СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. БРЯНСКА

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2022 года Дело N 2-858/2022

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи Степониной С.В.

при секретаре Кличко М.О.,

с участием помощника прокурора Советского района города Брянска Тулуповой У.В., истца Болотникова В.В., представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, действующей также в интересах третьего лица ФКУЗ "МСЧ-32" ФСИН России Плюгиной О.Ю., представителя третьего лица ФКУ "ИК-2" УФСИН России по Брянской области Дудкиной О.П. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болотникова В.В. к Министерству финансов РФ в лице УФК по Брянской области, ФСИН России, УФСИН России по Брянской области о взыскании компенсации за вред, причиненный здоровью, расходов на лечение, компенсации за неполученный заработок, установлении ежемесячного денежного возмещения за утраченную трудоспособность,

УСТАНОВИЛ:

Болотников В.В. обратился в суд с иском в обоснование которого указал, что <дата> был арестован, <дата> приговором Новозыбковского городского суда осужден к наказанию в виде лишения свободы на срок 6 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима. До помещения под стражу был здоров. <дата> был водворен в штрафной изолятор ФКУ "ИК-2", где в соседней камере содержались больные <данные изъяты> заключенные. После выхода из штрафного изолятора почувствовал слабость, <дата> был этапирован в ФКУ "ИК-1", где у истца обнаружили <данные изъяты>, истец был возвращен в ФКУ "ИК-2", и проходил там лечение в течение 10 месяцев. Таким образом, в результате действий ответчиков истцу причинен вред здоровью. С <дата> по <дата> истец являлся инвалидом <данные изъяты> группы, с <дата> работал на швейном производстве. В связи с наличием заболевания истец потерял заработок, который мог бы иметь в течение одного года. На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчиков 1 000 000 рублей денежной компенсации за неполученный заработок; установить ежемесячное денежное возмещение за утраченную трудоспособность 36 МРОТ с индексацией; возместить расходы на лечение, приобретение лекарств, питание с <дата> по <дата> в размере 190 000 руб.; взыскать компенсацию за вред, причиненный здоровью в размере 734 000 руб.

Определением суда от14.02.2022, с согласия истца, к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Брянской области.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области не явился, о времени и месте разбирательства дела уведомлен надлежащим образом. Предоставил в материалы дела письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определилрассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании административный истец Болотников В.В., участие которого было обеспечено с использованием системы видео-конференцсвязи, поддержал исковые требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, действующая также в интересах третьего лица ФКУЗ МСЧ -32 ФСИН России Плюгина О.Ю. иск не признала. Пояснила, что медицинская помощь осужденному Болотникову В.В. оказывается в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 28.12.2017 N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы". Сам факт выявления у истца заболевания <данные изъяты> во время отбывания наказания в местах лишения свободы не может служить доказательством того, что ответчик является причинителем вреда. На основании изложенного просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФКУ "ИК-2"УФСИН России по Брянской области, действующая на основании доверенности, Дудкина О.П. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, указав, что доказательств того, что вследствие виновных действий ответчика произошло заражение истца <данные изъяты>, в материалы дела не представлено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Тулуповой У.В., полагавшей исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Порядок организации оказания осужденным медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Согласно пп. 2 п. 7 Положения о ФСИН России ФСИН России осуществляет, в том числе, медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения.

Из материалов дела следует, что в настоящее время истец Болотников В.В. отбывает наказание в ФКУ "ИК-2" УФСИН России по Брянской области. <дата> заключен под стражу в ФКУ "СИЗО-2" УФСИН России по Брянской области, после постановления приговора осужденный был направлен для отбывания наказания в ФКУ "ИК-1" УФСИН России по Брянской области.

Согласно данным медицинской карты Болотникова В.В. <дата> осужденному проведена <данные изъяты>, поставлен диагноз <данные изъяты>

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения <данные изъяты> в Российской Федерации" <данные изъяты> - это инфекционное заболевание, вызываемое <данные изъяты>. Активная форма <данные изъяты>, признаки активности процесса которого установлены в результате проведения клинических, лабораторных, рентгенологических исследований (абзацы второй и третий статьи 1).

С <дата> по <дата> Болотников В.В. был направлен на обследование и лечение в филиал "Больница" ФКУЗ "МСЧ-32" ФСИН России. Как усматривается из медицинской карты истца за время лечения проводились обследования: <данные изъяты>. Болотников В.В. получал <данные изъяты> лечение, симптоматическую и общеукрепляющую терапию.

Согласно выписному эпикризу от <дата> по результатам лечения самочувствие пациента улучшилось, клинико-лабораторные показатели нормализовались. Выставлен диагноз: <данные изъяты>.

При медицинском обследовании <дата> Болотников В.В. жалоб не предъявлял. Оценивая доводы истца о помещении его в штрафной изолятор совместно с другими осужденными, больными <данные изъяты>, суд учитывает, что на основании постановления начальника ФБУ "ИК-2" от <дата> Болотников В.В. водворен в штрафной изолятор на 15 суток. Согласно выданной медицинской справке от <дата> по состоянию здоровья, Болотников В.В. может содержатся в штрафном изоляторе. Как усматривается из камерной карточки <дата> на период помещения в ШиЗО Болотникову В.В. выдана куртка, полотенце, мыло, зубная паста, зубная щетка, кружка, сведения о помещении иных осужденных совместно с Болотниковым В.В. в камерной карточке отсутствуют.

Согласно копии журнала регистрации договоров и государственных контрактов за 2008-2010 в ФБУ "ИК-2" УФСИН России по Брянской области осуществлялась закупка продуктов питания, оказывались услуги по выводу бытовых отходов, оказывались коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению, закупались медицинские препараты и услуги по ремонту медицинской техники, средства бытовой химии, моющие средства. Указанные доказательства свидетельствуют о создании надлежащих условий содержания осужденных в исправительном учреждении.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В пункте 21 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.

Согласно статье 1085 ГК РФ в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включается утраченный потерпевшим заработок (доход), под которым следует понимать средства, получаемые потерпевшим по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, интеллектуальной) до причинения увечья или иного повреждения здоровья.

Суд отклоняет доводы истца о том, что заболевание <данные изъяты> произошло вследствие действий (бездействия) ответчиков, поскольку доказательств причинно-следственной связи между действиями ответчиков и последствиями в виде наступления заболевания в судебное заседание не предоставлено. Указанные доводы Болотникова В.В. опровергаются данными медицинской карты, в которой последовательно отражены все этапы медицинских обследований и полученного лечения, действия должностных лиц, направленные на организацию лечения <данные изъяты>. Совокупность указанных действий должностных лиц привела к получению Болотниковым В.В. необходимого лечения. Согласно выписному эпикризу истца после лечения он выписан в удовлетворительном состоянии, с клиническим излечением первоначального диагноза.

Согласно данным медицинской литературы <данные изъяты> передается воздушно-капельным путем. Заболевание может развиться в любое время, независимо от места нахождения и социального положения человека. Отрицательными факторами для развития заболевания являются: снижение иммунных сил организма, стрессы и др.

Сам факт выявления у истца заболевания <данные изъяты> во время отбывания наказания в местах лишения свободы не может служить бесспорным доказательством того, что исправительное учреждение является причинителем вреда, и того, что заболевание возникло у истца вследствие его ненадлежащего содержания в исправительном учреждении.

Судом установлено, что за период содержания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, от истца ни заявления, ни обращения относительно ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении в УФСИН России по Брянской области не поступали.

Факт нарушения со стороны должностных лиц УФСИН России по Брянской области прав истца и причинно-следственная связь между их действиями (бездействием) и указанными истцом последствиями установлены не были, в тоже время факт оказания истцу надлежащей медицинской помощи подтвержден материалами дела.

Доводы Болотникова В.В. о необходимости нести расходы на приобретение дополнительного питания опровергаются материалами дела. Так, согласно справке Филиала "Больница" ФКУЗ "МСЧ-32" ФСИН России от <дата> в течение всего срока нахождения на стационарном лечении Болотников В.В. получал повышенную норму питания в соответствии с приложением 4 примечания 2а Приказа Минюста РФ от 02.08.2008 N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы", после выздоровления Болотникову В.В. была установлена повышенная норма питания по месту отбывания наказания. В этой связи исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.

Заявляя требования о взыскании компенсации на приобретение лекарств из расчета 2000 рублей в месяц, суд учитывает, что истцом не предоставлено доказательств необходимости применения каких бы то ни было дополнительных препаратов, по сравнению с теми, которые назначены врачом при прохождении лечения от <данные изъяты> и в последующие периоды, согласно листу назначений.

В соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее - Порядок).

Пунктом 11 Порядка установлено, что лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, или осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника. На период времени, когда режимом работы медицинской части (здравпункта) не предусмотрено нахождение в ней медицинских работников, лекарственные препараты (за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих либо ядовитых, а также применяемых при лечении <данные изъяты>) выдаются на руки лицам, заключенным под стражу, или осужденным. Разрешение о выдаче этих препаратов дается начальником медицинской части (здравпункта) в соответствии с назначением лечащего врача (фельдшера). На лиц, заключенных под стражу, или осужденных, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оформляется лист назначений лекарственных препаратов (приложение N 1), который после завершения лечения приобщается к медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Получение пациентом лекарственного препарата подтверждается личной подписью медицинского работника, выдавшего лекарственный препарат, в графе "Дата получения".

Согласно комиссионному акту от <дата> в период с <дата> по <дата> Болотников В.В. не принимал <данные изъяты> препараты, по вызову врача на прием лекарств не являлся. Суд учитывает, что отказ осужденного от получения необходимых лекарств не может являться основанием для присуждения компенсации на их приобретение, поэтому исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.

Анализируя совокупность исследованных доказательств, суд не усматривает нарушений в действиях ответчиков, представленные материалы свидетельствуют о надлежащем исполнении должностными лицами УФСИН России по Брянской области обязанностей по оказанию медицинской помощи и созданию надлежащих условий содержания осужденного, факты нарушения права Болотникова В.В. на оказание медицинской помощи не подтвердились, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для присуждения денежной компенсации за неполученный заработок в размере 1 000 000 руб., установлении ежемесячного денежного возмещения за утраченную трудоспособность 36 МРОТ с индексацией; возмещения расходов на лечение, приобретения лекарств, питание с <дата> по <дата> в размере 190 000 руб.; взыскании компенсации за вред, причиненный здоровью в размере 734 000 руб.

На основании изложенного, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Болотникова В.В. к Министерству финансов РФ в лице УФК по Брянской области, ФСИН России, УФСИН России по Брянской области о взыскании компенсации за вред, причиненный здоровью, расходов на лечение, компенсации за неполученный заработок, установлении ежемесячного денежного возмещения за утраченную трудоспособность оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Степонина

Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2022 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2022 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка