СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2022 года Дело N 33-656/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Серёжкина А.А.,

судей Зоровой Е.Е., Кулакова А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Малининой П.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Зоровой Е.Е.,

гражданское дело по исковому заявлению прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Западнодвинского района Тверской области об обязании разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения Западнодвинского муниципального округа Тверской области,

по апелляционному представлению прокурора Западнодвинского района Тверской области на решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 7 декабря 2021 года.

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Западнодвинского района Тверской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Западнодвинского района Тверской области, в котором, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Закона Тверской области от 23.04.2020 N 19-30 "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Западнодвинский муниципальный район, путем объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области", Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения", "Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения"), просил обязать администрацию Западнодвинского района Тверской области в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения Западнодвинского муниципального округа.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в связи с обращением ФИО5 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере ЖКХ в деятельности местного самоуправления Западнодвинского района, в ходе которой установлено, что постановлением главы администрации городского поселения <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоснабжения и водоотведения городского поседения <адрес> ФИО1 <адрес>, не в полной мере соответствующая предъявляемым требованиям, а именно: на момент проверки не актуализирована, внесение в неё изменений не осуществлялось с момента её утверждения. 21.05.2021 прокуратурой района внесено представление врио ФИО1 <адрес> ФИО6 об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ, по результатам рассмотрения которого последняя сообщила о том, что меры по устранению допущенных нарушений принимаются, проводится мониторинг цен на выполнение работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения, для чего необходимо провести инвентаризацию сетей поселений, изготовить техническую документацию и зарегистрировать право собственности на муниципальное образование Западнодвинский муниципальный округ <адрес>. Вместе с тем до настоящего времени запланированные мероприятия не проведены, работа по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения указанного муниципального образования не осуществляется.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 26 октября 2021 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ "Управление развитием территорий".

Помощник прокурора Западнодвинского района Тверской области ФИО7, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске доводам, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Западнодвинского района Тверской области по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ "Управление развитием территорий" при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, его руководителем ФИО9 представлен письменный отзыв, в котором она просит рассмотреть гражданское дело без её участия, дополнительно указав, что в компетенцию МКУ "Управление развитием территорий" не входят полномочия по водоснабжению и водоотведению на территории Западнодвинского муниципального округа.

Решением Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 7 декабря 2021 года исковые требования прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Западнодвинского района Тверской области об обязании разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения Западнодвинского муниципального округа Тверской области оставлены без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурор Западнодвинского района Тверской области ФИО10 ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Водоканал".

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Обиход И.Д. доводы апелляционного представления поддержал, указал, что на территории Западнодвинского района происходит строительство новых домов, в связи с чем увеличивается сеть водоснабжения и водоотведения, которая не включена в схему 2014 года. При этом доказательств того, что указанные дома не включены в действующие схемы водоснабжения и водоотведения, в суд не представлено.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.

Согласно ст. ст. 215, 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

Согласно ч. ч. 2 и 4 ст. 38 указанного закона схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и утверждаются органами местного самоуправления.

В силу части 6 указанной нормы Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема водоснабжения и водоотведения городского поседения город Западная Двина Западнодвинского района Тверской области до 2024 года.

Аналогичные постановления приняты и администрациями сельских поселений Западнодвинского района Тверской области, в том числе: Западнодвинского - ДД.ММ.ГГГГ Nа (срок действия схемы водоснабжения и водоотведения - 2015-2019 годы и на период до 2025 года); Шараповского - ДД.ММ.ГГГГ N (срок действия схемы водоснабжения и водоотведения - 2015-2019 годы и на период до 2029 года); Староторопского - ДД.ММ.ГГГГ N (срок действия схемы водоснабжения и водоотведения до 2025 года); Ильинского - ДД.ММ.ГГГГ N (срок действия схемы водоснабжения и водоотведения - 2016-2020 годы и на период до 2026 года); а также городского поселения поселок Старая Торопа Западнодвинского района Тверской области - ДД.ММ.ГГГГ N (срок действия схемы водоснабжения и водоотведения - 2016-2021 годы и на период до 2026 года).

Решением Думы Западнодвинского муниципального округа Тверской области от 12.01.2021 N установлено, что до формирования администрации Западнодвинского муниципального округа исполнительно-­распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ на территории вновь образованного муниципального округа осуществляет администрация Западнодвинского района Тверской области.

Решением Думы Западнодвинского муниципального округа Тверской области от 29.01.2021 N 69 "О ликвидации администраций городских и сельских поселений Западнодвинского района Тверской области" ликвидированы Администрация Западнодвинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области, Администрация Бонецкого сельского поселения Западнодвинского района Тверской области, Администрация Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области, Администрация Шараповского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области, Администрация Ильинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области, Администрация городского поселения город Западная Двина Западнодвинского района Тверской области, Администрация городского поселения поселок Старая Торопа Западнодвинского района Тверской области.

Согласно п. 1 указанного решения Администрация Западнодвинского муниципального округа является правопреемником ликвидированных администраций.

Согласно надзорному производству N установлено, что по результатам проверки, проведенной по обращению ФИО5 о нарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поступившего в прокуратуру 31.03.2020, с выходом на место, нарушений законодательства в указанной сфере не выявлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено; заявителю разъяснено право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору или в суд.

В результате проверки, проведенной прокуратурой Западнодвинского района Тверской области по обращению ФИО5, установлено, что существующая схема водоснабжения и водоотведения городского поседения город Западная Двина Западнодвинского района Тверской области на момент проверки не актуализирована, внесение в неё изменений не осуществлялось с момента её утверждения.

По результатам проверки прокуратурой Западнодвинского района в адрес ФИО1 <адрес> 21 мая 2021 года вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.

25 июня 2021 года Администрацией Западнодвинского <адрес> в адрес прокуратуры Западнодвинского района Тверской области дан ответ, согласно которому указано, что в настоящее время проводиться мониторинг рыночных цен на выполнение работ по разработке схемы "Водоснабжения и водоотведения" для определения начальной максимальной цены контракта по данному виду работ. Указывая на порядок проведения работ, большой объем проведения мероприятий, полагают, что срок изготовления данной схемы в настоящее время определить невозможно.

В ответе на обращения ФИО5 от 19.07.2021 о нарушениях законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд и иным доводам от 18.07.2021 N 72-148-2018 прокуратура Тверской области по доводам заявителя в части возможного затопления земельного участка ссылается на то, что вблизи дома N 4 на переулке Молодежный имеется участок отвода ливневых вод. В соответствии с актом осмотра территории от 20.07.2021 участок водоотвода находится в удовлетворительном состоянии, замена и прокладка новых труб не требуется, рельеф земельного участка ровный, сухой. Повторным осмотром 13.08.2021 (после ливневого дождя) нарушений при функционировании водоотведения не установлено. В связи с не определением границ и характеристик охранных зон сетей централизованной системы водоотведения прокуратурой Западнодвинского района 18.08.2021 в суд направлено соответствующее заявление.

В силу пункта 8 Постановления N, ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, является одним из оснований актуализации (корректировки) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения. Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем. При разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе сведения об инвестиционных программах, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, о мероприятиях, содержащихся в планах по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади, утвержденных в установленном порядке (в случае наличия таких инвестиционных программ и планов, действующих на момент разработки схем водоснабжения и водоотведения) (пункты 7, 9 данного Постановления).

Разрешая исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь положениями норм действующего законодадельства применимо к спорным правоотношениям, установив, что схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования города Западная Двина Тверской области до 2024 года утверждена постановлением администрации городского поселения города Западная Двина Тверской области от 14.11.2014 N в соответствии с документами территориального планирования, в установленном законом порядке не оспорена; актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения может осуществляться при наличии условий, установленных Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013, пришел к выводу об отсутствии условий на предмет возможности актуализации названной схемы, в связи с чем требования прокурора о возложении на администрацию Западнодвинского района обязанности разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения Западнодвинского муниципального округа Тверской области, оставлены без удовлетворения.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку исходя из доводов искового заявления, прокурором не представлено доказательств необходимости актуализации схем водоснабжения и водоотведения Западнодвинского муниципального округа Тверской области.

Как верно указано судом первой инстанции, Администрация Западнодвинского муниципального округа является правопреемником, в том числе администрации городского поселения город Западная Двина Западнодвинского района Тверской области.

Представленная судебной коллегии информация по вновь построенным и введенным в эксплуатацию многоквартирным домам на территории г. Западная Двина за период с 2014 года по настоящее время безусловным доказательством того, что указанные дома не включены в схему водоснабжения и водоотведения городского поселения город Западная Двина Западнодвинского района Тверской области и требуется ее актуализация, не является.

Иных доказательств в подтверждение заявленных требований в суд также не представлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы круг лиц определен верно, оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции не имеется.

При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено и таковые не приведены в апелляционном представлении.

Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, является правильной, в связи с чем, у судебной коллегии оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 7 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Западнодвинского района Тверской области без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 марта 2022 года.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка