СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 33-481/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Лесновой И.С.,

судей Козиной Е.Г., Скипальской Л.И.,

при секретаре Марининой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 марта 2022 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Шилова А.П. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма по месту жительства, по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 декабря 2021 г.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Шилова А.П. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма по месту жительства, мотивируя требования тем, что постановлением Администрации городского округа Саранск от 26 декабря 2016 г. N 3578 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

С учетом уточнения исковых требований просила суд обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ему жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в границах г. Саранска.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 декабря 2021 г. исковые требования Шиловой А.П. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает на то, что обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах выделенных финансовых средств и в порядке очереди.

Уполномоченным органом в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений выступает Министерство образования Республики Мордовия, которое должно выступать соответчиком по делу.

Полагает, что истцом выбран неверный способ защиты права, поскольку Администрацией городского округа Саранск не отказано Шиловой А.П. в предоставлении в установленном законом порядке жилого помещения. В этой связи обращает внимание на то, что в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия. Истец не лишена права на обращение в Министерство образования или в Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия для предоставления временного жилого помещения. В полномочия органа местного самоуправления не передана обязанность по предоставлению жилых помещений для временного проживания на период до предоставления специализированных жилых помещений.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск, представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Мордовия, не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.

Заместитель Министра образования Республики Мордовия Дугушкин М.К. представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя министерства.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Шиловой А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Шилова А.П., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Ш.О.А. умерла <дата>, в графе отец стоит прочерк.

Постановлением Главы Администрации Октябрьского района г. Саранска N 224 от 21 мая 2003 г. опекуном истца была назначена Шилова Т.В.

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2016 г. N 3639 Шилова А.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

26 сентября 2020 г. Шиловой А.П. исполнилось 18 лет, однако жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ей не предоставлено.

Из материалов дела следует, что Шилова А.П. с 11 октября 2002 г. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в квартире, находящейся в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из домовой книги от 17 ноября 2021 г., а также ордером N 325 серия 7 от 5 ноября 1999 г.

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 26 декабря 2016 г. N 3578 установлен факт невозможности проживания Шиловой А.П. в вышеуказанной квартире по причине того, что член семьи нанимателя жилого помещения Турайкин Н.А., страдает тяжелой формой хронического заболевания, согласно справки ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский психоневрологический диспансер", выданной 16 декабря 2016 г. N 1541.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания N 57, Шилова А.П. с 25 апреля 2017 г. по 25 апреля 2022 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.

Шилова А.П. обучается в ГБПОУ Республики Мордовия "Ардатовский медицинский колледж" на 4 курсе отделения "Сестринское дело".

Из справки Администрации Ардатовского муниципального района от 22 ноября 2016 г. N 769 следует, что за несовершеннолетней Шиловой А.П. жилое помещение на территории Ардатовского муниципального района не закреплялось, ввиду отсутствия его у матери.

Согласно представленной выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 17 ноября 2021 г., Шилова А.П. в собственности недвижимости не имеет.

Таким образом, Шилова А.П. не имеет жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, или находящегося в пользовании на основании договора социального найма.

Право Шиловой А.П. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма, законность включения ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не оспаривалось.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Администрация городского округа Саранск, наделённая государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, обязана предоставить Шиловой А.П., которая включена в указанный список и достигла возраста 18 лет, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пункт 3 приведённой правовой нормы предусматривает, что Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2, 4 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 кв.м. Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте.

Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В соответствии со статьёй 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обеспечение Шиловой А.П. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться Администрацией городского округа Саранск за счёт субвенций, предоставляемых бюджету городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, под которым в соответствии с положениями пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В связи с чем предоставляемое Шиловой А.П. жилое помещение должно находится в границах города Саранска.

Делая такой вывод, суд первой инстанции правильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам, и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.

Судебная коллегия считает подлежащими отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что по данному делу в качестве соответчика должно быть привлечено Министерство образования Республики Мордовия, Администрация городского Саранска не уполномочена принимать решения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, поскольку в силу перечисленных выше правовых норм обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления, а не на Министерство образования Республики Мордовия.

Доводы апеллянта о том, что в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться в порядке очереди, является необоснованной.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан, включенных в список, не ставится законом в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, и соблюдения между гражданами очерёдности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение обязанности государства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может быть возложено на органы местного самоуправления при отсутствии соответствующего финансирования, отклоняются.

Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене по доводам, указанным в апелляционной жалобе, не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Кистенева К.И. - без удовлетворения.

Председательствующий

        И.С. Леснова

Судьи

Е.Г. Козина

Л.И. Скипальская


Мотивированное апелляционное определение составлено 16 марта 2022 г.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия И.С. Леснова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка