресу не проверена; ввиду возможности реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, лиц, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Администрацией городского округа Саранск, как органа местного самоуправления, только за счёт и в пределах выделяемых республиканским бюджетом Республики Мордовия субвенций, а также недостаточности финансирования, у Администрации отсутствует возможность предоставить истцу жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства; по делу в качестве соответчика должно быть привлечено Министерство образования Республики Мордовия, которое в силу закона является уполномоченным органом в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, тогда как органы местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия обязаны лишь обеспечивать эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из республиканского бюджета на осуществление государственного полномочия; решение суда является неисполнимым до тех пор, пока ответчику не будут выделены и перечислены субвенции для приобретения жилого помещения; то обстоятельство, что с момента включения в список до настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истца, подлежащих восстановлению посредством возложения обязанности предоставить указанное жилое помещение; ответчиком в предоставлении жилья истцу не отказано, в связи с чем, истцом выбран неверный способ защиты права; истец не ограничен в праве на обращение в Министерство образования Республики Мордовия или в Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия для предоставления временного жилого помещения; решение суда противоречит требованиям действующего законодательства о предоставлении жилых помещений в порядке очерёдности и вынуждает предоставлять жильё по дате вынесения судебного решения, что нарушает требования закона и права иных граждан, нуждающихся в особой социальной защите.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Министерства образования Республики Мордовия и Министерства финансов Республики Мордовия, своевременно и надлежаще извещённых о времени и месте судебного заседания (л.д. 194, 195); представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства образования Республики Мордовия (л.д. 197).

Заслушав объяснения представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Кочеткова Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Родькина В.И., просившего решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 22 сентября 2015 г. Департаментом по социальной политике Администрации городского округа Саранск дано заключение о том, что Родькин В.И. <дата> года рождения, уроженец <адрес>, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Р.Г.В. решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия лишена родительских прав, в свидетельстве о рождении ребёнка в графе "отец" запись отсутствует. Родькин В.И согласно договору "О приёмной семье" от 9 февраля 2007 г. N 1 находится на воспитании в приёмной семье В.Е.А. до 26 июля 2019 г. Родькин В.И. закреплённого жилья не имеет, не является собственником либо сособственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 65).

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 9 октября 2015 г. N 2919 Родькин В.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 64).

Согласно копии паспорта и адресной справке от 3 сентября 2021 г. Родькин В.И. места регистрации по месту жительства не имеет (л.д. 70-73, 100).

Из дубликата свидетельства N 77 о регистрации по месту пребывания следует, что Родькин В.И. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 29 января 2008 г. по 26 июля 2019 г. (л.д. 74).

Выписками из домовой книги от 1 сентября 2015 г. и от 11 апреля 2019 г. также подтверждается факт проживания опекаемого Родькина В.И. с 29 января 2008 г. по 26 июля 2019 г. по адресу: <адрес>, совместно с главой семьи В.Е.А., а также опекаемым Б.М.В. <дата> года рождения.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 116,2 кв. м, находится в долевой собственности В.Е.А. (3/4 доли в праве), К.А.М. (1/8 доля в праве), К.С.М. (1/8 доля в праве) (свидетельства о государственной регистрации от 26 декабря 2014 г.) (л.д. 86, 87, 88).

Из заявления Родькина В.И. от 13 декабря 2021 г. следует, что он постоянной регистрации не имеет, проживает на жилой площади своего несовершеннолетнего брата Б.М.В. по адресу: <адрес> (л.д. 113).

В данном жилом помещении зарегистрирован глава семьи Б.М.В. <дата> года рождения, с 11 января 2018 г., о чём свидетельствует выписка из домовой книги от 21 декабря 2021 г. (л.д. 128).

По сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Филиал по Республике Мордовия (справка N 1596 от 31 августа 2015 г.), Управления Росреестра по Республике Мордовия от 14 сентября 2015 г., 24 августа 2021 г., 14 декабря 2021 г. отсутствуют сведения о правах Родькина В.И. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества (л.д. 85, 102, 122).

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд пришёл к выводу, что Родькин В.И. имеет право на предоставление по месту жительства благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда на состав семьи из одного человека не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв. м, по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа Саранск; обеспечение истца данным жилым помещением должно осуществляться Администрацией городского округа Саранск.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пункт 3 приведённой правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На территории Республики Мордовия вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", пунктами 1, 2, 4 статьи 2 которого определено, что детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2, 4 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 кв. м.

Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия.

Однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется по заявлению в письменной форме лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, достигших возраста 18 лет, лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не достигших возраста 18 лет, признанных полностью дееспособными, детей-сирот, лиц из числа детей-сирот по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания граждан, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населённом пункте.

Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлению контроля за распоряжением ими, включающим, в том числе предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия.

В соответствии со статьёй 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу вышеизложенного, поскольку Родькин В.И включен в список и достиг возраста 18 лет, но не обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, Администрация городского округа Саранск, наделённая государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, обязана предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что обеспечение Родькина В.И. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться Администрацией городского округа Саранск за счёт субвенций, предоставляемых бюджету городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.

Суд верно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения обоснование своим выводам, и дав оценку представленным доказательствам.

Довод жалобы о том, что Администрация городского округа Саранск является ненадлежащим ответчиком, так как не уполномочена принимать решения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, подлежит отклонению. В силу приведённых выше правовых норм обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления, а не на Министерство образования Республики Мордовия.

В этой связи ссылка в жалобе на необходимость привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерства образования Республики Мордовия основанием к отмене решения суда служить не может, принятым решением на указанное лицо какие-либо обязанности возложены не были.

Кроме того, Министерство образования Республики Мордовия участвовало в суде первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Доводы жалобы Администрации городского округа Саранск о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия, не влияют на правильность принятого судом решения, так как данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности предоставить истцу жилое помещение в установленном порядке.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться в порядке очереди, является несостоятельной.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан, включенных в список, не ставится законом в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, и соблюдения между гражданами очерёдности.

Довод жалобы о том, что исполнение обязанности государства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может быть возложено на органы местного самоуправления при отсутствии соответствующего финансирования, не имеет юридического значения для возникшего спора.

Исходя из вышеизложенных законоположений, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.

Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела не имеется доказательств проживания и регистрации Родькина В.И. на территории городского округа Саранск, отклоняется.

Как установлено судом первой инстанции, Родькин В.И. не имеет регистрации по месту жительства на территории г. Саранска, вместе с тем, фактически проживает на данной территории в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его брату Б.М.В., расположенном по адресу: <адрес>. При этом доказательств, подтверждающих приобретение Родькиным В.И. права собственности на указанное помещение или права пользования им на основании договора социального найма, ответчиком не представлено.

В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о том, что Родькин В.И. имеет право на предоставление ему жилого помещения на территории г.Саранска, является правомерным.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Токарева С.А. - без удовлетворения.

Председательствующий И.С. Леснова

Судьи Е.Г. Козина

Л.И. Скипальская

Мотивированное апелляционное определение составлено 16 марта 2022г.

Судья Л.И. Скипальская


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка