СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 33-616/2022

16 марта 2022 г. город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коротченковой И.И.,

судей Хомяковой М.Е., Старцевой С.А.,

при секретаре Псареве И.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курочкина ФИО11 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 24 декабря 2021 г., которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., выслушав лиц, участвующих по делу, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Курочкин И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее - ОПФР по Орловской области, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указал, что 29 июля 2021 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально - экономическим статусом на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которое получил отказ, ввиду того, что отсутствует документальное подтверждение его проживания на загрязненной территории в период <...> годы, при этом он с <дата> проживал у родителей в с. <адрес>

С 26 апреля 1986 г. по настоящее время указанный населенный пункт относится к территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ссылаясь на изложенное, истец просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 2 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обязать пенсионный орган назначить и производить выплату указанной пенсии с 29 июля 2021 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которым заявленные требования удовлетворены частично, за Курочкиным И.В. признано право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 2 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В апелляционной жалобе ОПФР по Орловской области просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что спорный период проживания на территории зоны проживания с правом на отселение документально не подтвержден.

Полагает, что нет оснований для признания за Курочкиным И.В. права на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергших воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 2 года.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии лиц надлежаще уведомленных о дате и времени рассмотрения, но не явившихся в судебное заседание.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного решения.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом 5 пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ) (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Применительно к статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г., в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечания к статье 35 Закона).

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона).

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 до 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. N 237-р; с 1 февраля 1998 г. - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582; с 21 октября 2015 г. - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074.

В соответствии с указанными перечнями село Гнилец Троснянского района Орловской области включено в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по настоящее время.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Курочкин И.В.

9 июля 2021 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которое решением от 04 августа 2021 г. ему было отказано в связи с отсутствием права.

Пенсионный орган письмом от 04 августа 2021 г. сообщил истцу, что у него отсутствует документальное подтверждение периода проживания на загрязненной территории.

С данным ответом Курочкин И.В. не согласился, обратился в суд настоящим иском, в обоснование фактического проживания на загрязненной территории представил следующие документы.

Согласно данным паспорта Курочкина И.В. <дата>, с 07 июля 2006 г. зарегистрирован в <адрес> 14., при этом с 26 апреля 1986 г. и до 31 декабря 1990 г. постоянно проживал с родителями в <адрес>, что подтверждается справкой администрации Никольского сельского поселения Троснянского района Орловской области от 15 мая 2014 N N

В соответствии с выписками из похозяйственных книг по с<адрес> за 1986-1990 гг. в хозяйстве Курочкина В.П. значится сын Курочкин И.В.

Согласно справке заведующего Гнилецким фельдшерско-акушерским пунктом от 17 декабря 2021 г., Курочкин И.В. в период с 1986 по 1992 гг. постоянно обращался в медицинский пункт за лекарственными препаратами для своего отца Курочкина В.П., являвшегося инвалидом.

Из архивной справки отдела культуры и архивного дела администрации Троснянского района Орловской области от 02 декабря 2021 г. усматривается, что в архивном фонде коллективного совместного сельскохозяйственного предприятия "Малаховское" Троснянского района Орловской области в книгах приказов по личному составу имеются сведения о принятии Курочкина И.С. на работу с 01 октября 1987 г. и увольнении с 25 июля 1988 г., а также в книге учета расчетов по оплате труда работников совхоза "Малаховский" сведения о выплате Курочкину И.С. заработной платы за период с октября 1987 по август 1988 гг.

Также факт проживания Курочкина И.С. в рассматриваемый период в с. Гнилец Троснянского района Орловской области подтвердили допрошенные в качестве свидетелей ФИО12. и ФИО13 проживающие до настоящего времени в указанном населенном пункте.

Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец Курочкин И.В. имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку в период с 26 апреля 1986 г. не менее 4 лет проживал в с. Гнилец Троснянского района Орловской области, относящемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, но так как на момент обращения в пенсионный орган и на момент рассмотрения дела Курочкин И.В. не достиг возраста, с которого у него возникает право на досрочное назначение пенсии, то отказал истцу в требованиях о назначении ему пенсии.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильным выводы суда первой инстанции о признании за Курочкиным И.В. права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 год в связи с проживанием на загрязненной территории.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о необоснованном признании факт постоянного проживания истца в спорный период в населенном пункте, отнесенного законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обуславливающий право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года, подтвержден истцом и не опровергнут ответчиком.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе; оснований, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 24 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка