ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

РЕШЕНИЕ

от 17 марта 2022 года Дело N 7п-65/2022

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

рассмотрев жалобу Шашкова Константина Федоровича на постановление судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 27 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Шашкова К.Ф., <дата>, уроженца д<адрес>, проживающего по адресу: <адрес> в браке не состоявшего, не работающего, имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребенка, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда Республики

Марий Эл от 27 января 2022 года Шашков К.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,

Шашков К.Ф. просит отменить вышеуказанное постановление и направить дело на новое рассмотрение, поскольку было нарушено его право на защиту. Указывает, что дело не подсудно судье Советского районного суда Республики Марий Эл, поскольку он не зарегистрирован в Советском районе Республики Марий Эл. 27 января 2022 года он подал ходатайство в Советский районный суд Республики Марий Эл с просьбой отложить рассмотрение дела, так как повестку он не получал, ему необходимо время, чтобы ознакомиться с материалами дела и пригласить своего защитника Яштаева А.Г., однако судья неправомерно отказал в удовлетворении этого ходатайства.

В дополнение к жалобе Шашков К.Ф. просит также признать протокол об административном правонарушении ненадлежащим доказательством по делу, признать Указ Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года N 39 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" ничтожным и недопустимым доказательством. Указывает, что его право на защиту также нарушено, поскольку в протоколе об административном правонарушении он указал, что ему не разъяснены его права и обязанности, при производстве по делу не предоставлен переводчик с русского языка на марийский. Его религия не позволяет ему носить средства индивидуальной защиты на лице. Администрация кафе должна была предоставить ему средства индивидуальной защиты на основании подпункта "б" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417. Указ Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года N 39 опубликован с нарушением регламента опубликования, поэтому не может применяться в данном случае.

Шашков К.Ф., представитель административного органа на рассмотрение жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрено административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года

N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с данным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила N 417).

Указанные Правила предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4).

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля

2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, дано указание обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, подпункты "а", "у", "ф"

пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).

Указом Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года N 39 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 данного Указа (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при посещении зданий, строений, сооружений (помещений в них), на парковках, в лифтах, в местах массового пребывания людей, при нахождении в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) в указанных объектах и местах (социальное дистанцирование не применяется в случае оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа).

Режим повышенной готовности на территории Республики Марий Эл с сохранением требования использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей действует по настоящее время (Указ Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года

N 39 в редакции от 25 февраля 2022 года).

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.

Статьей 4.6 КоАП РФ определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Постановлением Советского районного суда Республики Марий Эл от 30 декабря 2020 года Шашков К.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, за нахождение <дата> без средств органов дыхания (маски, респиратора) в магазине <адрес> и ему назначено административное наказание в виде предупреждения. Указанное постановление вступило в законную силу 22 января 2021 года.

Постановлением Советского районного суда Республики Марий Эл от 30 декабря 2020 года Шашков К.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, за нахождение <дата> без средств органов дыхания (маски, респиратора) в магазине <адрес> и ему назначено административное наказание в виде предупреждения. Указанное постановление вступило в законную силу 22 января 2021 года.

Как следует из материалов дела, 1 ноября 2021 года в 09 часов 45 минут в период осуществления на территории Республики Марий Эл ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 Шашков К.Ф. находился в кафе "<...>", расположенном по адресу: <адрес> без средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), чем совершил невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, повторно.

На момент совершения административного правонарушения, а именно 1 ноября 2021 года, Шашков К.Ф. в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ считался подвергнутым административным наказаниям, назначенным постановлениями судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 30 декабря 2020 года.

6 января 2022 года участковым уполномоченным полиции УМВД России по г. Йошкар-Ола Хвитовым К.О. в отношении Шашкова К.Ф. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, по факту нарушения требований подпункта "а" пункта 4 Указа Главы Республики Марий Эл от

17 марта 2020 года N 39 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)".

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: письменными объяснениями свидетеля К.М.Е. (л.д. 8) видеозаписью (л.д. 21), копиями постановлений судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 30 декабря 2020 года (л.д. 16-19), а также протоколом об административном правонарушении (л.д. 1), которые оценены судьей районного суда в совокупности на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 этого кодекса.

Совокупность установленных судьей первой инстанции фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Таким образом, деяние Шашкова К.Ф. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и подлежащего применению законодательства.

Довод жалобы о том, что дело об административном правонарушении в отношении Шашкова К.Ф. не подсудно судье Советского районного суда Республики Марий Эл, поскольку он не зарегистрирован в Советском районе Республики Марий Эл, не может быть принят во внимание ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Как следует из протокола об административном правонарушении, Шашков К.Ф. собственноручно написал ходатайство о рассмотрении материалов дела судьей по месту проживания в Советском районе (л.д. 24).

Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 января 2022 года указанное письменное ходатайство Шашкова К.Ф. удовлетворено, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Шашкова К.Ф. передан в Советский районный суд Республики Марий Эл.

Необходимо также отметить, что во всех материалах дела об административном правонарушении, в том числе протоколе об административном правонарушении и жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, указан адрес проживания Шашкова К.Ф.:

<адрес>

Таким образом, судья Советского районного Республики Марий Эл на основании части 1 статьи 29.5 КоАП РФ правомерно рассмотрел указанное дело об административном правонарушении.

Доводы жалобы о нарушении права Шашкова К.Ф. на защиту ввиду необоснованного отказа в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрении дела в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела и привлечения защитника, также являются несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 25.5 КоАП РФ, для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

По смыслу статьи 24.4 КоАП РФ, судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства, в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Из материалов дела следует, что судьей районного суда во исполнение требований пункта 6 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разрешено заявленное Шашковым К.Ф. письменное ходатайство об отложении рассмотрении дела в связи желанием воспользоваться услугами защитника и необходимостью ознакомления с материалами дела, вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства.

Процессуальные права Шашкова К.Ф. на получение юридической помощи и на ознакомление с материалами дела не нарушены, поскольку он заблаговременно, а именно 23 января 2022 года (л.д. 31), извещен судьей районного суда посредством почтового отправления о месте и времени рассмотрения дела судьей, о чем в деле имеется расписка, подписанная лично Шашковым К.Ф.

Таким образом, Шашков К.В. располагал достаточным количеством времени для ознакомления с материалами дела и для заключения соглашения с защитником (период с 23 января 2022 года по 27 января 2022 года).

Довод жалобы о том, что расписка в получении почтового отправления подписана не Шашковым К.Ф., не подтвержден надлежащими доказательствами (заключение эксперта, решение о признании действий работника почты незаконными и т.д.).

Кроме того, как следует из материалов дела, Шашков К.Ф. ранее уже был ознакомлен с материалами проверки по факту его нахождения <дата> в кафе "<...>" без средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), он произвел фотографирование этих материалов, о чем в деле имеется расписка (л.д. 26).

Ссылка в жалобе на то, что при производстве по делу Шашков К.Ф. заявлял ходатайство о назначении ему переводчика с русского на марийский язык и это ходатайство не было удовлетворено, не может повлечь отмену состоявшегося постановления судьи, поскольку из содержания жалобы, дополнения к ней, протокола об административном правонарушении (л.д. 24), объяснений Шашкова К.Ф. (л.д. 9), его заявлений и ходатайств (л.д. 26, 32), материалов видеозаписи (л.д. 21) следует, что Шашков К.Ф. владеет русским языком и свободно изъясняется на нем. Заявление указанного ходатайства свидетельствует о злоупотреблении правом, что недопустимо.

Вопреки доводам жалобы, подпункт "б" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 не освобождает граждан от исполнения обязанности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 4 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года N 39 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", пользоваться средствами индивидуальной защиты,.

Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку Шашкову К.Ф. не были разъяснены его права и обязанности, не влечет отмену постановления судьи районного суда ввиду следующего.