СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 33-609/2022

16 марта 2022 года

г. Орел


Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.

судей Жидковой Е.В., Букаловой Е.А.

при секретаре Лукьяновой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондурова И.С. к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 24.12.2021, которым постановлено:

"исковые требования Кондурова И.С. к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области зачесть в стаж Кондурова И.С., дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, периоды работы с <дата> по <дата> в ФГУП Учхоз "Лавровский" ОГАУ в должности тракториста и назначить Кондурову И.С. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01.04.2021".

Заслушав доклад судьи Жидковой Е.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области по доверенности ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Кондуров И.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее ГУ - ОПФ РФ по Орловской области, пенсионный орган) о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В обоснование требований указал, что с <дата> по <дата> осуществлял трудовую деятельность в ФГУП "Учебно-опытное хозяйство "Лавровский" Орловского государственного аграрного университета (ранее - учхоз "Лавровский"), а с <дата> по <дата> в ФГОУ ВПО "Орловский аграрный государственный университет" в должности тракториста.

Деятельность ФГУП "Учебно-опытное хозяйство "Лавровский" Орловского государственного аграрного университета напрямую была связана с производством растениеводства и животноводства.

Обратившись в ГУ - ОПФ РФ по Орловской области с заявлением о признании за ним права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, он получил отказ по тем основаниям, что документально не подтверждено, что с <дата> по <дата> его работа была связана с производством растениеводства и животноводства.

Считая отказ ответчика незаконным, Кондуров И.С. просил суд признать за ним право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400ФЗ "О страховых пенсиях", обязав пенсионный орган назначить ему повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с даты обращения за ее назначением - с <дата>.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - ОПФ РФ по Орловской области просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.

Приводит доводы о том, что у Кондурова И.С. отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в связи с чем он не имеет права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, в соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения, в виду следующего.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

В соответствии с частями 14, 16 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона "О страховых пенсиях" (далее - Список N 1440), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона "О страховых пенсиях" (далее - Правила N 1440), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 N 1440.

Согласно пункту "а" части 3, пункту "а" части 6 Правил N 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В разделе Списка N 1440 "Наименование работ, производств сельского хозяйства", в соответствии с которыми устанавливается повышение размера указанной фиксированной выплаты в разделе 1 "Растениеводство" и разделе 2 "Животноводство" предусмотрены трактористы всех наименований (тракторист-механизатор, тракторист-машинист и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

Подразделом 4 раздела "Наименование работ, производств сельского хозяйства" Списка N 1440 предусмотрено, что работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 01.01.1992 подлежит включению в сельскохозяйственный стаж независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

Из материалов дела следует, что <дата> Кондуров И.С. обратился в ГУ - ОПФ РФ по Орловской области с заявлением о включении в стаж периодов его работы в сельском хозяйстве и признании за ним права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Письмом N от <дата> истцу отказано в признании права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, в связи с отсутствием 30 лет требуемого стажа. В стаж работы в сельском хозяйстве включены периоды работы в колхозе им. М. Горького, а также период с <дата> по <дата> в совхозе "Лавровский". Стаж работы истца в сельском хозяйстве определен ответчиком, как 5 лет 2 месяца 17 дней.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Кондуров И.С. ссылался на то, что с <дата> по <дата> он работал в ФГУП "Учебно-опытное хозяйство "Лавровский" Орловского государственного аграрного университета (ранее - совхоз "Лавроский"), основная деятельность которого была связана с сельским хозяйством, в связи с чем он имеет право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве.

Суд проверил указанные доводы истца и пришел к правильному выводу об их обоснованности.

Так, из трудовой книжки Кондурова И.С. следует, что он <дата> был принят в совхоз "Лавровский" на должность тракториста, откуда уволен <дата> в связи с ликвидацией организации.

Иных записей за период с <дата> по <дата> в трудовой книжке истца не содержится.

Вместе с тем, судом при рассмотрении дела было установлено, что <дата> совхоз был переименованным в ФГУП Учхоз "Лавровский" ОГАУ.

Постановлением главы администрации Орловского района от <дата> N зарегистрировано государственное предприятие - учебно-опытное хозяйство "Лавровский". Указанным постановлением также был зарегистрирован Устав учхоза.

Согласно Уставу основным видом деятельности хозяйства являются: учебная и производственная практика студентов; семеноводство в растениеводстве и племенное в животноводстве, создание необходимых условий для организации и проведения учебной и производственной практики студентов, а также слушателей факультетов, повышения квалификации специалистов АПК и проведения научно-исследовательской работы по проблемам сельскохозяйственного производства, апробации научных разработок, производство высококачественной экологически чистой продукции сельского хозяйства и ее переработка.

Распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от <дата> N утвержден устав Федерального государственного унитарного предприятия "Учебно-опытное хозяйство "Лавровский" Орловского государственного аграрного университета" (далее - ФГУП учхоз "Лавровский" ОГАУ).

В силу п. 1.1 Устава предприятие было создано во исполнение постановления Совета Министров СССР от 05.03.1984 N 220, приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 04.04.1984 N 220 путем передачи совхоза "Лавровский", Орловского района Орловской области от Министерства сельского хозяйства РСФСР в главное управление высшего и среднего сельскогохозяйственного образования Министерства сельского хозяйства СССР как государственное предприятие учебно-опытное хозяйство "Лавровский" Орловского СХИ и переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие "Учебно-опытное хозяйство "Лавровский" Орловского государственного аграрного университета".

Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли (п. 2.1 Устава).

В соответствии с п. 2.2 Устава одним из основных видов деятельности является производство высококачественной, экологически чистой продукции сельского хозяйства, ее переработка и реализация, внедрение перспективных сортов семян высших репродукций, ведение высокоразвитого племенного животноводства и т.д.

Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей ФИО8, ФИО9 подтвердили, что работа истца в спорные периоды была связана с сельскохозяйственной деятельностью.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и согласуются с письменными материалами дела.

Установив, что Кондуров И.С. в период с <дата> по <дата> работал в сельском хозяйстве в должности, предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 N 1440, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем обязал пенсионный орган включить спорные периоды работы истца в стаж, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Ввиду изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Кондурова И.С., поскольку документально не подтверждено, что работа истца была непосредственно связана с работой в сельском хозяйстве, являются несостоятельными.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 01.01.2019 без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 01.09.2019. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31.12.2019, указанный перерасчет осуществляется с 01.01.2019. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31.12.2019, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

На основании пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Поскольку с заявлением об установление повышенной фиксированной выплаты Кондуров И.С. обратился <дата>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" должна быть ему назначена с <дата>.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 24.12.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка