СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 марта 2022 года Дело N 33-982/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., судей Осиповой А.А., Матвеевой М.К., при секретаре Захаровой А.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчиков Мамаевой С.С. по доверенности на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2021 года, которым по иску товарищества собственников жилья "Дом на Орджоникидзе" к Юрьеву А.А., Юрьевой Н.А. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение

ПОСТАНОВЛЕНО:

Иск товарищества собственников жилья "Дом на Орджоникидзе" к Юрьеву А.А., Юрьевой Н.А. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, удовлетворить.

Обязать Юрьева А.А., Юрьеву Н.А. предоставить товариществу собственников жилья "Дом на Орджоникидзе" доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: .........., для осмотра приборов учета воды и снятия контрольных показаний.

Взыскать с Юрьева А.А., Юрьеву Н.А. в пользу товарищества собственников жилья "Дом на Орджоникидзе" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей в солидарном порядке.

Заслушав доклад судьи Осиповой А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Товарищество собственников жилья "Дом на Орджоникидзе" (далее ТСЖ "Дом на Орджоникидзе") обратилось с указанным иском к Юрьеву А.А., Юрьевой Н.А., мотивируя тем, что ответчики являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: .........., предположительно сдаваемой в наем посуточно. Истцом ежегодно осуществляется осмотр общедомового имущества с целью подготовки многоквартирного дома к отопительному сезону. Оценивает техническое и санитарное состояние жилых и нежилых помещений, состояние инженерно-технического оборудования, включая внутриквартирное, проводит поверку технического состояния индивидуальных приборов учета воды, снимает контрольные показания приборов учета воды. Между тем ответчики препятствуют такому осмотру, доступ в квартиру не предоставляют. Просили обязать ответчиков предоставить доступ в указанное жилое помещение, для осмотра приборов учетов воды и снятия контрольных показаний, взыскать расходы по уплате государственной пошлины.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчиков Мамаева С.С. по доверенности обратилась в суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что решение суда незаконное и необоснованное, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку товарищество собственников жилья не имело право обращаться с иском о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение для осмотра и снятия контрольных показаний с приборов учета, не относящихся к общему имуществу. Товарищество собственников жилья, которое обязано обеспечивать надлежащую работоспособность общего имущества многоквартирного дома, не имеет права осмотра и контроля за состоянием индивидуальных приборов учета воды ответчиков.

Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, о причинах неявки не сообщено.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном пункте 2 части 1 статей 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел "Судебное делопроизводство").

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчики Юрьев А.А., Юрьева Н.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ...........

ТСЖ "Дом на Орджоникидзе" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по указанному адресу. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности истца является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

Согласно пункту 7.2.8 Устава товарищества собственников жилья, член товарищества собственников жилья обязан обеспечивать беспрепятственный доступ в жилое или нежилое помещение председателю и/или члену правления, работнику товарищества собственников жилья для проведения профилактического осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, являющегося общим имуществом.

31 октября 2019 года ответчики обратились в ТСЖ "Дом на Орджоникидзе" с заявлением о принятии их в члены данного товарищества собственников жилья, указали, что с Уставом товарищества собственников жилья ознакомлены, обязались его выполнять.

02 июня 2020 года истец обратился к ответчикам посредством телефонограммы с просьбой обеспечить доступ в квартиру.

30 июня 2020 года истцом ответчикам направлено уведомление, из которого следует, что с 15 мая 2020 года по 30 июня 2020 года сотрудниками ТСЖ в соответствие с требованиями действующего жилищного законодательства в рамках подготовки многоквартирного дома к отопительному сезону 2020-2021 год проводился ежегодный осмотр технического и санитарного состояния жилых и нежилых помещений, инженерно-технического оборудования, включая внутриквартирное оборудование, проверка технического состояния индивидуальных приборов учета воды и снятие с них контрольных показаний. О предстоящей проверке собственники извещены. В случае недопуска сотрудников ТСЖ в принадлежащую вам квартиру N ... в согласованное время до 15 июля 2020 года ТСЖ будет составлен акт о недопуске и подписан иск об обеспечении допуска в квартиру в судебном порядке.

14 июля 2020 года ответчики направили истцу сообщение о том, что требование об обеспечении доступа в квартиру является неправомерным.

15 июля 2020 года комиссией ТСЖ "Дом на Орджоникидзе" составлен акт о недопуске в квартиру N ....

19 июля 2020 года истец направил ответчикам требование о принятии решения об обеспечении доступа в квартиру в течение 10 дней, на электронный адрес ********. Ответа на данное требование не поступило.

Удовлетворяя исковые требования ТСЖ "Дом на Орджоникидзе", суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 31, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, пришел к выводу о наличии у ответчиков обязанности по предоставлению доступа в жилое помещение представителя управляющей компании для проверки технического состояния приборов учета воды, снятие контрольных показаний, поскольку указанный доступ в добровольном порядке ответчиками не предоставлен.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы апелляционной жалобы находит необоснованными по следующим основаниям.

В силу частей 1, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В силу части 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома возложена на собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 5 Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Также в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 33 Правил потребитель вправе требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний приборов учета, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии и для совершения иных действий, указанных в Правилах и договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ).

Учитывая положения статьей 184, 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, представитель управляющей компании может иметь при себе доверенность, которую по просьбе собственника жилого помещения должен предъявить.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (пункт 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Подпунктами "е", "ж" пункта 34 Правил предусмотрена обязанность потребителя:

- допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;

- допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в п. 85 Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Положениями пункта 85 Правил установлено следующее. Исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверок, письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.

Потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.

Исполнитель обязан провести проверку в согласованную дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном Правилами.

Если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" пункта 85 Правил сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета.

По смыслу приведенных правовых норм в совокупности, управляющая организация, иной исполнитель, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме вправе требовать допуска в жилое помещение, а пользователи обязаны предоставить такой допуск.

Таким образом, у ответчиков, как собственники жилого помещения, имеется обязанность по предоставлению доступа в жилое помещение представителям управляющей компании для проверки технического состояния приборов учета воды и снятие контрольных показаний с приборов учета, которые находятся в помещении ответчиков.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом доказана необходимость в проведении проверки технического состояния индивидуальных приборов учета воды и снятие с них контрольных показаний, соблюден необходимый порядок согласования, а стороной ответчика не оспаривается отказ в предоставлении доступа в жилое помещение сотрудникам управляющей организации, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности и законности решения суда, которым на ответчиков возложена обязанность предоставить доступ в спорное жилое помещение.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда. Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка