СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2022 года Дело N 33-1781/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Башкатовой ЕЮ,
и судей Дьякова АН, Паталах СА,
при секретаре Фисенко ЮС,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Васиной НН,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова АН гражданское дело N 2-32/2022 по иску Захаровой Т. И. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, Тарскому филиалу ФГБОУ ВО Омский ГАУ о признании права пользования жильем на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение,
по апелляционной жалобе Захаровой Т. И. на решение Тарского городского суда Омской области от 11 января 2022 года,
установила:
Захарова Т. И. (далее по тексту Захарова ТИ) обратилась в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентству по управлению государственным имуществом в Омской области, ФГБОУ ВО "Омский аграрный университет им. ПА Столыпина", Тарскому филиалу ФГБОУ ВО Омский ГАУ, указывая в его обоснование, что с 2000 г. работает в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ. На основании решения ученого совета Тарского филиала в 2010 г. ей предоставили жилье по договору найма жилого помещения в жилом доме по адресу: <...>, который принадлежит на праве оперативного управления ФГБОУ ВО Омский ГАУ, земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование универститета. Договоры были заключены от 3.12.2010, от 2.03.2013, от 25.11.2014, от 26.05.2015, от 11.08.2016, от 10.08.2017, от 10.08.2018, от 29.07.2019, от 29.07.2020, от 29.07.2021. Истец обеспечивает сохранность занимаемого помещения, следит за его надлежащим состоянием, регулярно оплачивает найм жилого помещения и коммунальные услуги.
Так как она не имеет собственного жилья, 24.10.2016 была признана нуждающейся в жилом помещении. В период с 3.03.2014 по 24.11.2014 и с 26.05.2016 по 10.08.2016 между ней и наймодателем не был заключен договор найма, однако в данное время ею обеспечивалось сохранность имущества и оплачивались коммунальные услуги, считает, что проживала на условиях договора социального найма.
Просила суд признать за ней право пользования жилым помещением, по адресу: <...>, на условиях договора социального найма и возложить на ответчика обязанность заключить с нею такой договор социального найма жилого помещения.
В судебном заседании истец Захарова ТИ пояснила, что жилое помещение ей предоставлено в связи с работой в Тарском филиале ОмГАУ, статус служебного жилья в занимаемом ею доме отсутствует.
Представители ответчика ФА по управлению государственным имуществом, ТУ ФА по управлению государственным имуществом в Омской области в судебном заседании не участвовали, при их надлежащем извещении.
Представитель ответчика ФГБОУ ВО ОмГАУ Яцунов А.Н. в судебном заседании полагал ОмГАУ ненадлежащим ответчиком по делу, суду пояснил, что полномочий в части обеспечения нуждающихся в жилье и поставленных на такой учет граждан администрацией Тарского городского поселения университету не передавалось.
Судом постановлено решение об отказе Захаровой ТИ в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Захарова ТИ просит об отмене решения, принятии нового об удовлетворении ее требований, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Выводы суда о предоставлении ей спорного жилого помещения как служебного, достоверными доказательствами не подтверждено, оснований для отказа в заключении с ней договора социального найма не имеется. Решение о включении жилья в число служебных уполномоченным органом не принималось. Полагает, отсутствие документов, подтверждающих ее право на использование жилого помещения на условиях социального найма основанием для ограничения ее жилищных прав являться не может.
В возражениях на апелляционную жалобу ФГБОУ ВО Омский ГАУ просит решение суда изменить, исключив из мотивировочной части указание об отнесении спорного жилого дома к служебному жилью, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду ее необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Судебная коллегия рассмотрела дело по апелляционной жалобе в отсутствие представителей ФА по управлению государственным имуществом, ТУ ФА по управлению государственным имуществом в Омской области, Тарского филиала ФГБОУ ВО Омский ГАУ по правилам ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), поскольку их неявка препятствием к рассмотрению дела не является.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения истца Захаровой ТИ, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ФГБОУ ВО Омский ГАУ по доверенности Гудыменко ЕА, коллегия предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, и утратившего силу с 1.03.2005 г.) жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.
Согласно статье 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда:
1) руководят подведомственным жилищным хозяйством;
2) обеспечивают сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении;
3) осуществляют государственный учет жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
4) распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении;
5) решают другие вопросы в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР (статья 15 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно положениям ст. 123.21 ГК РФ на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как следует из положений статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), действующего с 1.03.2005 г., жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно статье 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; 8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что жилой дом по адресу: Омская область, <...> согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.06.2016, повторное, выдано взамен свидетельства от 22.08.2003, 8.12.2011, принадлежит на праве оперативного управления ФГБОУ ВО "Омский государственный аграрный университет им. ПА Столыпина" на основании Постановления главы Администрации Тарского муниципального образования Омской области "О вводе в эксплуатацию одноквартирного жилого дома по <...>" N <...> от 24.03.2003, о чем в ЕГРН внесена запись N <...> от 23.07.2003 (л.д.4).
Данный объект числится в реестре федерального имущества.
Земельный участок по адресу: <...>, кадастровый номер N <...>, площадь 1035 кв.м., передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВО Омский ГАУ согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.06.2016, повторное, выдано взамен свидетельства от 11.03.2010, 24.07.2012 на основании Распоряжения Главы Администрации Тарского муниципального района Омской области N <...> от 2.06.2008, о чем 11.03.2010 в ЕГРН внесена запись N <...> (л.д.5).
Захарова ТИ с 2000 г. работает в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ.
В 2010 г. ей, как нуждающейся в жилье, предоставили жилье для проживания по адресу: <...>. Данный жилой дом предоставлен на основании решения ученого совета Тарского филиала ОмГАУ.
Согласно договорам найма жилого помещения от 03.12.2010, от 22.03.2013, от 25.11.2014, от 26.05.2015, от 11.08.2016, от 10.08.2017, от 10.08.2018, от 29.07.2019, от 29.07.2020, от 29.07.2021 установлено, что Захаровой ТИ предоставлено жилое помещение по адресу: <...> за плату во временное владение и пользование для проживания ее с семьей из 2-х человек (коммерческий найм), объект найма общей площадью 88,9 кв.м. установлена стоимость найма и срок найма. В договоре отражено, что помещение, сдаваемое в наем, принадлежит наймодателю на праве оперативного управления (л.д.7-36).
30.10.2013 ученым советом ФГБОУ ВПО ОмГАУ принято решение о присвоении статуса служебного жилого помещения жилому дому по адресу: <...> (л.д.96).
Мужу истца - Захарову НА принадлежал жилой дом, площадью 55,4 кв.м. по адресу: Омская область, <...> на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 1.03.2010 (л.д.6).
На основании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 29.02.2012 Межведомственная комиссия, назначенная постановлением Главы Тарского городского поселения муниципального района Омской области от 3.11.2010 г. N <...>, приняла заключение о несоответствии помещения по адресу: Омская область, <...> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признала жилой дом непригодным для проживания в связи с большим физическим износом (л.д.37).
Уведомлением от 26.03.2021 подтверждено, что Захарова ТИ и ее супруг Захаров АВ в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ признаны нуждающимися в жилом помещении с 24.10.2016 (л.д.38).
Обращаясь с настоящими требованиями в суд, истец указала, что она имеет право заключить договор социального найма на спорное жилое помещение.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу об отсутствие правовых оснований для предоставления истцу спорного дома на условиях договора социального найма жилого помещения.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
Материалами дела достоверно установлено, что спорное жилое помещение является государственной собственностью Российской Федерации, на праве оперативного управления закреплено за ОмГАУ.
Решением Тарского городского суда Омской области от 16.12.2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5.03.2014 г., отказано в удовлетворении исковых требований Захаровой ТИ к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному государственному Бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "ОмГАУ имени ПА Столыпина", Тарскому Филиалу ФГБОУ ВПО "ОмГАУ им. Столыпина", Министерству сельского хозяйства РФ о признании недействительным договора найма жилого помещения от 02.03.2013 недействительным, об установлении факта пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>, на условиях договора социального найма, признании права пользования данным жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма на указанное жилое помещение.
Решением суду установлено, что на момент предоставления жилого помещения истцу она на учете нуждающихся в жилом помещении не состояла, к категории малоимущих граждан не относилась. Захарова ТИ пользуется спорным помещением по договору коммерческого найма, право пользования носит временный характер. Спорное жилое помещение не относится к жилым помещениям, предоставляемым по договору социального найма и подлежащим приватизации.
Вместе с тем, в обжалуемом решении судом первой инстанции сделан вывод о том, что спорное жилое помещение является служебным, поскольку 30.10.2013 г. ученым советом ФГБОУ ВПО ОмГАУ принято решение о присвоении статуса служебного жилого помещения жилому дому по адресу: <...>.
При этом, согласно информации ЕГРН сведения, подтверждающие, что жилой дом по адресу: <...>, является служебным, отсутствуют. Такие сведения не были внесены и в реестр федерального имущества.
Из материалов дела следует, что договор коммерческого найма заключался с истцом на год независимо от наличия или отсутствия трудовых отношений.