СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2022 года Дело N 33-227/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - Лайпанова А.И.,

судей - Сыч О.А., Джуккаева А.В.,

при секретаре судебного заседания - Чочуеве М.А-А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3239/2021 по апелляционной жалобе Хутова В.Х. на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 октября 2021 по иску Хутова В.Х. к Прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными приказа прокурора Карачаево-Черкесской Республики N 72 от 21.04.2021 года "О частичном изменении структуры и штатного расписания аппарата прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики и прокуратуры г.Черкесска Карачаево-Черкесской Республики" в части сокращения должности первого заместителя прокурора г.Черкесска Карачаево-Черкесской Республики и восстановлении в указанной должности, заключения служебной проверки от 08.04.2021 года и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от N 111 от 10.06.2021 года, приказа N 114 от 15.06.2021 года о назначении на должность старшего прокурора отдела по надзору за процессуальной деятельностью в органах Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики и освобождении от должности первого заместителя прокурора г.Черкесска Карачаево-Черкесской Республики,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Лайпанова А.И., объяснения Хутова В.Х. и его представителя - Проценко В.А., возражения представителя Прокуратуры КЧР - Станкевич Г.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хутов В.Х. обратился в суд с иском к прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики о восстановлении нарушенных трудовых прав, в обоснование требований указав, что с 01.11.2007 он замещал должность первого заместителя прокурора г.Черкесска, которая исключена из штата прокуратуры города приказом прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 21.04.2021 N 72.

До окончания рассмотрения его заявления об отмене данного приказа и его обращения Генеральному прокурору РФ, он согласился с предложенное ему должностью старшего прокурора отдела по надзору за процессуальной деятельностью в органах Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры КЧР, на которую и был назначен приказом и.о. прокурора КЧР от 15.06.2021 N 114. Кроме того, приказом прокурора КЧР от 10.06.2021 N 111 истец был привлечен к дисциплинарной ответственности и предупрежден о неполном служебном соответствии за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей при организации надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и отсутствии системного надзора за процессуальной деятельностью ОД и СО ОМВД России по г.Черкесску. Считает указанные приказы незаконными и необоснованным по следующим основаниям.

Организационно-штатное мероприятие по сокращению единицы первого заместителя прокурора г.Черкесска прокуратурой республики проведено в нарушение требований ст.16 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), Инструкции о порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 03.07.2013 N 261 (далее - Инструкция от 03.07.2013 N 261). Данное сокращение не может способствовать укреплению основного звена системы прокуратуры - прокуратуры районного уровня, так как увеличился объем задач, функций, работы, возложенной на прокуратуру г.Черкесска. Штатная численность органов прокуратуры КЧР, утвержденная заместителем Генерального прокурора РФ, не сокращалась, не уменьшен и лимит бюджетных средств на фонд оплаты труда, а поэтому законных оснований для изменения штата прокуратуры г.Черкесска и сокращения его должности - не было. В нарушение п.2.1 Инструкции от 03.07.2013 N 261 штатные мероприятия в аппарате прокуратуры КЧР и прокуратуры г.Черкесска были проведены не по состоянию на 1 ноября, а лишь 21 апреля текущего года, и с сокращением должности первого заместителя прокурора с 23 июня 2021 года. В нарушение пунктов 1.5, 1.6 и 3.5 Инструкции от 03.07.2013 N 261, при издании приказа от 21.04.2021 не был соблюден оптимальный баланс между штатной численностью прокуратуры г.Черкесска и прокуратуры КЧР, не введена эта же или иная должность и в том же количестве в других районных/городских прокуратурах КЧР или в аппарате прокуратуры КЧР, не учтена необходимая численность заместителей, исходя из штата прокуратуры г.Черкесска.

Более того, при наличии в штатном расписании прокуратуры г.Черкесска вакантной должности заместителя прокурора, была сокращена не вакантная аналогичная должность, которая при сокращении ему не предлагалась, а именно должность первого заместителя прокурора, что не соответствует как требованиям закона, так и положениям Инструкции от 03.07.2013 N 261. Основанием для издания Приказа прокурора от 10.06.2021 N 111 "О привлечении к дисциплинарной ответственности" послужило заключение служебной проверки от 08.04.2021, проведённой на поднадзорном ему (истцу) участке деятельности за 2020 год. При этом, в нарушение требований Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 28.04.2016 N 255 (далее - Инструкция от 28.04.2016 N 255), в состав комиссии по проведению служебной проверки были включены работники Прокуратуры КЧР, не являющиеся сотрудниками отдела кадров, - заместитель начальника отдела Казаков Р.М., старший прокурор отдела Урусов А.С. и прокурор отдела Тхагапсоев М.М. При этом, Казаков Р.М. в период его отсутствия на работе в 2020 году исполнял его обязанности около 2-х месяцев, а Тхагапсоев М.М. - около 1,5 месяцев. Таким образом, эти прокурорские работники проводили служебную проверку, в том числе, и за период времени, когда сами же исполняли обязанности первого заместителя прокурора г.Черкесска, соответственно, были заинтересованы в результатах служебной проверки и привлечении иного лица к ответственности за допущенные ими же упущения. Кроме того, в состав этой комиссии также входил старший прокурор отдела прокуратуры КЧР Урусов А.С., которому при проведении предыдущих служебных проверок он заявлял отвод в связи с наличием личных неприязненных отношений.

При очевидных обстоятельствах, дающих основание полагать, что Урусов А.С., Казаков Р.М. и Тхагапсоев М.М. заинтересованы в результатах служебной проверки и не были объективными и беспристрастными, проведение служебной проверки указанными работниками, в силу п.2.12 Инструкции от 28.04.2016 N 255 влечет недействительность заключения от 08.04.2021, а соответственно - незаконность приказа прокурора КЧР от 10.06.2021 N 111. В выдаче заключения служебной проверки ему было отказано. В приказе прокурора КЧР N 111 от 10.06.2021 указано, что нарушения требований уголовно-процессуального закона и приказов Генерального прокурора РФ были установлены в действиях сотрудников прокуратуры г.Черкесска: первого заместителя прокурора Хутова В.Х., старшего помощника прокурора Яблонского Е.С. и помощников прокурора Каблахова М.Р. и Аслануковой А.М., т.е. нескольких прокурорских работников, на которых распоряжениями прокурора г.Черкесска были возложены определенные обязанности. Вместе с тем, в период с 22.01.2020 по 05.02.2020, с 23.04.2020 до 06.05.2020 истец находился на больничном, с 06.05.2020 по 03.06.2020 - в трудовом отпуске, с 04.06.2020 по 07.08.2020 и с 21.08.2020 по 04.09.2020, с 20.10.2020 по 26.10.2020, с 26.11.2020 по 28.11.2020 и с 22.12.2020 по 25.12.2020 - вновь на больничном. Таким образом, с 23 апреля по 04 сентября 2020 года (с незначительными перерывами) он отсутствовал на работе по состоянию здоровья (болел новой коронавирусной инфекцией) и в связи с нахождением в трудовом отпуске.

Это было признано и указано в обжалуемом им приказе (всего 194 дня в 2020 и первом квартале 2021 года). Между тем в приказе прокурора КЧР от 10.06.2021 не указано, какие нарушения требовании уголовно-процессуального закона и приказов Генерального прокурора РФ были допущены именно истцом в период исполнения своих обязанностей. Вменяя отсутствие надлежащего контроля, несвоевременный контроль за законностью решений об отказе в возбуждении уголовного дела и неполноту материалов доследственных проверок ответчиком не было учтено, что в эти периоды истец не находился на работе. Указанные в приказе факты незаконного принятия решений должностными лицами ОМВД РФ по г.Черкесску, по которым решения должны приниматься должностными лицами СК РФ по КЧР, не могут быть поставлены в вину истцу, так как решения о передаче сообщений о преступлениях по подследственности им не проверяются и не являются поднадзорным ему участком деятельности. Отраженные в этом же приказе прокурора республики выводы об отсутствии надлежащего реагирования на ходатайства начальника ОД об отмене решений об отказе в возбуждении дела и продление процессуальных сроков доследственных проверок до 30 суток дознавателям ОД ОМВД России по г. Черкесску, при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов либо проведения ОРМ, являются необоснованными.

Абсолютное большинство нарушений, выявленных в ходе служебной проверки и указанных в приказе от 10.06.2021 N 111, не относятся к поднадзорному истцу участку деятельности либо были совершены в период его нетрудоспособности и нахождения в трудовом отпуске, а поэтому не могли быть поставлены ему в вину и признаны дисциплинарными нарушениями.

В приказе прокурора КЧР о наказании отмечено длительное отсутствие истца в период 2020 год и первом квартале 2021 года (почти 200 дней) и распределение служебных обязанностей между работниками прокуратуры г. Черкесска. При этом, выявленные нарушения поставлены ему в вину, что свидетельствует о необъективном и предвзятом отношении к нему со стороны руководства прокуратуры КЧР.

Неоднократно и необоснованно проводимые в отношении него служебные проверки не дают возможность своевременно, профессионально и качественно исполнять служебные обязанности, сказываются на его деловой репутации, в связи с чем, он (истец) обратился за защитой прав и законных интересов к Генеральному прокурору РФ, Председателю Следственного комитета РФ, в Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Кроме того, приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издан 11.06.2020 года, т.е. спустя свыше шести месяцев с момента совершения проступка. Истец просил суд признать приказ прокурора КЧР от 21.04.2021 N 72 "О частичном изменении структуры и штатного расписания аппарата прокуратуры КЧР и прокуратуры г. Черкесска, КЧР", в части сокращения должности первого заместителя прокурора г.Черкесска незаконным и восстановить его в указанной должности; признать незаконными заключение служебной проверки от 08.04.2021 и приказ прокурора КЧР от 10.06.2021 N 111 о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

В ходе судебного разбирательства истцом в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) были уточнены исковые требования, дополнив которые, истец просил суд также признать незаконным приказ N 114 от 15.06.2021 года о назначении его на должность старшего прокурора отдела по надзору за процессуальной деятельностью в органах Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики и освобождении от должности первого заместителя прокурора г.Черкесска Карачаево-Черкесской Республики.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Хутов В.Х. и его представитель не явились.

До объявления перерыва в судебном заседании истец и его представители поддержали заявленные исковые требования. Истец Хутов В.Х. в судебном заседании 12.10.2021 года просил удовлетворить его требования в полном объеме.

Представитель ответчика в письменных возражениях и в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений, просил отказать в удовлетворении исковых требований Хутова В.Х. в полном объеме.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 22.10.2021 в удовлетворении иска отказано.

На данное решение суда Хутовым В.К. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что судом были нарушены нормы процессуального права о его надлежащем извещении. Он известил суд о невозможности явки в судебное заседание по уважительным причинам и просил отложить рассмотрение дела на другой срок. Однако суд первой инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.

Он длительное время не исполнял свои служебные обязанности, их исполнение было возложено на других лиц, но в мотивировочной части решения суд не дал оценки этим доводам.

Также истец обращает внимание на то, что приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности издан по истечении предусмотренного срока.

Кроме того, истец указывает на то, что перед наложением на него дисциплинарного взыскания у него не затребовали объяснений.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец отказался от требований в части признания незаконным приказа прокурора КЧР от 21.04.2021 N 72 "О частичном изменении структуры и штатного расписания аппарата прокуратуры КЧР и г.Черкесска, КЧР" в части сокращения должности первого заместителя прокурора г.Черкесска, а также в части восстановления истца в занимаемой должности.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР производство по делу в указанных частях прекращено.

В остальной части истец и его представитель поддержали требования искового заявления и доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика в судебном заседании возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании изложенного, судебная коллегия проверяет решение суда первой инстанции в части отказа от удовлетворения искового заявления о признании незаконным заключения служебной проверки от 08.04.2021 и признания незаконным приказа прокурора КЧР от 10.06.2021 N 111 о привлечении Хутова В.Х. к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Работа в органах прокуратуры регулируется Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии с главой 3 приведенного Федерального закона, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Согласно ст.29 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Данные обязанности указаны и в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия", где в п.1 указано, что начальникам подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, исходя из своей компетенции, организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Мерами прокурорского надзора осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.

При этом п.1.1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" устанавливает, что проверки исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки) проводить:

в органах внутренних дел, следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - систематически, не реже одного раза в месяц;

в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах - в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором;

при наличии сведений о нарушениях законов - безотлагательно.

В силу должностных полномочий в обязанности Хутова В.Х. входила организация и осуществление надзора за процессуальной деятельностью ОД ОМВД России по г.Черкесску и СО МВД России по г.Черкесску; организация надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в ОМВД России по г.ЧСеркесску; организация надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы; организация надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; организация надзора за законностью содержания граждан в ИВС и КАЗ ОМВД России по г.Черкесску, конвойных помещений судов; осуществление надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в ОМВД России по г.Черкесску в части выявления, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений, подследственных органам внутренних дел; организацию надзора за исполнением законодательства в оборонно-промышленном комплексе; организация первичного учета на закрепленных направлениях надзора и составление ведомственной статистической отчетности; подготовка аналитических справок, обзоров и иных документов по закрепленным направлениям надзора; контроль и обеспечение надлежащего проведения опытной эксплуатации ГАС ПС; организация работы старших помощников и помощников прокурора по закрепленным направлениям.

Указанное обстоятельство подтверждается Распоряжением от 07.02.2020 N 4р "О распределении служебных обязанностей между сотрудниками прокуратуры города Черкесска", Распоряжением от 22.04.2020 N 11р "О внесении изменений в распоряжение о распределении служебных обязанностей между сотрудниками прокуратуры города Черкесска", Распоряжением от 16.06.2020 N 13р "О распределении служебных обязанностей между сотрудниками прокуратуры города Черкесска", Распоряжением от 30.09.2020 N 24р "О распределении служебных обязанностей между сотрудниками прокуратуры города Черкесска", Распоряжением от 09.11.2020 N 25р "О распределении служебных обязанностей между сотрудниками прокуратуры города Черкесска", в которых содержатся обязанности, возложенные на первого заместителя прокурора города - Хутова В.Х.

Во исполнение плана работы Прокуратуры КЧР на первое полугодие 2021 года проведена проверка организации прокурорского надзора за органами следствия и дознания в прокуратуре г.Черкесска.

После проведения проверки составлена справка от 22.03.2021, подписанная начальниками отдела прокуратуры республики Хубиевым А.Х. и Чуковым В.Х.

В заключительной части поверки указано: Признать неудовлетворительным уровень организации работы прокуратуры г.Черкесска по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью следственного органа и органов дознания ОМВД России по г.Черкесску (п.1).

В пункте 3 указано на необходимость проведения служебной проверки в отношении сотрудников прокуратуры.

Справка адресована заместителю прокурора КЧР - Махову А.Л.

23 марта 2021 года Махов А.Л. подал докладную записку на имя прокурора КЧР в которой перечислены недостатки, указанные в справке предложено признать неудовлетворительным уровень организации работы прокуратуры г.Черкесска по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью следственного органа и органов дознания ОМВД России по г.Черкесску и предложено провести служебную проверку в отношении лиц, допустивших указанные нарушения.

После этого, начальником отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры КЧР - Хубиевым А.Х., на имя прокурора КЧР подан рапорт о проведении служебной проверки от 25.03.2021. В соответствии со сведениями, изложенными в рапорте (сведения взяты из справки от 22.03.2021) в ОМВД России по г.Черкесску из-за отсутствия надлежащего прокурорского надзора допускаются грубые нарушения требований законодательства об осуществлении уголовного судопроизводства в разумный срок, нарушаются права граждан на доступ к правосудию.

По результатам проверки прокуратурой КЧР отменены как незаконные и необоснованные решения об отказе в возбуждении уголовного дела по 23 материалам доследственной проверки, по которым впоследствии возбуждено 23 уголовных дела.

Выявлены 34 материала доследственных проверок, по которым проверочные мероприятия, необходимые для принятия законного и обоснованного процессуального решения не проведены.

Установлены факты незаконного принятия процессуальных решений должностными лицами ОМВД России по г.Черкесску, по которым согласно ст.151 УПК РФ решения должны приниматься должностными лицами СУ СК РФ по КЧР.

После истребования материалов в прокуратуру республики для проверки непосредственно перед их представлением прокуратурой города отменены 77 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела ОМВД России по г.Черкесску. При этом, с момента вынесения по данным материалам решений об отказе в возбуждении уголовного дела прошло от 2 до 14 месяцев.

Выявлены многочисленные нарушения закона при продлении начальником СО ОМВД России по г.Черкесску без достаточных оснований процессуального срока доследственной проверки свыше 10 суток, когда имелись достаточные данные для возбуждения уголовного дела и проведения предварительного следствия "по горячим следам" в трехсуточный срок.

Схожие нарушения установлены при продлении прокуратурой г.Черкесска процессуальных сроков доследственной проверки до 30 суток дознавателем ОД ОМВД России по г.Черкесску.

Также проверкой установлено неудовлетворительное осуществление надзора прокуратурой г.Черкесска по заявлениям страховых компаний о мошенничестве при получении страховой выплаты. Ранее, приказом от 01.04.2020 за ненадлежащую организацию и осуществление надзора за процессуальной деятельностью ОМВД России по г.Черкесску по делам, материалам данной категории прокурор г.Черкесска и его первый заместитель были привлечены к дисциплинарной ответственности.