СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 33-158/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Басангова И.В.

судей Андреевой А.В.

Антакановой Е.В.

при ведении протокола

судебного заседания

помощником судьи Ульциновым Д.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиджиева Баатра Николаевича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Калмыкия" о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии

по апелляционной жалобе истца Лиджиева Б.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 октября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Басангова И.В., выслушав объяснения представителя истца Анджаева Б.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика Бурлаковой Н.Л., Очировой Т.Г., представителя третьего лица Сангаджиевой Г.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

установила:

Лиджиев Б.Н. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Калмыкия" (далее - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Калмыкия") о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он проходил службу в органах внутренних дел в должности "..." Управления МВД России по г. Элисте.

4 апреля 2009 г. во время проведения субботника по месту службы Лиджиев Б.Н. получил травму "...".

На основании его обращения Управлением МВД России по г. Элисте проведена служебная проверка, по ее результатам составлено заключение от 15 мая 2019 г. о том, что травма получена период прохождения службы и связана с исполнением служебных обязанностей.

Заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Калмыкия" от 17 июля 2020 г. Лиджиев Б.Н. признан негодным к службе в органах внутренних дел - категория "...", заболевание получено в период военной службы.

Выводы военно-врачебной комиссии со ссылкой только на выдержки из амбулаторных карт Лиджиева Б.Н. являются необоснованными. Комиссией также не были учтены результаты служебной проверки о том, что имелись основания считать заболевание истца военной травмой.

В связи с изложенным Лиджиев Б.Н. просил суд признать вышеназванное заключение военно-врачебной комиссии, оформленное свидетельством о болезни N "..." от 17 июля 2020г., незаконным и обязать ответчика вынести заключение с формулировкой "заболевание получено вследствие военной травмы в период прохождения военной службы".

В судебное заседание истец Лиджиев Б.Н. не явился, его представитель Анджаев Б.М. заявленные требования поддержал.

Представители ответчика ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Калмыкия" Бурлакова Н.Л., Очирова Т.Г., представитель третьего лица МВД по Республике Калмыкия Болданова Г.Н. иск не признали.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 октября 2021 г. в удовлетворении исковых требований Лиджиева Б.Н. отказано.

В апелляционной жалобе истец Лиджиев Б.Н. просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований по изложенным в исковом заявлении доводам, дополнительно указав, что суд необоснованно отказал в проведении независимой военно-врачебной экспертизы, поскольку для проверки обоснованности обжалуемого заключения военно-врачебной экспертизы требовались специальные познания.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Калмыкия" Бурлакова Н.Л просила решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Истец Лиджиев Б.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

В соответствии с частью 1 статьи 327_1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Лиджиев Б.Н. с 13 августа 2007 г. по 23 июля 2020 г. проходил службу в органах внутренних дел, имеет специальное звание "...".

20 мая 2020 г. МВД по Республике Калмыкия истцу выдано направление на медицинское освидетельствование в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Калмыкия" для определения категории его годности по состоянию здоровья к службе в органах внутренних дел в должности "..." Управления МВД России по г. Элисте.

Заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Калмыкия" от 17 июля 2020 г. Лиджиев Б.Н. в связи с болезнью признан негодным к службе в органах внутренних дел - категория "...", заболевание получено в период военной службы. О результатах медицинского освидетельствования Лиджиеву Б.Н. выдано свидетельство о болезни N "..." от указанной выше даты.

Считая данное заключение военно-врачебной комиссии незаконным, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Лиджиева Б.Н. о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Калмыкия" от 17 июля 2020 г. и возложении обязанности на ответчика вынести заключение с формулировкой "заболевание получено вследствие военной травмы в период прохождения военной службы", суд первой инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 и Положение о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, исходил из того, что оснований для признания незаконным обжалуемого заключения военно-врачебной комиссии не имеется.

С таким выводом суда следует согласиться.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях: определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).

Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждается Правительством Российской Федерации.

Такое Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).

В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное положение, в их числе органы внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).

В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) могут создаваться в медицинских организациях (не входящих в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений) государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей (абзац второй пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Перечень указанных в настоящем пункте медицинских организаций утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании представления начальника медицинской службы военного округа (флота) (руководителя военно-врачебной комиссии, созданной в других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях) при наличии согласования с руководителями включаемых медицинских организаций, отвечающих следующим условиям: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе; наличие договора об оказании медицинской помощи, заключенного с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным органом предусмотрена военная служба (приравненная служба) (абзацы третий - пятый пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).

На военно-врачебную комиссию возлагается, в том числе проведение медицинского освидетельствования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Исходя из пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной экспертизы гражданин может обжаловать это заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574 (далее - Положение о независимой экспертизе).

Положением о независимой экспертизе определен порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы (далее - независимая экспертиза) по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац первый пункта 3 Положения о независимой экспертизе).

Согласно абзацу второму пункта 3 Положения о независимой экспертизе независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (пункт 7 Положения о независимой экспертизе).

Пунктом 8 Положения о независимой экспертизе предусмотрено, что независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.

В целях совершенствования деятельности военно-врачебных комиссий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 июня 2018 г. N 370 утверждена Инструкция по организации деятельности военно-врачебных комиссий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция N 370).

Согласно пункту 2 Инструкции N 370 для проведения военно-врачебной экспертизы в системе МВД России создаются, в том числе Центральная военно-врачебная комиссия федерального казенного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации"; военно-врачебные комиссии федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации; военно-врачебные комиссии структурных подразделений федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.

На вышестоящие военно-врачебные комиссии возлагается, в частности, осуществление проверки обоснованности заключений нижестоящих военно-врачебных комиссий, отмена заключений нижестоящих военно-врачебных комиссий в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение нижестоящей военно-врачебной комиссии (подпункт 7_2 пункта 7 Инструкции N 370).

Порядок проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования по результатам независимой военно-врачебной экспертизы установлен приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 апреля 2018 г. N 190.

В соответствии с пунктом 1 названного Порядка начальник (председатель) военно-врачебной комиссии системы МВД России при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к результатам освидетельствования гражданина и, если заключение не совпадает по своим выводам с заключением ВВК, уведомляет гражданина (его законного представителя) о дате проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования гражданина.

Из приведенных нормативных положений следует, что в отношении сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения их годности к службе, установления причинной связи увечий, заболеваний с прохождением службы проводится военно-врачебная экспертиза, порядок и условия которой определены Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, Инструкцией по организации деятельности военно-врачебных комиссий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 июня 2018 г. N 370.

В случае несогласия сотрудника с заключением, вынесенным военно-врачебной комиссией о годности к службе, об установлении причинной связи заболеваний у сотрудника с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации, такое заключение может быть обжаловано в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также по заявлению самого гражданина может быть проведена независимая военно-врачебная экспертиза.

Как усматривается из материалов дела, Лиджиев Б.Н. просил суд признать заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Калмыкия" от 17 июля 2020 г. незаконным, ссылаясь на несогласие с ее выводами по существу, полагая, что имелись основания считать его заболевание военной травмой.

Определение категории годности Лиджиева Б.Н. к прохождению службы в органах внутренних дел Российской Федерации, установление причинной связи заболевания с прохождением службы при оспаривании им вывода заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Калмыкия" от 17 июля 2020 г. требуют специальных познаний в области военно-врачебной экспертизы, которую проводят военно-врачебные комиссии.

В соответствии с действующим правовым регулированием спорных отношений проведение военно-врачебной экспертизы для определения категории годности истца к службе в органах внутренних дел и установления причинной связи заболевания у него с прохождением службы могло было быть поручено судом вышестоящей по отношению к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Калмыкия" военно-врачебной комиссии - Центральной военно-врачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации", а также военно-врачебной комиссии, из числа указанных в пункте 2 Положения о военно-врачебной экспертизе.

Между тем Лиджиев Б.Н. правом обжалования заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Калмыкия" в вышестоящую военно-врачебную комиссию не воспользовался, ссылаясь на ее подчиненность вышестоящей комиссии, а вследствие этого - на заинтересованность вышестоящей комиссии в исходе дела.

Ходатайство о проведении военно-врачебной экспертизы иной военно-врачебной комиссией, из числа указанных в пункте 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, истец в суде также не заявлял.

Право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой экспертизе, Лиджиевым Б.Н. реализовано не было.

В судебном заседании истец ходатайствовал о назначении судом независимой экспертизы и проведении ее обществом с ограниченной ответственностью "Южный Экспертный Центр".

Протокольным определением суда первой инстанции от 27 октября 2021 г. в удовлетворении указанного ходатайства отказано.

Судебная коллегия считает данное решение суда об отказе в назначении независимой экспертизы правильным.

Из приведенных выше нормативных предписаний Положения о независимой экспертизе не следует, что суд наделен правом назначения независимой военно-врачебной экспертизы. Напротив, согласно данным положениям независимая экспертиза проводится во внесудебном порядке по заявлению самого сотрудника, не согласного с заключением военно-врачебной комиссии, за счет средств сотрудника в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключенным с выбранным им экспертным учреждением, имеющим лицензию на выполнение услуг по военно-врачебной экспертизе.