СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 марта 2022 года Дело N 33-82/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Лайпанова А.И.,
судей - Коркмазовой Л.А., Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания - Быковской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3237/2021 по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 9 августа 2021 года по иску Мамхягова М.М. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о признании протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии недействительным, признании решения Центральной жилищно-бытовой комиссии и не состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, признании распоряжения незаконным, недействительным.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Лайпанова А.И., объяснения представителя истца - Куликовой О.А., представителя ответчиков МВД по КЧР и МВД России - Дарчиевой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мамхягов М.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел РФ и Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике и с учетом уточненных требований просил признать протокол N 32 Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019г. в отношении Мамхягова М.М. недействительным; решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019г. в отношении Мамхягова М.М. и признании не состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР незаконным; распоряжение МВД по КЧР от 08.11.2019г. N 208 в отношении Мамхягова М.М. незаконным, недействительным; признать Мамхягова М.М. принятым в МВД по КЧР на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013г. (т.е., с даты издания Распоряжения МВД по КЧР N 154); признать факт и право за Мамхяговым М.М. с семьей на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД, с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, т.е. с 18.04.2013.
От ранее предъявленных требований об обязании МВД по КЧР в течение 2-х дней со дня вынесения решения суда изменить дату постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ с даты подачи заявлений путем изменения уникального номера в базе данных; обязании МВД России при решении вопроса о выплате исходить из даты возникновения права на такую выплату с даты подачи заявлений; признании даты постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ с даты подачи заявлений; считать уникальным номером в базе данных на имя Мамхягова М.М. на дату подачи заявления на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, в суде первой инстанции истец отказался, отказ судом был принят.
Свое заявление истец мотивировал тем, что 30.01.2013 он обратился в МВД по КЧР с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее по тексту ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения с приложением всех необходимых документов. С 2013 года ему было известно, что он состоит на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В отношении него было заведено учетное дело и присвоен уникальный номер.
Согласно письму ВРИО начальника тыла А.В. Калита истцу стало известно, что решением ЦЖБК МВД по КЧР (протокол от 06 ноября 2019 года N 32, утвержденный распоряжением МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года N 208) постановлено считать Мамхягова М.М. не состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения. Полагая, что его жилищные права нарушены истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Мамхягов М.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился.
Представитель истца - Куликова О.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчиков - Лаказова Г.В. поддержала письменные возражения на исковое заявление, возражала против удовлетворения исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 9 августа 2021 года исковые требования Мамхягова М.М. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике - удовлетворены. Суд признал протокол N 32 Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике от 06.11.2019 года в отношении Мамхягова М.М. недействительным.
Признал решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике от 06.11.2019 года в отношении Мамхягова М.М. и признать не состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Министерстве внутренних дел по Карачаево- Черкесской Республике незаконным.
Признал распоряжение Министерства внутренних дел по Карачаево- Черкесской Республике от 08.11.2019 года N 208 в отношении Мамхягова М.М. незаконным, недействительным.
Признал Мамхягова М.М. принятым в Министерстве внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013 года - с даты издания распоряжения Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике N 154. Признал факт и право за Мамхягова М.М. с семьей на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, с 18.04.2013 года.
В апелляционной жалобе МВД по КЧР просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, вынесенное решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что истец изначально был неправомерно принят на учет на получение единовременной социальной выплаты. Представитель ответчика указывает, что имеются обстоятельства, препятствующие пребыванию Мамхягова М.М. с семьей на учете для получения ЕСВ, а именно данные ЕГРН в отношении матери истца - <ФИО>2. Согласно выписке из ЕГРН от <дата> N... в собственности <ФИО>9 имеется два объекта недвижимого имущества: с <дата> жилой дом, общей площадью 277,5 кв.м. (1/3 доли - 129,8 кв.м.) по адресу: КЧР, <адрес>; с <дата> жилой дом, общей площадью 77,5 кв.м. (1/2 доли - 38,75 кв.м.) по адресу: КЧР, <адрес>. На момент подачи заявления, в пользовании М.М. Мамхягова, как члена семьи собственника жилого помещения, находилось 168,55 кв.м., обеспеченность на одного человека составляет 18,72 кв.м., что более учетной нормы.
