СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 33-656/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,

при секретаре Лукьяновой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сучкова Николая Николаевича к муниципальному образованию "Город Орел" в лице Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла о взыскании выкупной цены,

по апелляционной жалобе муниципального образования "Город Орел" в лице Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 29 ноября 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., возражения представителей Сучкова Николая Николаевича по доверенности Мурашова Сергея Владимировича и Савенкова Виктора Александровича, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия

установила:

Сучков Н.Н. обратился в суд с иском к муниципальному образованию "Город Орел" в лице Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла о взыскании выкупной цены.

В обоснование заявленных исковых требований указывал, что является собственником жилого помещения - квартиры N, расположенной в многоквартирном жилом доме <адрес>, общей площадью 16 кв. м.

Заключением Орловской городской межведомственной комиссии администрации г. Орла N от 2 сентября 2016 г. многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а расположенные в нем жилые помещения признаны непригодными для дальнейшего проживания.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что проживание в принадлежащем ему жилом помещении представляет угрозу для его жизни и здоровью, уточнив исковые требования, просил взыскать с муниципального образования "Город Орел" в лице Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла в свою пользу выкупную стоимость за жилое помещение - квартиру N, расположенную в многоквартирном жилом доме <адрес>, с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под указанным многоквартирным жилым домом, в размере <...> руб.; <...> руб. в счет убытков, связанных с выкупом и изъятием жилого помещения; компенсацию за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома в сумме <...> руб., а также расходы по оплате государственной пошлины.

Судом постановлено обжалуемое решение.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 3 февраля 2016 г. N "Об учреждении управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла" утверждено Положение об Управлении городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла в которое решением Орловского городского Совета народных депутатов от 24июня 2021 г. N внесены изменения (в наименовании и по тексту решения слова "городского хозяйства и транспорта" заменены словами "строительства, дорожного хозяйства и благоустройства").

Муниципальное образование "Город Орел" в лице Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла не согласилось с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несоблюдение предусмотренной ч. ч. 2 - 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) обязательной процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, в связи с чем отсутствуют основания для его выкупа.

Считает, что судом первой инстанции неправомерно взысканы в пользу Сучкова Н.Н. убытки, связанные с выкупом и изъятием жилого помещения, а также компенсация за непроизведенный капитальный ремонт.

Ссылается на отсутствие обязательств у наймодателя по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома <адрес>.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 32 ЖК РФ).

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (ч. 5 ст. 32 ЖК РФ).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. (Раздел второй Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.)

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. ч. 1 - 3, ч. ч. 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен дом (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение (ч. 2 ст. 37 ЖК РФ).

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме на основании п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Статьей 24 Устава г. Орла установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, является полномочиями администрации г. Орла.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел" решение об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, принимается администрацией г. Орла.

Как установлено судом и следует из материалов дела Сучков Н.Н. является собственником жилого помещения - квартиры N, расположенной в многоквартирном жилом доме <адрес>, общей площадью 16 кв. м.

Право собственности Сучкова Н.Н. на указанное жилое помещение возникло на основании договора купли-продажи от 22 июля 2014 г. и зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области выдано свидетельство о государственной регистрации права серии N N от 5 августа 2014 г.

Сучков Н.Н. состоит на регистрационном учете и фактически проживает в квартире N, расположенной в многоквартирном жилом доме <адрес>, иных жилых помещений в собственности не имеет.

Из технического паспорта жилого помещения следует, что квартира N расположена в многоквартирном жилом доме <адрес> до 1917 г. постройки, общая площадь квартиры - 16 кв. м.

Трехэтажный многоквартирный жилой дом <адрес> расположен на земельном участке: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, с кадастровым номером N, общей площадью 2 268 кв. м.

На основании заключения межведомственной комиссии администрации г.Орла N от 2 сентября 2016 г. многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Согласно представленному в материалы дела заключению N общества с ограниченной ответственностью Внедренческий научно - технический центр "Исток" (далее по тексту - ООО ВНТЦ "Исток") об обследовании технического состояния основных несущих и ограждающих конструкций многоквартирного жилого дома <адрес> от 4 августа 2016 г. строительство указанного многоквартирного жилого дома окончено до 1917 г.

По состоянию на период проведенного ООО ВНТЦ "Исток" обследования многоквартирного жилого дома физический износ его основных несущих и ограждающих конструкций, систем инженерного оборудования составляет 72 %, что обусловлено процессами естественного старения здания в связи с эксплуатацией в течение длительного времени. Численное значение ремонтопригодности, характеризующее возможность, необходимость и целесообразность ремонтных работ по объекту обследования на основе учета совместного действия указанных факторов, которое составляет 32 %, подтверждает нецелесообразность и неэффективность выполнения восстановительных работ.

Эксплуатационная готовность объекта в соответствии с СП 13-102-2003 характеризуется как недопустимое состояние - категория технического состояния конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующая снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность пребывания людей и сохранности оборудования.

Жилые помещения имеют деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания аварийными и подлежащими сносу.

В результате обследования вышеназванного жилого дома выявлены признаки вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций; изменения параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ.

Постановлением администрации г. Орла от 18 декабря 2016 г. N многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Управлению государственного хозяйства и транспорта администрации г. Орла поручено направить заказными письмами с почтовым уведомлением о вручении собственникам помещений многоквартирного жилого дома <адрес> требование о реконструкции дома и организовать переселение граждан из указанного многоквартирного жилого дома в срок до 30 декабря 2022 г.

Судом апелляционной инстанции также установлено, что ранее спорный многоквартирный жилой дом был включен в программу переселения жителей <адрес> из помещений, признанных в установленном порядке непригодными на основании решения Орловского городского Совета народных депутатов от 29 ноября 2007 г. N "Об адресной Программе переселения жителей г. Орла из помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания на 2008 - 2011 г. г.".

Постановлением Правительства Орловской области от 29 апреля 2019 г. N 1802 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Орел" на 2019 - 2025 г. г." утверждена областная адресная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 г. г.

В настоящее время многоквартирный жилой дом <адрес> включен в адресную программу по переселению граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда, в соответствии с указанным постановлением, планируемая дата окончания переселения - 31 августа 2025 г.

Из данной муниципальной адресной программы следует, что главным распорядителем бюджетных средств по ней выступает Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла

Из ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию.

Согласно положению об Управлении строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла, утвержденному решением Орловского городского Совета народных депутатов от 3 февраля 2016 г. N 6/0081-ГС, данное Управление является структурным подразделением администрации г. Орла, оно обладает правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банках, может быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде (п. п. 1.1, 1.4 и 1.6 Положения).

В силу п. 2.3 этого Положения к задачам Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла относятся, в том числе, организация переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством, а также организация капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов, содержания и капитального ремонта муниципального жилищного фонда.