СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 33-1614/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей Магденко И.Ю., Панкратовой Е.А.,

при секретаре Рудаковой Т.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4183/2021

по апелляционной жалобе истца Темиржанова И. А.

на решение Центрального районного суда г. Омска от 22 ноября 2021 года

по иску Темиржанова И. А. к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску о признании незаконным распоряжения об отказе в назначении государственной социальной помощи, возложении обязанности назначить государственную социальную помощь.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Темиржанов И.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску (далее - УМТСР по городу Омску), в обоснование указав, что 15 сентября 2021 года он обратился к ответчику через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о назначении ему государственной социальной помощи, как малоимущему одиноко проживающему гражданину, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Распоряжением УМТСР по городу Омску от 21 сентября 2021 года N 292-ЦПМ ему было отказано в предоставлении государственной социальной помощи в связи с тем, что его среднедушевой доход превышает прожиточный минимум, установленный на территории Омской области. Полагает данное решение ответчика незаконным, поскольку при расчете среднедушевого дохода была необоснованно учтена получаемая им государственная социальная стипендия за последние три месяца. Считает, что она не может быть включена в перечень доходов, учитываемых при назначении государственной социальной помощи. В настоящее время он является студентом 2 курса очной формы обучения в ФГБОУ "<...>". До 14 сентября 2021 года ежемесячно на его счет перечислялась государственная академическая стипендия и государственная социальная стипендия. Иного дохода помимо стипендий он не имеет. Назначение государственной социальной помощи необходимо ему для получения государственной социальной стипендии. Полагает, что без учета государственной социальной стипендии его среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума.

Просил признать незаконным распоряжение УМТСР по городу Омску от 21 сентября 2021 года N 292-ЦПМ об отказе в назначении ему государственной социальной помощи, обязать УМТСР по городу Омску назначить ему государственную социальную помощь.

Истец Темиржанов И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель истца Исаева Л.А., действующая на основании ордера, дополнительно указала, что государственная социальная стипендия является одним из видов государственной социальной помощи и не может быть учтена доходом. В качестве дохода может быть учтена академическая стипендия, но не социальная.

Представитель ответчика УМТСР по городу Омску Шарыпов Э.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражал. Полагал, что отказ в предоставлении истцу мер государственной социальной помощи является правомерным, поскольку государственная социальная стипендия должна быть включена в доходы, которые учитываются при решении вопроса о назначении государственной социальной помощи. Такие стипендии не являются социальной помощью как социальные пособия или субсидии, а считаются денежными выплатами, выплачиваемыми студентам.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Савченко В.В., действующий на основании доверенности, также полагал заявленные требования, не подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе истец Темиржанов И.А. выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить. Вновь приводит доводы о том, что пунктом 2 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512, предусмотрено, что в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи. Полагает, что государственная социальная стипендия является разновидностью государственной социальной помощи, назначается именно после предъявления в ВУЗ уведомления о назначении государственной социальной помощи. Также указывает, что на законодательном уровне предусмотрено, что сумма государственных академической, социальной и повышенной социальной стипендий не может быть ниже величины прожиточного минимума. При этом иного дохода он не имеет. Кроме того, ссылается на иную судебную практику по аналогичным спорам.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик УМТСР по городу Омску, третье лицо Министерство труда и социального развития Омской области полагают постановленное решение законным и обоснованным.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика УМТСР по городу Омску Калашников Р.В., представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Фетисова В.М., действующие на основании доверенностей, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Истец Темиржанов И.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явился, своего представителя для участия в деле не направил, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчика и третьего лица, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм процессуального и материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Такие нарушения судом первой инстанции были допущены.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", что следует из его преамбулы (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде: денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) (пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В соответствии с частью 2 статьи 8, статьи 11 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, ее размер, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правовые и организационные основы оказания социальной помощи в Омской области установлены Законом Омской области от 04 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".

В силу пункта 1 статьи 68 указанного Кодекса государственная социальная помощь назначается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного для соответствующих социально-демографических групп населения Омской области.

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством (пункт 4 указанной статьи).

Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, ее размер, а также форма социального контракта устанавливаются Правительством Омской области (статьи 69, 70 данного Закона).

Во исполнение указанных положений постановлением Правительства Омской области от 27 августа 2008 года N 153-п утвержден Порядок, определяющий процедуру назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной для соответствующих социально-демографических групп населения Омской области.

Согласно подпункту 2 пункту 6 Порядка размер государственной социальной помощи (за исключением государственной социальной помощи на основании социального контракта) рассчитывается как разница между величиной прожиточного минимума для населения Омской области по одной из основных социально-демографических групп населения, к которой принадлежит малоимущий одиноко проживающий гражданин, и общей суммой его доходов, подлежащих учету.

При этом размер государственной социальной помощи не может превышать 1000 рублей для малоимущего одиноко проживающего гражданина, для малоимущей семьи - 1000 рублей на человека. Государственная социальная помощь назначается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам 1 раз в полугодие (абзацы 2, 3 пункта 6).

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением территориального органа по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Прием заявлений и документов для назначения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, осуществляется государственными учреждениями Омской области - комплексными центрами социального обслуживания населения.

В соответствии с пунктом 10 Порядка для назначения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, гражданин представляет заявление в учреждение по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) по заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина.

Форма заявления утверждается Министерством в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Гражданин представляет в учреждение следующие документы: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; 2) документ, подтверждающий место жительства гражданина в соответствии с законодательством, в случае, если данное обстоятельство невозможно установить на основании документа, предусмотренного подпунктом 1 настоящего пункта; 3) документы, подтверждающие состав семьи гражданина и степень родства; 4) копия финансового лицевого счета, выдаваемая органом управления многоквартирным домом, или иной документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных совместно с гражданином по месту его жительства (пребывания); 5) документы о принадлежащем гражданину (членам его семьи) имуществе на праве собственности (при наличии); 6) документы, содержащие сведения о доходах гражданина, в том числе заработке (каждого члена его семьи) за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи.

Согласно пункту 23 Порядка территориальный орган не позднее чем через 10 дней после обращения гражданина и представления им документов, предусмотренных пунктами 10, 11 настоящего Порядка, принимает решение о назначении или об отказе в назначении государственной социальной помощи.

Территориальный орган отказывает гражданину в назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в том числе в случае превышения размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина над величиной прожиточного минимума, установленной для соответствующих социально-демографических групп населения Омской области (подпункт 3 пункта 26 Порядка).

Как следует из материалов дела, Темиржанов И.А., <...> года рождения, 15 сентября 2021 года через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился в УМТСР по городу Омску с заявлением о назначении ему государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, как малоимущему одиноко проживающему гражданину, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

К указанному заявлению истцом приложен ряд документов, из которых следует, что он зарегистрирован и проживает один в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его отцу, расположенном по адресу: <...>, ему принадлежит доля в праве общей собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...> (копия финансового лицевого счета N 33332210074 от 4 октября 2021 года, справка УК ООО "Сибжилсервис", свидетельство о государственной регистрации права N 55-АБ342690 от 16 апреля 2015 года).

По сведениям, отраженным в трудовой книжке истца (на момент обращения к ответчику), он нигде не трудоустроен, последние трудовые отношения прекращены 30 июля 2019 года.

Согласно справке N 26-26/75 от 9 сентября 2021 года, выданной ФГБОУ ВО "<...>", Темиржанов И.А. с 1 сентября 2020 года является студентом факультета психологии и педагогики указанного образовательного учреждения (форма обучения - очная), обучается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предполагаемая дата окончания обучения - 31 августа 2021 года.

В справке о доходах от 1 сентября 2021 года N 40-42/976, выданной ФГБОУ ВО "<...>", отражен ежемесячный доход Темиржанова И.А. за период с июня по август 2021 года, состоящий из государственной академической стипендии в размере 2 725 рублей 51 копейка, государственной социальной стипендии в размере 3 392 рубля 51 копейка и повышенной социальной стипендии для 1 и 2 курсов в размере 6 082 рубля 35 копеек, что в совокупности составляет 12 200 рублей 37 копеек в месяц.

Величина прожиточного минимума в Омской области на 2021 году в расчете на душу населения установлена Постановлением Правительства Омской области от 10 февраля 2021 года N 21-п для трудоспособного населения в размере 11 342 рубля.

Поскольку среднедушевой доход Темиржанова И.А., превысил величину прожиточного минимума, установленного на территории Омской области, УМТСР по городу Омску распоряжением от 21 сентября 2021 года N 292-ЦПМ ему в предоставлении государственной социальной помощи было отказано.

Уведомлением N 292-ЦПМ от 21 сентября 2021 года Темиржанов И.А. извещен об отказе в назначении ему государственной социальной помощи в виде денежной выплаты по указанным выше основаниям.

Не согласившись с таким решением УМТСР по городу Омску, ссылаясь на то, что при расчете его среднедушевого дохода не подлежала учету получаемая им государственная социальная стипендия, являющаяся по своей правовой природе разновидностью государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат, Темиржанов И.А. обратился в суд с настоящим иском.

Частью 4 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" установлено, что порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", которым предусмотрено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (статья 4).