ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 21 марта 2022 года Дело N 3а-50/2022

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Пержуковой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудрявцевой А.А.,

с участием административного истца Волкова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волкова В.Н. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

28 февраля 2022 года Волков В.Н. обратился в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок Администрацией Вышневолоцкого городского округа решения Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 3 мая 2017 года по гражданскому делу N, определив компенсацию в размере 100000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что названным выше судебным актом на Администрацию Вышневолоцкого городского округа возложена обязанность провести работы по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог по улицам: Радищева, Красноармейской и Цнинской набережной в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

26 октября 2017 года отделением судебных приставов по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам УФССП России по Тверской области возбуждено исполнительное производство N.

В связи с неисполнением решения суда в разумный срок административный истец неоднократно обращался в Вышневолоцкий МСО СУ СК по Тверской области с заявлениями о возбуждении уголовного дела по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

26 апреля 2019 года и 7 декабря 2020 года решениями Тверского областного суда в пользу Волкову В.Н. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение решения суда от 3 мая 2017 года в разумный срок.

Административный ответчик не исполнил решение суда до настоящего времени, допустив нарушение срока исполнения решения суда на 5 лет без уважительных причин, чем нарушил право Волкова В.Н. на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при рассмотрении настоящего административного дела интересы муниципального образования город Вышний Волочек представляют соответствующий финансовый орган - Финансовое управление администрации Вышневолоцкого городского округа и главный распорядитель средств местного бюджета - Администрация Вышневолоцкого городского округа.

Административный истец Волков В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представители административных ответчиков: Администрации Вышневолоцкого городского округа, Финансового управления администрации Вышневолоцкого городского округа, заинтересованного лица УФССП России по Тверской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представителем административного ответчика Администрации Вышневолоцкого городского округа, ходатайствовавшим о рассмотрении дела в его отсутствие, направлены в суд письменные возражения, в которых он просил прекратить производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Считая заявленные требования не обоснованными, указывал, что неисполнение в полном объеме решения суда по делу N обусловлено наличием большого количества объектов, требующих проведения аналогичных работ, а также отсутствием финансирования. Определенный истцом размер компенсации находил не обоснованным и не подтвержденным, ссылаясь на реализацию административным истцом права на исполнение судебного акта в разумный срок и невозможность в этой связи взыскания компенсации за одно и то же нарушение. Кроме того, полагал, что исковые требования к Администрации Вышневолоцкого городского округа не подлежат удовлетворению, а Финансовое управление администрации Вышневолоцкого городского округа и Управление жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства Администрации Вышневолоцкого городского округа в рассмотрении настоящего дела не участвуют.

Выслушав административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, гражданского дела N, рассмотренного Вышневолоцким городским судом Тверской области, исполнительного производства N, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (части 1, 2 статьи 46).

Право на судебную защиту - как по буквальному смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации, так и по ее смыслу во взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права - является неотчуждаемым правом каждого человека.

Закрепляющая данное право статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном единстве со статьями 17 - 19 Конституции, из содержания которых следует, что государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав.

Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось, что судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановления от 30 июля 2001 года N 13-П, от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 26 февраля 2010 года N 4-П и от 14 мая 2012 года N 11-П).

Предусмотренное Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года право на судебную защиту, включающее, в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.

Правовое регулирование вопросов присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок осуществляется Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации).

Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, а если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Из положений части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Решением Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 3 мая 2017 года по делу N, вступившим в законную силу 14 июня 2017 года, на Администрацию города Вышний Волочек возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать выполнение в соответствии с "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" работ по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а именно:

- по Цнинской набережной города Вышнего Волочка Тверской области (участок от дома N 1/1 до пересечения с улицей Красноармейская города Вышнего Волочка Тверской области);

- по улице Красноармейская города Вышнего Волочка Тверской области (участок от поворота на Цнинскую набережную города Вышнего Волочка Тверской области до поворота на улицу Радищева города Вышнего Волочка Тверской области);

- по улице Радищева города Вышнего Волочка Тверской области (участок от дома N 2 до дома N 30);

- по Цнинской набережной города Вышнего Волочка Тверской области (участок от дома N 17 до дома N 45).

Решение суда добровольно исполнено не было.

Как следует из материалов исполнительного производства, 23 октября 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому района УФССП России по Тверской области на основании исполнительного листа серии ФС N, выданного на основании решения суда от 3 мая 2017 года по делу N, поступившего на исполнение 20 октября 2017 года, и заявления Волкова В.Н. в отношении должника Администрации города Вышний Волочек возбуждено исполнительное производство N.

В связи с неисполнением указанного решения суда 20 марта 2019 года Волков В.Н. обращался в суд с административным иском о компенсации за нарушение права на исполнение данного судебного акта в разумный срок.

Решением Тверского областного суда от 26 апреля 2019 года по административному делу N установлено нарушение права Волкова В.Н. на судопроизводство в разумный срок, связанное с неисполнением решения суда от 3 мая 2017 года по делу N в период с 20 октября 2017 года по состоянию на дату рассмотрения дела - 26 апреля 2019 года.

Решение суда от 26 апреля 2019 года вступило в законную силу 31 мая 2019 года.

23 сентября 2020 года в связи с продолжающимся неисполнением решения суда от 3 мая 2017 года по делу N Волков В.Н. вновь обратился в суд с административным иском о компенсации за нарушение права на исполнение данного судебного акта в разумный срок.

Решением Тверского областного суда от 7 декабря 2020 года по административному делу N установлено нарушение права Волкова В.Н. на судопроизводство в разумный срок, связанное с неисполнением решения суда от 3 мая 2017 года по делу N в период, истекший после принятия решения суда от 26 апреля 2019 года по состоянию на дату принятия решения - 7 декабря 2020 года.

Решение суда от 7 декабря 2020 года вступило в законную силу 12 января 2021 года.

Решениями Тверского областного суда от 26 апреля 2019 года и от 7 декабря 2020 года установлено, что причиной неисполнения решения суда от 3 мая 2017 года по делу N являются недостаточность и неэффективность действий Администрации Вышневолоцкого городского округа по выполнению возложенной на орган местного самоуправления обязанности в установленный срок.

В силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренным административным делам (факты нарушения права судопроизводство в разумный срок и периоды нарушения), не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11) принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец. Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

Принимая во внимание, что в обоснование административных исковых требований Волков В.Н. ссылается как на общую суммарную продолжительность исполнения судебного акта, так и на фактические обстоятельства, связанные с периодом его исполнения, следующим после принятия решения суда 7 декабря 2020 года, данный административный иск не является тождественным с рассмотренными ранее, следовательно, оснований для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется, а доводы представителя административного ответчика Администрации Вышневолоцкого городского округа в этой части подлежат отклонению как не основанные на нормах процессуального права.

С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 55, 56.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, общую суммарную продолжительность исполнения судебного акта в рамках настоящего спора надлежит исчислять со дня предъявления исполнительного документа к исполнению (20 октября 2017 года) по состоянию на день принятия настоящего решения суда (21 марта 2022 года), что составляет 4 года 5 месяцев 1 день, которую суд оценивает в аспекте длительности исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

Как следует из приобщенных к материалам дела материалов исполнительного производства, после принятия решения суда от 7 декабря 2020 года содержащиеся в исполнительном документе требования в полном объеме также не были исполнены.

19 февраля 2021 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам УФССП России по Тверской области (далее - судебный пристав-исполнитель) в адрес Администрации города Вышний Волочек Тверской области вынесено требование об исполнении в течение 7 дней исполнительного документа.

16 марта 2019 года данное требование получено Администрацией Вышневолоцкого городского округа и 17 марта 2021 года заместителем главы Администрации Вышневолоцкого городского округа судебному приставу-исполнителю сообщено, что работы по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия на участке от дома N 17 до дома N 45 по улице Цнинская набережная города Вышнего Волочка Тверской области, будут произведены в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ N.

7 апреля 2021 года в книге учета сообщений о преступлении ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам УФССП России по Тверской области за N зарегистрирован рапорт ведущего судебного пристава-исполнителя об обнаружении в действиях Главы Вышневолоцкого городского округа признаков преступления, предусмотренных частью 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Начальником ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам УФССП России по Тверской области в адрес руководителя УФССП России по Тверской области составлено донесение о регистрации сообщения о преступлении, совершенном представителем власти.

17 мая 2021 года заместитель главы Администрации Вышневолоцкого городского округа дал объяснение ведущему дознавателю ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам УФССП России по Тверской области о том, что решение суда будет исполнено в 2022 году..

15 июля 2021 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам УФССП России по Тверской области в адрес Администрации города Вышний Волочек Тверской области вынесено требование об исполнении в течение 3 дней исполнительного документа, которое получено адресатом 15 июля 2021 году.

20 июля 2021 года в ответ на указанное требование заместителем главы Администрации Вышневолоцкого городского округа в адрес судебного пристава-исполнителя направлено письмо, по своему содержанию аналогичное письму от 17 марта 2021 года.

4 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем установлено, что решение суда от 3 мая 2017 года не исполнено в полном объеме, о чем составлены акты об обнаружении правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и совершении исполнительных действий.

20 января 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем в адрес должника вынесено требование об исполнении в течение 7 дней исполнительного документа, полученное должником 28 января 2022 года.

7 февраля 2022 года в ответ на данное требование заместителем главы Администрации Вышневолоцкого городского округа сообщено, что работы по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия на участке от дома N 17 до дома N 45 по улице Цнинская набережная города Вышнего Волочка Тверской области, будут произведены в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ N. Выполнение указанных работ запланировано в летний период 2022 года.

11 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем установлено, что решение суда от 3 мая 2017 года в полном объеме не исполнено должником, о чем составлен акт о совершении исполнительных действий.

11 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем в адрес руководителя должника вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

11 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

До настоящего времени исполнительное производство N не окончено.

Сведений об отсрочке исполнения решения суда в материалы дела не представлено.

Срок исполнения судебного акта, истекший со дня взыскания судом соответствующей компенсации за предыдущий период (7 декабря 2020 года) до дня принятия настоящего решения суда (21 марта 2022 года), составляет 1 год 3 месяца 14 дней.