СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. БРЯНСКА

РЕШЕНИЕ

от 16 февраля 2022 года Дело N 2-412/2022

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи С.В. Степониной,

при секретаре М.О. Кличко,

с участием представителя ответчика по доверенности Ширшовой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Браковенко Майи Семеновны к Государственному учреждению "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области" о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Браковенко М.С. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 26.10.2018 она подала заявление в УПФР в Володарском районе городского округа г. Брянска о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Решением ответчика N 381686/18 от 08.02.2019 в назначении данной пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого законом стажа, специальный стаж составил 11 лет 07 месяцев 21 день, общий стаж - 23 года 02 месяца 07 дней, при этом часть периодов работы не зачтена пенсионным органом в специальный стаж.

С решением ответчика истец не согласна, поскольку период работы <дата> по <дата> подтверждается справкой о получении заработной платы. В период с <дата> по <дата> истец работала учителем русского языка и литературы в Цахнауцкой неполной средней школе, поскольку запись о работе имеется в трудовой книжке, период работы подтвержден выписками из приказов о приеме-увольнении, справкой о заработной плате, где имя "Майя" записано в молдавском варианте перевода - "Мая". Период работы с <дата> по <дата> в должности воспитателя детского сада г. Басарабяска, с <дата> по <дата> в должности учителя молдавского языка в Бессарабской средней школе подтверждается справкой о заработной плате. В республике Молдова нет института досрочных пенсий, в письме уполномоченного органа республики Молдова в адрес ответчика указано на возможность включения периодов работы Браковенко М.С. на территории республики Молдова в стаж при назначении пенсии.

Кроме того ответчик необоснованно не засчитал в стаж дни курсов повышения квалификации в период работы учителем ИЗО в МБОУ "СОШ N 58" г. Брянска, поскольку за работником сохранялось место работы и должность на время обучения.

На основании изложенного, поскольку на дату обращения истцом выработан специальный стаж в размере более 25 лет, истец просит суд: засчитать в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику следующие периоды:

с <дата> по <дата> работа в должности воспитателя ясельной группы Топальского детского сада;

с <дата> по <дата> работа в должности учителя русского языка и литературы Цахнауцкой неполной средней школы;

с <дата> по <дата> работа в должности воспитателя детского сада Басарабяска;

с <дата> по <дата> работы в должности учителя молдавского языка в Басарабяской средней школе;

с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - курсы повышения квалификации;

признать право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения за ее назначением.

В ходе рассмотрения дела определением суда произведена замена ответчика Государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда в городском округе города Брянска (межрайонное)" на Государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области" в связи с реорганизацией юридического лица.

В судебное заседание истец Браковенко М.С., не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в адрес суда предоставлено ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

В ходе предшествующих судебных заседаний представитель истца Жилинская О.П. поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Ширшова С.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, предоставила в материалы дела письменный отзыв, в котором указано на законность действий сотрудников органа пенсионного фонда и отсутствие правовых оснований для включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью заявленных периодов. В трудовой книжке имеются исправления в годе работы, в справках о заработной плате отсутствуют сведения о ее начислении, в справке неверно отражено имя истца.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определилрассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося истца.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с частью 2 статьи 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.

На основании пункта 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 1 января 2002 года по нормам ранее действовавшего законодательства.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Браковенко М.С. 26.10.2018 обратилась в УПФР в Володарском районе городского округа г. Брянска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно решению УПФР в Володарском районе городского округа г. Брянска N 381686/18 Браковенко М.С. отказано в удовлетворении заявления, в связи с отсутствием продолжительности специального стажа работы истца как у лица, осуществляющего педагогическую деятельность не менее 25 лет поскольку необходимый стаж составляет 11 лет 07 месяцев 21 день.

В специальный стаж истца не засчитаны периоды:

с <дата> по <дата> работа в должности воспитателя ясли-сада в г. Топал Чимишалинского района республики Молдова, с <дата> по <дата> работа в должности учителя русского языка и литературы Цяхнцкой неполной средней школы Резинского района Республики Молдова, поскольку в трудовой книжке имеются исправления в приказе даты увольнения, в справке о заработной плате N... от <дата> указано имя "Мая", вместо "Майя";

с <дата> по <дата> работа в должности воспитателя детского сада Басарабяска, с <дата> по <дата> работы в должности учителя молдавского языка в Басарабяской средней школе, поскольку отсутствуют сведения о зачете периода работы в указанном учреждении и должности при назначении пенсии на территории Республики Молдова; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - курсы повышения квалификации, поскольку указанные периоды не предусмотрены для включения в специальный стаж Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.

Из надлежащим образом заверенной копии трудовой книжки N... следует, что <дата> Браковенко М.С. принята на должность воспитателя ясельной группы ясли-сада в г. Топал Чимишалинского района республики Молдова, <дата> уволена по собственному желанию. При этом исправление в годе увольнения - 1986 заверено печатью и подписью должностного лица, вносившего запись в трудовую книжку.

Поскольку исправления в трудовой книжке заверены надлежащим образом, спорные периоды соответствуют справкам о заработной плате N... от <дата>, суд отклоняет возражения представителя ответчика в данной части. Указание имени "Мая" вместо "Майя", произошло вследствие транслитерации молдавского языка при выполнении перевода на русский язык, проанализировав совокупность иных персональных данных Браковенко М.С. суду приходит к выводу, что справка N... от <дата> выдана на имя истца.

При определении точного периода, подлежащего включению в стаж истца, суд учитывает, что имеются разночтения между записью о приеме на работу должность воспитателя ясельной группы ясли-сада в г. Топал Чимишалинского района республики Молдова - <дата> и справке о заработной плате N... от <дата>, из которой усматривается, что начисления заработной платы имели место с июня 1985, т.е. до издания приказа о приеме на работу.

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу п. 65 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 в случае если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.

Поскольку в справке о заработной плате N... от <дата> не указано число месяца, а из трудовой книжки и иных документов точная дата начала работы не следует, исковые требования о включении в стаж периода с <дата> по <дата> не подлежат удовлетворению.

Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, учитывая, что получение денежных выплат до оформления трудовых отношений не исключается ввиду заключения гражданско-правовых договоров, равно как и при фактическом допущении работника к работе, суд приходит к выводу, что включению в специальный стаж истца подлежит период с <дата> по <дата> (2 месяца 17 дней). При этом точное окончание периода работы - <дата>, прямо следует из трудовой книжки, поэтому суд отклоняет довод пенсионного органа о том, что август 1985 года может быть учтен только по 15 число месяца.

Разрешая требования о включении в специальный стаж периодов с <дата> по <дата> работы в должности учителя русского языка и литературы Цяхнцкой неполной средней школы Резинского района Республики Молдова, периода с <дата> по <дата> работа в должности воспитателя детского сада Басарабяска, и с <дата> по <дата> работы в должности учителя молдавского языка в Басарабяской средней школе, суд учитывает, следующее.

Записями в трудовой книжке истца подтверждается работа Браковенко М.С. в спорные периоды на указанных должностях.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

13.03.1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992 г.).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 01.01.2002 г. и действовал до 01.01.2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.