СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 марта 2022 года Дело N 33-786/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коротченковой И.И.,

судей Жидковой Е.В., Сандуляк С.В.,

при секретаре Лукьяновой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту здравоохранения <адрес> об обеспечении лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения <адрес> на решение Советского районного суда <адрес> от <дата>, которым исковые требований удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих по делу, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения <адрес> об обеспечение лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что является инвали<адрес> группы (бессрочно), в связи с чем, наблюдается в поликлинике

БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ".

В связи с имеющими заболеванием ей назначена терапия лекарственными препаратами "<...>

Несмотря на наличие медицинских показаний, ФИО2 не была в полном объеме обеспечена необходимыми лекарственными препаратами.

По указанным основаниям, уточнив исковые требования, просила суд обязать Департамента здравоохранения <адрес> обеспечить

ФИО2 лекарственным препаратом <...>" в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив в данной части решение суда к немедленному исполнению, а также взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <...> руб.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения <адрес> в связи с неправильным применением судом норм материального права ставит вопрос об отмене решения в оспариваемой части и принятии нового об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что установленный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N "Об установлении норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в 2020 г." (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от <дата> N) норматив финансовых затрат на одного гражданина не позволяет ответчику организовать обеспечение федеральной льготной категории граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями.

Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт причинения действиями Департамента здравоохранения <адрес> физических и нравственных страданий ФИО2

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от <дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от

<дата> N 323-ФЗ).

В силу ст. 4 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ).

В силу положений ст. 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьей 29 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от <дата> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон от <дата> N 178-ФЗ).

Исходя из положений ст. ст. 6.1, 6.2 указанного Федерального закона инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

Статьей 13 Федерального закона от <дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктами 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 г.г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от

<дата> N, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне, а также утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> N-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи", с учетом распоряжение Правительства Российской Федерации от <дата> N-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от <дата> N-р" утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Пунктом 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от <дата> N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департамент здравоохранения <адрес> является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции <адрес>, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от <дата> N "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения <адрес>" (далее по тексту - Положение).

В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения <адрес> организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения <адрес>, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г. г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Постановлением <адрес> от <дата> N утверждена региональная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г. г., предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Аналогичная норма содержится и в ст. <адрес> от <дата> N-ОЗ "О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в <адрес>".

В соответствии с п. 11 Приложения N Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения <адрес>.

Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2, 2002 года рождения, является <...> <...> группы (бессрочно), что подтверждается справкой ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда ФИО1 Бюро медико - социальной экспертизы N от <дата>, наблюдается в бюджетном учреждении здравоохранения <адрес> "Ливенская центральная районная больница" (далее по тексту - БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ").

С <дата> по <дата> находилась в ревматологическом отделении ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. ФИО1 (Сеченовский Университет), Университетская клиническая больница N, Клиника ревматологии, нефрологии и профпатологии им. ФИО7, где истцу рекомендовано продолжить лечение препаратами "<...>", что следует из выписного эпикриза N карты: <...>

Согласно протоколу лечебно-контрольной подкомиссии врачебной комиссии ФГАУ ВО Первый МГМУ им. И. М. ФИО1 (Сеченовский Университет) от <дата>, ФИО2 имеет диагноз (основной) <...>

Также установлено, что ФИО2 имеет сопутствующие заболевания: <...>

Вместе с тем, ФИО2 не обеспечивалась лекарственным препаратом "<...>" в необходимом количестве и с нарушением установленного срока, что подтверждается письменными доказательствами, и не оспаривалось стороной ответчика.

Установив указанные обстоятельства, и принимая во внимание то, что не обеспечение ФИО2 лекарственным препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии правовых оснований для возложения обязанности на Департамент здравоохранения <адрес> по обеспечению

ФИО2 лекарственным препаратом "<...>)", назначенного по жизненным и медицинским показаниям, вплоть до его отмены лечащим врачом, обратив свое решение к немедленному исполнению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального права и основаны на представленных сторонами доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Из указанных выше нормативных актов также следует, что обязанность по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, возложена на Департамент здравоохранения <адрес>.

Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения указанных лиц, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> N-р. (Приложение N).