Кроме того, в судебном решении не нашла свое отражение информация о том, что с <дата> в собственности истца и его супруги находилось жилое помещение общей площадью 31,6 кв.м, (по 1/4 доли - 7,9 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес>, р-н Шпаковский, <адрес> (выписки из ЕГРН от <дата> N... и N...). То есть, с 08.05.2013 у истца и членов его семьи находилось в пользовании 184,35 кв.м., жилого помещения, обеспеченность на одного человека составляла 20,48 кв.м., что более учетной нормы. Мамхягов М.М. и его супруга 06.11.2019 произвели отторжение указанных долей собственности, что в силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ является самостоятельным основанием для отказа в принятии на учет для получения ЕСВ, как и в соответствии с п. 19 Правил - для снятия с учета для получения ЕСВ. Апеллянт считает, что приведенное выше свидетельствует о том, что на момент обращения с заявлением о принятии на учет для получения ЕСВ, то есть на 30.01.2013, а так же на 05.05.2013 (приобретение в собственность долей в жилом помещении) и на 06.11.2019 (отчуждение жилого помещения) у Мамхягова М.М. и членов его семьи отсутствовало право на принятие на учет для получения ЕСВ. Более того, такое право отсутствует у Мамхягова М.М. и членов его семьи и на сегодняшний день. В протоколе ЦЖБК МВД по КЧР от 28 февраля 2013 года N 2, утверждённого распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года N 154, находящегося на архивном хранении в ИЦ МВД по КЧР, отсутствуют сведения о постановке на учет для получения ЕСВ Мамхягова М.М.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МВД РФ и МВД по КЧР - Дарчиева Л.В., поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить.
Представитель истца - Куликова О.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мамхягов М.М. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Мамхягов М.М. проходил службу в МВД по КЧР, является пенсионером МВД по КЧР.
30 января 2013 года истец обратился с заявлением на имя Министра внутренних дел по КЧР о принятии его на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения. Стаж службы истца в ОВД составлял 18 лет 08 месяцев 30 дней в календарном исчислении.
Согласно журналу N 1 регистрации принятых заявлений сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения заявление Мамхягова М.М. зарегистрировано за номером 344 от 30 января 2013 года (т.1 л.д. 209 - оборот).
Согласно книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР Мамхягов М.М. зарегистрирован за номером 336 (т.д.1, л.д.211-213).
Протоколом заседания ЦЖБК МВД по КЧР N 2 от 28 февраля 2013 года Мамхягов М.М. с семьей в составе 4 человек принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (т.д.2, л.д.13-16).
Распоряжением МВД по КЧР N 154 от 18 апреля 2013 года указанный протокол N 2 был утвержден, Мамхягову М.М. был присвоен уникальный номер, что подтверждается записью в книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.
Ответчик указывает на то, что 21.03.2019 ЦЖБК МВД по КЧР рассмотрен вопрос наличия полного пакета документов необходимого для рассмотрения заявления сотрудников, в том числе и Мамхягова М.М. Протоколом N 7 от 21.03.2019 установлено соответствие документов в учетных делах перечню, предусмотренному п.5 правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Протоколом заседания ЦЖБК МВД по КЧР N 14, утвержденным распоряжением МВД по КЧР от 20 июня 2019 года N 118, о правомерности нахождения лиц, значащихся состоящими на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, нахождение Мамхягова М.М. на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения (распоряжение МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года N 154) признано правомерным.
Однако указанное решение признано недействительным и отменено на заседании ЦЖБК МВД по КЧР 02 июля 2020 года (протокол N 7), утвержденном распоряжением МВД по КЧР от 03 июля 2020 года N 98. Этим же распоряжением признано утратившим силу распоряжение МВД по КЧР от 20 июня 2019 года N 118.
Согласно письму Врио начальника тыла А.В.Калита решением ЦЖБК МВД по КЧР (протокол от 06 ноября 2019 года N 32, утвержденный распоряжением МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года N 208) постановлено считать Мамхягова М.М. не состоящим на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР.
Как следует из протокола N 32 заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года, где повесткой дня было рассмотрение письма МВД России от 31 октября 2019 года N 22/4/2-22150 о рассмотрении списка очередников на ЕСВ в связи с несоблюдением требований Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1223 от 30 декабря 2011 года, при постановке на учет на получение ЕСВ в 2013 году - сотрудников, значащихся в дубликате протокола от 28 февраля 2013 года N 2, направленном в ДТ МВД России, считать нижеперечисленных сотрудников не состоящими на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья в МВД по КЧР, в том числе истца Мамхягова М.М. Вновь сформированный список очередников, состоящих на учете для получения ЕСВ в МВД по КЧР комиссия постановиланаправить на согласование в ДТ МВД России.
По данному факту в МВД по КЧР была проведена служебная проверка. В заключении служебной проверки от 26 марта 2019 года по фактам нарушений организации учета сотрудников (пенсионеров) МВД по КЧР, имеющих право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилья, выявленных сотрудниками МВД России, утвержденном министром внутренних дел КЧР 02 апреля 2019 года, проведенной в отношении начальника отделения имущественно-земельных отношений и социального обеспечения ООТО тыла МВД по КЧР подполковника внутренней службы Бирюковой Н.Н. и старшего специалиста отделения имущественно-земельных отношений и социального обеспечения ООТО тыла МВД по КЧР капитана внутренней службы Гожевой М.М., указано, что в ходе проверки выявлены факты внесения должностными лицами МВД по КЧР в официальные документы недостоверных сведений, предоставляющих право на получение ЕСВ, в том числе в протокол ЦЖБК МВД по КЧР от 28 февраля 2013 года N 2, утвержденный распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года N 154. В указанный протокол заседания ЦЖБК МВД по КЧР был, согласно результатам проверки, внесен вопрос о принятии на учет очередников на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилья, в том числе и истца Мамхягова М.М.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ст.4).
Согласно ч.6 ст.4 вышеуказанного Закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.4 ФЗ от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п.п. 2, 15 указанных Правил принятие на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы. Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты Мамхягов М.М. являлся действующим сотрудником органов внутренних дел и им были соблюдены все предусмотренные законом условия, необходимые для возникновения данного права.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что представленные Мамхяговым М.М. документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия истца на такой учет, ответчиками не представлено. Доказательств, свидетельствующих об умышленном искажении истцом каких-либо сведений при обращении с заявлением о постановке на учет, материалы дела также не содержат.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков ссылается на то, что в отношении Мамхягова М.М. вопрос о принятии (отказе в принятии) на учет не рассматривался, решение не принималось, в связи с чем истец считается не состоящим на учете для получения ЕСВ.
Между тем, указанные доводы опровергаются представленным в материалы дела протоколом ЦЖБК МВД по КЧР от 28 февраля 2013 года N 2, утвержденным распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года N 154, согласно которому комиссией был рассмотрен вопрос о принятии на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты, в том числе и Мамхягова М.М. и последнему был присвоен уникальный номер, а также исследованной и приобщенной к материалам дела копией журнала N 1 регистрации протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР, где зарегистрирован и вышеуказанный протокол, что подтверждает действительность проведения заседания комиссией и принятия соответствующего решения ЦЖБК в отношении Мамхягова М.М.
Доводы представителя ответчиков о том, что протокол от 28 февраля 2013 года N 2, имеющийся в материалах проверки СУ СК РФ по КЧР, не утвержден распоряжением от 18 марта 2013 года, основанием для отмены судебного акта не является, поскольку в журнале учета несекретных правовых актов МВД по КЧР N 22 (начат 04 января 2013 года, окончен 31 декабря 2013 года) отсутствуют сведения о распоряжениях, вынесенных 18 марта 2013 года, что свидетельствует об описке допущенной при изготовлении решения суда.
Имеющийся в материалах проверки СУ СК РФ по КЧР протокол от 28 февраля 2013 года N 2 утвержден распоряжением МВД по КЧР N 154. При этом вышеуказанный журнал учета несекретных правовых актов содержит сведения лишь об одном распоряжении за N 154 - от 18 апреля 2013 года.
Рассматривая довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение норм действующего законодательства Мамхягов М.М. и члены его семьи обеспечены площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы, судебная коллегия считает его несостоятельным.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
В силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно материалам дела Мамхягов М.М. и члены его семьи с 30.09.1992 по состоянию а дату подачи заявления были зарегистрированы и проживали по адресу: КЧР, <адрес>. Указанное домовладение общей площадью 129,8 кв.м. и жилой площадью 65,3 кв.м. принадлежит матери Мамхягова М.М. Кроме истца и членов его семьи по указанному адресу зарегистрированы и проживают: мать истца, брат истца со своей женой и двумя детьми.
Обеспеченность на одного человека составляет 14,42 кв.м. В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что судом первой инстанции не принято во внимание наличие у матери истца других жилых помещений. С учетом которых обеспеченность на одного человека составляет 18,72 кв.м., что более учетной нормы.
Однако при этом подателем жалобы не принято во внимание основание, по которому Мамхягов М.М. проживает в домовладении своей матери. Истец не проживает в указанном домовладении в качестве члена семьи, доказательств ведения истцом совместного хозяйства с собственником дома в материалах дела не имеется. Напротив, договорами безвозмездного пользования жилым помещением от 01.03.2007, от 02.11.2019 подтверждается факт предоставления Мамхягову М.М. в пользование доли жилого помещения без права на жилую площадь.
При таких обстоятельствах, довод об обеспеченности истца площадью жилого помещения более учетной нормы, не соответствует материалам дела.
Также не может служить основанием для снятия Мамхягова М.М. с учета факт нахождения в собственности истца квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, поскольку Мамхягов М.М. приобрел ее по договору участия в долевом строительстве от 30.08.2012, площадь квартиры составляет 30,50 кв.м., что менее учетной нормы на каждого члена семьи Мамхягова М.М.