СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 марта 2022 года Дело N 33а-1253/2022

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Кустова А.В., Иванова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Хохловой И.В.

с участием прокурора Обихода И.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Образцовой О.А.

административное дело по апелляционной жалобе Майорова А.В. на решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 15 февраля 2022 года, которым постановлено:

"Административный иск ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Тверской области об установлении административного надзора в отношении Майорова А.В. удовлетворить.

Установить в отношении административного ответчика Майорова А.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, административный надзор сроком на три года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 04 марта 2021 года, с установлением ему на период административного надзора административных ограничений в виде:

- обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в день, установленный данным органом;

- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов утра следующего дня, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица;

- запрещения выезда за пределы Тверской области, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица и без разрешения специализированного органа, осуществляющего контроль за поднадзорным лицом;

- запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

- запрещения посещения учреждений, в которых осуществляется продажа на розлив и распитие спиртных напитков.

Срок административного надзора Майорову А.В. исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Разъяснить Майорову А.В., что в случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Судебная коллегия

установила:

ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Тверской области обратилось в Западнодвинский межрайонный суд Тверской области с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Майорова А.В.

В обоснование заявленных требований указано, что приговором Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 04 марта 2021 года Майоров А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено с учетом апелляционного постановления Тверского областного суда от 12 мая 2021 года наказание в виде лишения свободы сроком на 04 месяца, на основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к назначенному наказанию присоединено наказание по приговору Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 05 февраля 2021 года и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 01 год 02 месяца, к отбытию назначена исправительная колония строгого режима.

Начало срока - 12 мая 2021 года. Окончание срока - 06 апреля 2022 года.

03 декабря 2019 года решением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области Майорову А.В. был установлен административный надзор сроком на 01 год; 04 марта 2021 года административный надзор прекращен в связи с осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлению его к месту отбывания наказания.

Осужденный Майоров А.В. подлежит освобождению из ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Тверской области по истечении срока наказания - 06 апреля 2022 г.

За время отбывания наказания осужденный Майоров А.В. характеризуется посредственно, в период нахождения под административным надзором совершил новое преступление, отбывает наказание за совершение преступления небольшой тяжести, в его действиях суд признал рецидив.

Учитывая изложенное, административный истец просил суд рассмотреть вопрос об установлении в отношении осужденного административного надзора сроком на 3 года с установлением на период административного надзора административных ограничений в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. утра следующего дня, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица; запрещения выезда за пределы Тверской области, если это не связано с трудовой деятельностью поднадзорного лица и без уведомления органа, осуществляющего административный надзор; обязательной явки 4 раза в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, фактического нахождения для регистрации в дни, установленные органом внутренних дел; запрещения посещения учреждений, в которых осуществляется продажа на розлив и распитие спиртных напитков.

В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Тверской области при надлежащем извещении не явился, начальником ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Тверской области Леоновым А.М. представлено письменное ходатайство о рассмотрении административного дела без участия представителя администрации учреждения.

Административный ответчик Майоров А.В., участие которого обеспечено посредством видеоконференцсвязи, в судебном заседании административный иск не признал в полном объёме, полагая, что им уже понесено наказание, учитывая, что ему известно, что это такое - административный надзор, который отбыть в его городе без нарушений не представляется возможным.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Майорова А.В. ставится вопрос об отмене решения суда. Указывает, что при отбывании наказания нарушений не имел, работал, прошёл лечение. За совершённое преступление уже понёс наказание. Установленный оспариваемым решением административный надзор является излишним.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав выступление Майорова А.В., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора о законности решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Согласно п. 1 статьи 1 названного закона административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.

Из материалов дела видно, что решением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 03 декабря 2019 года в отношении Майорова А.В. установлен административный надзор на срок 1 один и определены административные ограничения.

Решением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 17 сентября 2020 года продлён срок административного надзора на 6 месяцев.

Приговором Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 04 мая 2021 года Майоров А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 статьи 157 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 месяцев. Данное наказание частично сложено с наказанием, назначенным приговором Вышневолоцкого межрайонного суда от 05 февраля 2021 года, и окончательно назначено наказание в виде 1 года 3 месяцев лишения свободы. Апелляционным постановлением Тверского областного суда от 12 мая 2021 года смягчено наказание: по части 1 статьи 157 УК РФ до 4 месяцев; по части 5 статьи 69 УК РФ - 1 год 2 месяца.

Решением МО МВД России "Вышеволоцкий" от 04 марта 2021 года административный надзор в отношении Майорова А.В. прекращён.

Майоров А.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ЛИУ-8.

С учётом приведённых обстоятельств суд первой инстанции установил административный надзор в отношении Майорова А.В.

Срок административного надзора отвечает положениям пункта 2 части 1 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона, согласно которому административного надзора, устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В соответствии с пунктом "в" части 3 статьи 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.

В силу приведенных выше норм закона безусловным основанием для установления административного надзора является сам факт наличия непогашенной либо неснятой судимости за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания. Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.

Законом суду не предоставлено право не устанавливать административный надзор в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, в зависимости от их поведения в местах лишения свободы.

Такое поведение учитывается при определении вида административных ограничений.

При определении видов административных ограничений судом первой инстанции учтены личность осуждённого, характеризующий материал, представленный в отношении административного ответчика за период отбывания наказания в местах лишения свободы.

Перечень административных ограничений соответствуют перечню, указанному в статье 4 Федерального закона N 64-ФЗ.

Установленные судом ограничения не носят произвольного характера, направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора о предупреждении совершения Майоровым А.В. преступлений и иных правонарушений, оказании на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный ответчик не предоставил судам первой или апелляционной инстанций доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления административного надзора и назначения административных ограничений.

С учётом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Майорова А.В. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка