СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 33-677/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Коротченковой И.И.

судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.

при секретаре Псареве И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести обследование здания военного комиссариата, включить его в титул капитального ремонта с последующим его проведением,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Колпнянского районного суда Орловской области от 9 ноября 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., выслушав объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Сапуновой Т.В., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунального хозяйства, в результате которой установлено, что по адресу: <адрес> расположено одноэтажное здание военного комиссариата Колпнянского и Должанского районов Орловской области (кадастровый N, 1972 года постройки), находящееся в собственности Российской Федерации и переданное в пользование ФКУ "Военный комиссариат Орловской области" на праве оперативного управления. Военный комиссариат Колпнянского и Должанского районов Орловской области является структурным подразделением Военного комиссариата Орловской области, его содержание (эксплуатацию) осуществляет производственный участок N (г. Орел) жилищно-коммунальной службы N (г. Курск) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. Согласно акту общего весеннего осмотра объекта казарменно-жилищного фонда от <дата> N, здание военного комиссариата Колпнянского и Должанского районов Орловской области находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует капитального ремонта в связи с выявлением соответствующих недостатков, которые неоднократно фиксировались в актах весенних (осенних) осмотров здания в период 2019-2020 г.г. При этом, тактико-техническое задание для проведения капитального ремонта здания военного комиссариата Колпнянского и Должанского районов Орловской области не разрабатывалось, планирование и осуществление данных работ ответчиком, как собственником данного имущества, не произведено. По изложенным основаниям прокурор просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации провести обследование здания военного комиссариата Колпнянского и Должанского районов Орловской области, включить его в титул капитального ремонта с последующим его проведением.

Рассмотрев возникший спор, суд постановилвышеуказанное решение, которым возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение двенадцати месяцев после вступления решения суда в законную силу произвести в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации обследование здания военного комиссариата Колпнянского и Должанского районов Орловской области, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый N и включить его в титул капитального ремонта с последующим его проведением

Не согласившись с постановленным решением, Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту также МО РФ) подало на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации приняты исчерпывающие меры по проведению капительного ремонта в здании военного комиссариата Колпнянского и Должанского районов Орловской области, которое включено в заявочные планы на проведение в 2021 -2022 годах капитального ремонта. Отмечает, что заключение государственного контракта на выполнение работ о капитальному ремонту и/или обследованию здания для последующего ремонта регламентировано Федеральным законом N 275-ФЗ от 29.12.2012 "О государственном оборонном заказе" и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, организация проведения капитального ремонта объекта капитального строительства (объекта государственной собственности), закрепленного за Вооруженными Силами РФ является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства и суд не наделен полномочиями по изменению данной процедуры или ее упрощения в целях исполнения решения суда. Полагает, что данное исковое заявление является иском в интересах собственника, т.е. РФ в лице уполномоченного органа исполнительной власти - Министерства обороны РФ, который по своему усмотрению пользуется и владеет принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания и ремонта. Вместе с тем правомочий на заявление указанных требований у военного прокурора не имеется. Не указывает военный прокурор, какую обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц, не исполнил собственник имущества.

В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие лиц, надлежаще уведомленных о рассмотрении дела и неявившихся в судебное заседание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

В соответствии с п.п. "б" п.2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Согласно ч.1-4 ст.7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно п.1, 2 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Согласно п.14.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что нежилое помещение, в котором располагается военный комиссариат Колпнянского и Должанского районов Орловской области, расположенное по адресу: <адрес> (кадастровый N, площадь <...> кв.м.) зарегистрировано за Российской Федерацией и находится в оперативном управлении ФКУ "Военный комиссариат Орловской области".

Согласно акту N от <дата> общего весеннего осмотра вышеприведенного здания военного комиссариата Колпнянского и Должанского районов Орловской области комиссия пришла к выводу о том, что здание имеет признаки аварийности и требует капитального ремонта.

Из дефектного акта от <дата> следует, что здание имеет следующие дефекты: отдельные трещины, разрушение наружного слоя кирпичной кладки; сквозные трещины несущих стен, трещины в цоколе, разрушение связей между задней и несущими стенами, выпучивание и разрушение наружного слоя кирпичной кладки; многочисленные растрескивания асбоцементных листов, деформация конька кровли, отдельные трещины, разрушение наружного слоя кирпичной кладки дымовой трубы; рассыхание, деформация дверных полотен и дверных блоков, деревянных оконных блоков; старение изоляции электропроводки, коррозия алюминиевых проводников в местах соединений с токоприемниками, коррозия и окисление токоведущих частей выключателей, розеток, светильников, коррозия корпуса вводного электрощита, окисление контактов. Рассыхание и деформация деревянных полов, истирание и разрывы линолеума, множественные трещины штукатурного слоя стен внутренних помещений.

Из актов N от <дата> и от сентября 2019 года (дата отсутствует) общего весеннего осмотра того же здания следует, что комиссия также пришла к выводу о том, что здание имеет признаки аварийности.

Из актов N от <дата> и N от <дата> общего весеннего осмотра здания военного комиссариата Колпнянского и Должанского районов Орловской области комиссия пришла к выводу о том, что здание имеет признаки аварийности и требует капитального ремонта.

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ и установив, что здание военного комиссариата Колпнянского и Должанского районов Орловской области требует капитального ремонта, что не оспаривалось сторонами и подтверждено включением этого здания в заявочные планы на проведение в 2021 -2022 годах капитального ремонта, а также то обстоятельство, что капитальному ремонту здания военного комиссариата должно предшествовать обследование технического состояния здания, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что исковые требования о понуждении Министерства обороны Российской Федерации организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации проведение обследования технического состояния и капитального ремонта зданий, используемых военным комиссариатом Колпнянского и Должанского районов Орловской области, подлежат удовлетворению.

При этом суд обоснованно исходил из несостоятельности доводов Министерства обороны Российской Федерации о том, что оснований для обращения прокурора в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц не имеется, поскольку эксплуатация помещения военного комиссариата Колпнянского и Должанского районов Орловской области может привести к причинению вреда имуществу, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе работников указанного военного комиссариата, лиц, на постоянной основе призываемых и направляемых на военную службу через комиссариат, и посетителей. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, установив согласно акту общего весеннего осмотра N от <дата> и дефектному акту от указанной даты конкретные дефекты здания, которые требуют устранения путем проведения капитального ремонта, в отсутствие относимых и допустимых доказательств обратного суд правомерно возложил на МО РФ, как собственника указанного здания, угрожающего жизни и здоровью неопределенного круга лиц, обязанность в течение двенадцати месяцев после вступления решения суда в законную силу произвести в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации обследование этого здания и включение его в титул капитального ремонта с последующим его проведением.

Установленные судом сроки в полной мере согласуются с сообщением ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление (по Западному военному округу)" от <дата> о включении вышеприведенного здания военного комиссариата в заявочные планы на проведение в 2021 - 2022 годах капитального ремонта, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, в которых оспариваются установленные судом сроки для выполнения МО РФ соответствующих действий, о судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Не могут повлечь отмену решения суда и остальные доводы апелляционной жалобы МО РФ, в которых фактически оспаривается оценка суда представленных доказательств и основанные на такой оценке выводы суда о наличии правовых оснований для удовлетворения предъявленных к МО РФ исковых требований. Суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна.

Процессуальных нарушений, которые могут повлечь безусловную отмену решения суда, при рассмотрении апелляционной жалобы не установлено.

При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что МО РФ не лишено право на обращение суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда при наличии на то оснований в порядке статьи 203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Колпнянского районного суда Орловской области от 9 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <дата>

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка