СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. БРЯНСКА

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2022 года Дело N 2-805/2022

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Степониной С.В.,

при секретаре Кличко М.О.,

с участием представителя истца Юхновец О.М. по ордеру, представителя ответчика по доверенности Лагуткина П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кондратишко Е.С. к Государственному учреждению Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное кресло-коляску, компенсации морального вреда и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Кондратишко Е.С. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что является инвалидом <данные изъяты>. В мае 2021 он самостоятельно приобрел кресло-коляску активного типа, рекомендованную ИПРА, стоимостью 304700 рублей. 09.06.2021 обратился к ответчику с заявлением на компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации. Истцу была выплачена компенсация в размере 53 000 рублей, с указанной суммой истец не согласен, полагает, что ответчиком нарушен Порядок определения такой компенсации, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 57н от 31.01.2011. По мнению истца, ответчику необходимо было руководствоваться сведениями о заключенном контракте на приобретение аналогичного кресла-коляски модели Zenit N 0232000000121000063001 от 16.03.2021 Нижегородским РО ФСС на сумму 262 566,67 руб. Однако ответчик взял за основу другую закупку - N 0227100000320000146 на поставку кресел колясок активного типа для Брянского регионального ФСС стоимостью 53 000 рублей. Вместе с тем данный тип коляски не является аналогичным тому, который приобрел истец. Таким образом, размер недополученной компенсации по расчету истца составляет 209 566,67 руб. На основании изложенного, уточнив исковые требования, истец просит суд обязать ответчика выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенное кресло-коляску активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) модели Zenit, исходя из суммы 262 566,67 руб.; взыскать с ответчика недополученную компенсацию за приобретенное кресло-коляску активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) модель Zenit в размере 209 566,67 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

В судебное заседание истец Кондратишко Е.С. не явился, о времени и месте разбирательства дела уведомлен надлежащим образом, направил для участия в деле своего представителя по ордеру.

Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определилрассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца Юхновец О.М., действующая на основании ордера, поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Лагуткин П.А., иск не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагал, что в соответствии с абз. 3 п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н наименование самостоятельно приобретенного инвалидом технического средства реабилитации относится к предусмотренному классификацией виду технического средства 7-03-01 "кресло-коляска активного типа". Последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации, информация о которой размещена в сети Интернет, явилась закупка N 0227100000320000146 на поставку кресел колясок активного типа для Брянского регионального ФСС стоимостью 53 000 рублей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 года N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 года N 28858).

Судом установлено, что истец Кондратишко Е.С. является инвалидом <данные изъяты> (справка МСЭ-2017 N...).

На основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее ИПРА) N 8.102.Э.32/2019 Кондратишко Е.С. имеет право на обеспечение техническими средствами реабилитации: [7-03-01] кресло-коляска активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) - 1 шт, объем бедер 92 см, ширина сидения 40 см, высота сидения 48 см, высота подлокотника 25 см.

31.05.2021 Кондратишко Е.С. самостоятельно приобрел кресло коляску активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) Ottobock Zenit (индивидуальная конфигурация) с принадлежностями стоимостью 304 700 руб. (счет-фактура N 31052021-02 от 31.05.2021 ИП Г., кассовый чек N 483).

09.06.2021 через портал Государственных услуг Кондратишко Е.С. подал в Брянское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заявление о компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации: кресло-коляска активного типа Ottobock Zenit. К заявлению были приложены документы, подтверждающие покупку.

22.06.2021 ответчик направил в адрес истца письмо N 14-12/3218-696, которым заявление о выплате компенсации было удовлетворено частично на сумму 53 000 рублей. Обосновывая невозможность компенсировать затраты на приобретение кресла-коляски в полном объеме, ответчик сослался на то, что размер компенсации определен по результатам последней закупки, информация о которой размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (государственный контракт N 220 от 22.12.2020 с ООО "МЕДИКА").

Денежные средства в размере 53 000 рублей, были перечислены Кондратишко Е.С., что не оспаривалось сторонами.

Разрешая исковые требования, суд учитывает, что согласно п. 3, 4 Порядка размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.

Согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" в разделе 7 "Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные" установлен вид и наименование технического средства реабилитации "Кресло-коляска активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов)". Технические средства реабилитации (изделия) могут приобретаться инвалидами (ветеранами) в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями.

Таким образом, юридически значимыми для разрешения настоящего спора являются следующие обстоятельства: какое техническое средство реабилитации рекомендовано инвалиду индивидуальной программой реабилитации, соответствует ли наименование технического средства реабилитации и его модификация, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, виду технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н, когда имело место последнее по времени размещение заказа на поставку аналогичного средства технической реабилитации с учетом его модификации, информация о котором находится на официальном веб-сайте о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на дату подачи инвалидом заявления о компенсации за самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации, какова стоимость закупленного уполномоченным органом технического средства реабилитации, соответствующего наименованию технического средства, самостоятельно приобретенного инвалидом.

Как разъяснил Минтруд России в письме от 25.07.2019 N 13-3/10/В-5958, установленная Классификацией номенклатура технических средств реабилитации включает обобщенные наименования изделий, приобретение которых возможно инвалидами в различных модификациях, имеющих значительный ценовой диапазон, обусловленных их комплектацией (наличием тех или иных функциональных или технических характеристик, определяемых в зависимости от индивидуальных потребностей конкретного инвалида).

Учитывая изложенное, при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации целесообразно исходить непосредственно из комплектации данного изделия путем его сопоставления с техническим средством реабилитации аналогичной комплектации, предоставляемым уполномоченным органом в установленном порядке.

Обосновывая свои возражения, ответчик сослался на то, что последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации (кресло коляска активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов), информация о которой была размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru, проведенной Брянским региональным отделением Фонда, являлась закупка N 022710000032000146 (контракт N 220 от 22.12.2020) на поставку технических средств реабилитации - кресел колясок активного типа, стоимость государственного контракта, заключенного по данной закупке, составила 53 000 рублей за одну единицу.

Анализируя спецификацию и техническое задание, являющееся приложением к государственному контракту N 220 от 22.12.2020, суд усматривает несоответствие закупленных кресел-колясок активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) типу коляски рекомендованной ИПРА Кондратишко Е.С. в части высоты спинки, высоты подлокотников и объема бедер инвалида.

Вместе с тем, кресло-коляска Ottobock Zenit, самостоятельно приобретенная истцом, по своим характеристикам соответствует характеристикам технического средства реабилитации, рекомендованного в ИПРА N 8.102.Э.32/2019, что следует из описания руководства по применению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уполномоченный орган при выплате компенсации неверно сопоставил однородность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного Кондратишко Е.С., и технического средства реабилитации, закупка которого производилась на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru., и, как следствие, занизил размер компенсации, подлежащей выплате истцу.

В качестве доказательств последней по времени закупки однородного технического средства реабилитации истцом предоставлены данные о заключенном контракте ГУ Нижегородское Региональное отделение ФСС РФ от 17.03.2021 на закупку коляски модели Zenit стоимостью 262 566,67 руб. (закупка N 0232000000121000063001 от 16.03.2021). Согласно данным официального сайта www.zakupki.gov.ru контракт исполнен 31.05.2021.

Доказательств опровергающих указанные обстоятельства, либо сведений о наличии иных последних по времени закупок однородного технического средства реабилитации на территории Центрального Федерального округа РФ, либо всей территории Российской Федерации, ответчиком не предоставлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца 209 566,67 рублей: из расчета 262 566,67 рублей (стоимость последней закупки однородного технического средства реабилитации) - 53 000 рублей (компенсация, выплаченная ответчиком в досудебном порядке).

При разрешении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает следующее. Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Согласно ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 ГК РФ, установив, что в связи с незаконным отказом ответчика в выплате в полном объеме компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, истцу причинены нравственные страдания, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в размере 2 000 рублей.

Статьей 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 24.03.2015г. N 479-О, возмещение судебных расходов на основании части первой статьи 98 ГПК Российской Федерации осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования. В свою очередь, вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного в суд требования непосредственно связан с выводом суда, содержащимся в резолютивной части его решения (часть пятая статьи 198 ГПК Российской Федерации), о том, подлежит ли заявление удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.

Согласно положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (часть первая статьи 88).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 21.01.2016г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснил судам, что судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 ГПК РФ. По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса) (п. 1).

Также в постановлении Пленума от 21.01.2016г. N 1 разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. ст. 2, 35 ГПК РФ, ст. ст. 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (п. 11). Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, ст. 112 КАС РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ) (п. 12). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле (п. 13). 23. Суд вправе осуществить зачет судебных издержек, взыскиваемых в пользу каждой из сторон, и иных присуждаемых им денежных сумм как встречных (ч. 4 ст. 1, ст. 138 ГПК РФ (п. 23).