СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 марта 2022 года Дело N 33а-194/2022

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Говорова С.И.,

судей Кутлановой Л.М., Панасенко Г.В.,

при секретаре Хониновой С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Калмыкия об установлении административного надзора в отношении Оселедько С.В. по апелляционной жалобе Оселедько С.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 января 2022 г.

Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В. об обстоятельствах дела, заключение прокурора Лиджиевой В.П., судебная коллегия

установила:

Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Калмыкия (далее - ФКУ "СИЗО-1" УФСИН России по Республике Калмыкия) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя следующим.

Приговором мирового судьи судебного участка N 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 25 марта 2019 г. Оселедько С.В. осужден по части 1 стать 158 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы. По совокупности преступлений путем частичного сложения наказания по приговору Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2018 г., а также с учетом изменений приговора апелляционным постановлением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 мая 2019 г., ему окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 3 месяца в исправительной колонии строго режима.

Указанным приговором в его действиях установлен рецидив преступлений.

Оселедько С.В. отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Калмыкия ( далее - ФКУ ИК N 2 УФСИН России по Республике Калмыкия).

11 ноября 2021 г. Оселедько С.В. переведен в ФКУ "СИЗО-1" УФСИН России по Республике Калмыкия для производства следственных действий, подлежит освобождению в связи с отбытием срока наказания 12 марта 2022 г.

Поскольку Оселедько С.В. имеет непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений и в период отбывания наказания ФКУ ИК N 2 УФСИН России по Республике Калмыкия признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в силу положений пункта 2 части 1, пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ) в отношении него подлежит установлению административный надзор после его освобождения из исправительного учреждения.

ФКУ "СИЗО-1" УФСИН России по Республике Калмыкия просило суд установить в отношении осужденного Оселедько С.В. административный надзор сроком на 3 года и административные ограничения в виде следующих запретов: на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов вечера до 6 часов утра; на выезд за пределы соответствующей территории и возложить на него обязанность явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации.

В судебном заседании представитель административного истца Абеев К.А. исковые требования поддержал.

Прокурор Чуб А.В. в заключении указал на обоснованность заявленных требований.

Осужденный Оселедько С.В. в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения административного иска не возражал.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 января 2022 г. административное исковое заявление ФКУ "СИЗО-1" УФСИН России по Республике Калмыкия удовлетворено, в отношении Оселедько С.В., родившегося (данные изъяты), зарегистрированного по адресу: (данные изъяты), установлен административный надзор сроком на 3 года.

В отношении осужденного установлены ограничения в виде запрета: на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов вечера до 6 часов утра, если это не связано с работой в ночное время суток; на выезд за пределы муниципального образования по месту жительства, пребывания или фактического нахождения без разрешения органов внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Также на него возложена обязанность явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Оселедько С.В. указывает на необоснованность указания в решении суда на то, что местом его жительства является (данные изъяты), поскольку по указанному адресу он не зарегистрирован, данное домовладение им продано. После освобождения из исправительного учреждения он намерен переехать к родственникам для лечения в г. Москву ввиду имеющегося заболевания - инфильтративный туберкулез верхней доли правого легкого МБТ(+). Ввиду наличия тяжелого заболевания, необходимости в будущем продолжительного лечения в медицинском стационаре также не согласен с решением в части возложения на него обязанности явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел. Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просил изменить решение суда, исключив запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов вечера до 6 часов утра, снизив количество явок в орган внутренних дел для регистрации до одного раза в месяц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 приведенного Федерального закона установлено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений.

В отношении указанного в части 1 этой статьи лица административный надзор устанавливается, если оно в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 данного федерального закона, на срок от одного г. до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1); лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 приведенного федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2).

Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 поименованного федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 данного федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5).

Из материалов дела видно, что Оселедько С.В., (данные изъяты) г. рождения, осужден приговором мирового судьи судебного участка N 2 Элистинского судебного района от 25 марта 2019 г. по части 1 статьи 158 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы, на основании части 5 статьи 69 УК РФ путем частичного сложения наказания с наказанием по приговору Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2018 г. окончательно по совокупности преступлений назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Апелляционным постановлением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 мая 2019 г. приговор мирового судьи от 25 марта 2019 г. изменен. Назначенное Оселедько С.В. наказание за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 УК РФ, усилено до 8 месяцев лишения свободы; на основании части 5 статьи 69 УК РФ путем частичного сложения наказания с наказанием по приговору Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2018 г. окончательно по совокупности преступлений назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Указанным приговором мирового судьи в отношении Оселедько С.В. установлен рецидив преступлений.

С 21 февраля 2019 г. Оселедько С.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия.

11 ноября 2021 г. последний переведен в ФКУ "СИЗО-1" УФСИН России по Республике Калмыкия для производства следственных действий, 14 марта 2022 г. освобожден в связи с отбытием срока наказания.

Из личного дела осужденного Оселедько С.В. видно, что в период отбытия наказания он 31 раз допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания: употреблял нецензурную брань, неоднократно не выполнял команду отбой, пытался наладить межкамерную связь, курил в не отведенном для этого месте, не выходил на утреннюю зарядку, утреннюю и вечернюю проверку, допускал нарушение локального участка, отказывался прибыть в дежурную часть по вызову администрации, занавешивал и менял направление камеры видеонаблюдения.

За указанные нарушения установленного порядка отбывания наказания Оселедько С.В. привлекался к дисциплинарной ответственности, в том числе 24 раза к взысканиям в виде выговоров, 7 раз - водворения в штрафной изолятор.

Постановлением начальника ФКУ "ИК-2" УФСИН России по Республике Калмыкия от 11 марта 2021 г. осужденный Оселедько С.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом последний не имеет поощрений.

Согласно имеющейся в материалах дела характеристике в отношении Оселедько С.В. с письменным заявлением к администрации колонии о трудоустройстве он не обращался, его отношение к труду отрицательное, участие в общественной жизни отряда и в работах по благоустройству территории исправительного учреждения он не принимал. К мероприятиям воспитательного характера относился отрицательно. В период нахождения в исправительном учреждении характеризуется отрицательно.

Учитывая, что Оселедько С.В., освобожденный из мест лишения свободы 14 марта 2022 г по отбытию срока наказания, имеет непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии предусмотренных положениями пункта 2 части 1, пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ оснований для установления в отношении него административного надзора.

Исходя из положений части 2 статьи 15 УК РФ преступление, предусмотренное частью 1 статьи 158 УК РФ, за совершение которого был осужден Оселедько С.В., отнесено к категории преступлений небольшой тяжести.

Согласно пункту "в" части 3 статьи 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 3 на срок от одного г. до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Исходя из указанных норм, задач административного надзора, закрепленных в статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ, данных о личности осужденного, установленный судом в отношении Оселедько С.В. срок административного надзора - 3 года является обоснованным.

Указанное правомерно было принято во внимание судом и при назначении Оселедько С.В. конкретных ограничений.

Также с учетом характера и степени общественной опасности совершенных Оселедько С.В. преступлений, в целях оказания на него профилактического воздействия, недопущения совершения с его стороны антиобщественного поведения, преступлений или административных правонарушений суд правильно установил осужденному административные ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов вечера до 6 часов утра, если это не связано с работой в ночное время суток, а также возложил на него обязанность четыре раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Наличие у Оселедько С.В. заболевания в виде инфильтративного туберкулеза верхней доли правого легкого, на наличие которого он указывает в апелляционной жалобе, назначение указанных видов ограничений не исключает, и не дает оснований считать их чрезмерными. Последний не лишен возможности осуществлять свое лечение в пределах установленной судом территории. Кроме того выезд за пределы названной территории может быть согласован с органом, осуществляющим контроль за поднадзорным лицом.

Вместе с тем судебная коллегия находит неправильным неуказание в резолютивной части решения суда муниципального образования, границы которого Оселедько С.В. не разрешено покидать в период действия административного надзора.

Так, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.

Согласно адресной справке Управления по вопросам миграции МВД по Республике Калмыкия N (данные изъяты) от 21 марта 2022 г. Оселедько С.В. зарегистрирован по месту жительства (данные изъяты) г. по адресу: (данные изъяты).

С учетом этого судебная коллегия приходит к выводу о необходимости указания в резолютивной части решения суда приведенные выше данные в качестве места регистрации и жительства Оселедько С.В., а также муниципального образования, границы которого запрещено покидать Оселедько С.В., - Приютненское районное муниципальное образование, путем замены соответствующих слов по абзацам.

В мотивировочной части решения суд правильно пришел к выводу, что срок административного надзора подлежит исчислению в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Оселедько С.В., однако в резолютивной части решения на это не указал, в связи с чем она относительно этого подлежит дополнению новым абзацем.

Ссылка Оселедько С.В. в апелляционной жалобе на то, что он планирует переехать на постоянное место жительство в г. Москву, не является основанием для отмены или изменения решения суда. В дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ с заявлением о досрочном прекращении административного надзора либо о частичной отмене установленных судом административных ограничений; в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 января 2022 г. изменить:

- в абзаце 2 резолютивной части решения в части указания места регистрации и жительства Оселедько С.В. слова "(данные изъяты)" заменить словами "(данные изъяты)";

- в абзаце 5 резолютивной части решения в части установления запрета на выезд слова "муниципального образования по месту жительства, пребывания или фактического нахождения" заменить словами "Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия";

- дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания: "Срок административного надзора исчислять со дня постановки Оселедько С.В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения".

В остальной части решение суда оставить без изменения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий С.И. Говоров

Судьи Л.М. Кутланова

Г.В. Панасенко


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка