СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 2022 года Дело N 33-1718/2022

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 марта 2022 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2021 года, по которому

взысканы с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Кузнецова В.А. затраты, понесенные на приобретение лекарственных препаратов в размере 26 997 рублей 90 копеек, компенсация морального вреда в размере 50 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия

установила:

Кузнецов В.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми, с учетом уточнений просил взыскать денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных средств в сумме 26 997,90 руб., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. В обоснование требований указано, что по жизненным показаниям истцу назначено на постоянной основе применение лекарственных препаратов "...", "...", "...", "..." и "...", обязанность приобретать которые возложена на ответчика за счет бюджетных средств, что подтверждается ранее принятым судебным решением, однако истец вынужден приобретать указанные препараты за счет собственных средств.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника", ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми".

Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы Министерство здравоохранения Республики Коми со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Истцом Кузнецовым В.А. представлены письменные возражения относительно апелляционной жалобы.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено при имеющейся явке и надлежащем извещении лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кузнецов В.А. является инвалидом ... группы бессрочно, имеет основной диагноз "...".

По данному заболеванию Кузнецов В.А. имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение согласно постановлению Правительства Российской Федерации 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Согласно заключению врачебной комиссии ГУ РК "Кардиологический диспансер" N 1653 от 12.09.2019 Кузнецов В.А., с учетом наличия у истца поливалентной аллергии (непереносимость многих лекарственных препаратов, в том числе НПВП), нуждается в обеспечении ежедневно, постоянно, пожизненно в обеспечении препаратами "...", "...", "...", "...", "...".

Поскольку Кузнецов В.А. не был обеспечен на льготной основе вышеприведенными лекарственными препаратами, которые для истца являются жизненно необходимыми, ему пришлось приобрести препараты "...", "...", "...", "...", "..." за собственные денежные средства.

Несение заявленных истцом расходов в сумме 26 997,90 руб. подтверждается имеющимися в материалах дела: товарным чеком от 23.07.2021 на сумму 5415 руб. (...), товарным чеком от 24.08.2021 на сумму 8318,20 руб. (...), товарным чеком от 16.07.2021 на сумму 340,40 руб. (...), товарным чеком от 07.07.2021 на сумму 172,30 руб. (...), товарным чеком от 20.09.2021 на сумму 1780 руб. (...), товарным чеком от 06.10.2021 на сумму 1840 руб. (...), товарным чеком от 21.10.2021 на сумму 2273 руб. (...), товарным чеком от 07.11.2021 на сумму 1780 руб. (...), товарным чеком от 25.11.2021 на сумму 1805 руб. (...), товарными чеками от 02.12.2021 на сумму 1046 руб. (...) и на сумму 354 руб. (...), товарным чеком от 10.12.2021 на сумму 1874 руб. (...).

Ранее, вступившим в законную силу 31.05.2021 решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 26.11.2020 с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Кузнецова В.А. взысканы расходы, понесенные истцом на приобретение 07.08.2020 за счет собственных средств лекарственного препарата "..." в размере 2470 руб., компенсация морального вреда в размере 50 000 руб. На Министерство здравоохранения Республики Коми возложена обязанность обеспечить Кузнецова В.А. за счет средств бюджета Республики Коми лекарственными препаратами под торговыми наименованиями "...", "...", "...", "...", "..." по бесплатным рецептам до сохранения необходимости в лекарственной терапии данными лекарственными препаратами.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кузнецова В.А. о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Коми денежных средств в размере 26 997,90 руб. за приобретение лекарственных препаратов под торговыми наименованиями ... суд первой инстанции исходил из того, что Кузнецов В.А., имея нуждаемость в получении указанных лекарственных препаратов по жизненным показаниям, не был ими обеспечен в необходимом количестве Министерством здравоохранения Республики Коми, как органом, в функции которого включена организация лекарственного обеспечения граждан.

Руководствуясь положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом степени вины ответчика и индивидуальных особенностей истца, длительности нарушения прав истца, суд взыскал с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Кузнецова В.А. денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.

Статьей 6.1 Федерального закона 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно п.п. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р, с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 N 3073-р, вступающими в силу с 01.01.2021, утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2021 год, а также Перечни лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, в число которых не включены препараты ...

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Вопросы организации обеспечения граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания регулируются Порядком организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми, утвержденным Приказом Минздрава Республики Коми от 03.10.2016 N 10/456.

В соответствии с п. 1.1 указанного Порядка субъектами, организующими и осуществляющими обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами являются: Министерство здравоохранения Республики Коми; фармацевтические организации, исполняющие государственные контракты на оказание услуг по приемке, хранению, доставке, отпуску лекарственных средств; медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми; аптечные организации, осуществляющие отпуск лекарственных средств отдельным категориям граждан по рецептам врачей бесплатно; государственное казенное учреждение Республики Коми "Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми".

В п. 2.13 Порядка организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми предусмотрено назначение и выписывание лекарственных средств по решению врачебной комиссии в случаях назначения лекарственных препаратов по торговым наименованиям в случаях индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям, а также назначения лекарственных препаратов, не включенных в утвержденные Перечни лекарственных средств.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" у истца имеется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации.

Так, в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, (Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890) указано, что инвалиды 1 группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Республики Коми в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах не обеспечение истца, как инвалида ... группы, лекарственными препаратами, назначенными ему по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям, фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств причинения вреда истцу Министерством здравоохранения Республики Коми, поскольку выписку рецептов осуществляет непосредственно медицинская организация, в данном случае ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника", судебная коллегии признает несостоятельными.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 N 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми.

Основными задачами деятельности Министерства являются обеспечение реализации основных принципов охраны здоровья в целях обеспечения повышения качества жизни населения Республики Коми; защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий.

На Министерство возложена государственная функция организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения (п.9.3 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми).

Таким образом, на Министерство здравоохранения Республики Коми возложена реализация государственной политики в сфере здравоохранения на территории Республики Коми.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о несостоятельности вывода суда в части отсылки на письмо ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" от 12.07.2021 в адрес Кузнецова В.А. о том, что бесплатные рецепты на препараты ... могут быть выписаны при наличии разнарядки от Министерства здравоохранения Республики Коми.

Как верно указано судом в обоснование данного довода, такая обязанность по обеспечению Кузнецова В.А. за счет средств бюджета Республики Коми лекарственными препаратами под торговыми наименованиями ... возложена на Министерство здравоохранения Республики Коми вступившим в законную силу решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 26.11.2020.

Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 марта 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка