БРЯНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 10 января 2022 года Дело N 2-249/2022

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Слепуховой Н.А.,

при секретаре Мартыненко В.С.,

с участием старшего помощника прокурора Дружининой А.М., истца Бодунова А.А., истца Прокопенко И.П., их представителя - адвоката Гараниной Л.М., представителя ответчика МО МВД России "Брянский" и УМВД России по Брянской области Рузикуловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бодунова А.А., Прокопенко И.П. к МО МВД России "Брянский" о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанными исками к ответчику, ссылаясь на следующие обстоятельства. Приказом МО МВД России "Брянский" от Прокопенко И.П. и Бодунов А.А. уволены из органов внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Фе­дерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде­рации" (в связи совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Основанием для увольнения послужила заключение проверки ОРЧ СБ УМВД России по Брянской области в отношении данных сотрудников, а также представление от 5 июля 2020 года. С приказом об увольнении истцы не согласны, поскольку отсутствуют основания для обвинения Прокопенко И.П. и Бодунова А.А. в недобросовестности и совершении проступка, который бы порочил честь и достоинство сотрудника правоохранительных органов. За время службы в органах внутренних дел, истцы были неоднократно поощрены за добросовестную службу, награждались благодарностями и денежными поощрениями. Указывая на то, что основная причина увольнения им неизвестна, однако 7 апреля 2021 года отделом собственной безопасности была проведена проверка, при которой истцы были допрошены в качестве свидетелей, в принадлежащим им жилых помещениях проведен обыск, после чего они были направлены в отдел кадров для ознакомления с приказом, получением обходного листа и трудовой книжки. На основании изложенного, Прокопенко И.П. и Бодунов А.А. просили суд восстановить их на работе в прежних должностях, взыскать с ответчика в их пользу средний заработок за все время вынужденного прогула, начиная с 5 июля 2021 года и по день восстановления на работе, взыскать с ответчика в их пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. каждому.

В судебном заседании истцы Прокопенко И.П. и Бодунов А.А., а также их представитель - адвокат Гаранина Л.М. поддержали заявленные исковые требования и просили об их удовлетворении.

Представитель МО МВД России "Брянский" и УМВД России по Брянской области Рузикулова Н.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав участвующих в деле лиц, заключение старшего прокурора Дружининой А.М., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, Прокопенко И.П. проходил службу в органах внутренних дел с 15 декабря 2014 года в должности участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН МО МВД России "Брянский", имел специальное звание - капитан полиции.

Бодунов А.А. проходил службу в органах внутренних дел с 28 марта 2018 года в должности участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН МО МВД России "Брянский", имел специальное звание - лейтенант полиции.

Приказом МО МВД России "Брянский" от 05.07.2021 N 152л/с "По личному составу" с истцами был расторгнут контракт, и они уволены со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел).

Основанием для издания приказа об увольнении Прокопенко И.П. и Бодунова А.А. со службы в органах внутренних дел послужило заключение по результатам служебной проверки, утвержденное начальником УМВД России по Брянской области генерал-майором полиции В.А. Толкуновым 25.06.2021.

Так, в заключении служебной проверки установлено, что 26.01.2021 и 23.02.2021 участковый уполномоченный полиции ОУУП и ИДИ МО МВД России "Брянский" капитан полиции Прокопенко И.П. получил незаконное денежное вознаграждения от гр. ФИО9, осуществлявшего деятельность в сфере ритуальных услуг на территории Брянского района Брянской области, в общей сумме 3 000 руб., за предоставление родственникам умерших граждан сведений о ФИО9

Также, установлено, что 30.09.2020 года, 25.10.2020 года, 13 февраля 2021 года участковый уполномоченный полиции ОУУП и ИДИ МО МВД России "Брянский" лейтенант полиции Бодунов А.А. получил незаконное денежное вознаграждения от гр. ФИО9, осуществлявшего деятельность в сфере ритуальных услуг на территории Брянского района Брянской области, в общей сумме 6 600 руб., за предоставление родственникам умерших граждан сведений о ФИО9

Не согласившись с увольнением по данному основанию, истцы обратились с настоящими исками в суд.

Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является особым видом государственной службы. Порядок прохождения службы урегулирован специальными нормативными правовыми актами: Федеральными законами от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу ст. 21 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуется выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.

Согласно ст.47 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ, служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнениях служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Нарушением служебной дисциплины в силу ст. 49 указанного выше Федерального закона, признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона N 342 -ФЗ от 30.11.2011 года на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.

При этом работодатель должен доказать, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к наложению дисциплинарного взыскания, действительно имело место и могло являться основанием для наложения дисциплинарных взысканий в виде увольнения; были соблюдены предусмотренные ст. 51 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 г. сроки для его применения.

В силу ст. 51 указанного Федерального закона дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного

руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 года, при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и

всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка: обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну: потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержден Приказом МВД России от 26.03.2013 г. N 161.

В соответствии с п. 3 указанного Порядка, служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 октября 2021 года N 1377.

В ходе рассмотрения дела, судом был истребован материал проверки, однако при изучении данного материала, судом не установлено нарушений требований, предъявляемых к проведению проверки, которые установлены Федеральным законом от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Несоблюдение порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, который утвержден Приказом МВД России от 26.03.2013 г. N 161, судом также не установлено.

Она проведена уполномоченными на то лицами, результаты ее проведения утверждены руководителем, проверка проведена в установленные законом сроки, истцы с ее результатами ознакомлены.

Кроме того, при принятии решения по настоящему делу, суд учитывает, что требований о признании результатов проверки незаконными истцами не заявлено, каких-либо конкретных нарушений, допущенных при ее проведении истцами в исках не приведено.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3, предусматривающей требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

В Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.06.2020 N 460, установлено, что для сотрудника неприемлемо стремление к получению в связи с выполнением служебных обязанностей любых видов вознаграждения от физических и юридических лиц, в том числе денежных вознаграждений, подарков, ссуд, услуг материального и иного характера (подпункт 8.2 пункта 8 Кодекса).

Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ, законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.

Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел (пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3).

Причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3, является совершение сотрудником при выполнении служебных обязанностей поступка, вызывающего сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности, наносящего ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и противоречащего требованиям, предъявляемым к сотрудникам полиции, независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 496-0).

При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 278-0).

Из содержания приведенных нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время. В том числе на них возложены особые обязанности заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, расценивается как проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел. Применение к сотрудникам органов внутренних дел меры ответственности в виде увольнения за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено их особым правовым статусом.

Исходя из изложенного для решения вопроса о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, юридически значимым обстоятельством является установление совершения сотрудником органов внутренних дел деяний (действия или бездействия), подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, а также требований по соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных правил поведения, закрепленных указанными выше положениями нормативных правовых актов.

По мнению суда, в рассматриваемом деле установлен факт совершения Бодуновым А.А. и Прокопенко И.П., как сотрудниками сотрудником органов внутренних дел действий, подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности, выразившихся в получении ими незаконных денежных вознаграждений от ФИО9, осуществляющего деятельность по оказанию ритуальных услуг на территории Брянского района, за предоставление родственникам умерших сведений о ФИО9.

Данные обстоятельства подтверждены результатами проверки, представленной в материалы дела, в частности как объяснениями ФИО9, так и объяснениями самих истцом по делу, а также сведениями о перечислении денежных средств истцам по делу от ФИО9.

Данные обстоятельства, по мнению суда, истцами в ходе рассмотрения дела не опровергнуты.

Вместе с тем, данный проступок в виде получения ими денежного вознаграждения, действительно порочит честь и достоинство сотрудников внутренних дел, поскольку совершение данных деяний вызывает сомнения в добросовестном исполнении ими своих служебных обязанностей, и способно нанести ущерб репутации как самим истцам, как сотрудникам органов внутренних дел, так и авторитету органов внутренних дел в целом.

При этом, не имеет правового значения для увольнения по данному основанию то обстоятельство, что в отношении сотрудников по факту совершения ими проступка не было возбуждено ни уголовного дела, ни дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в иске Бодунову А.А. и ФИО10 в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бодунова А.А., Прокопенко И.П. к МО МВД России "Брянский" о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

Судья Н.А.Слепухова

Мотивированное решение суда изготовлено 24 января 2022 года


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка