СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 33-4295/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Низамовой А.Р.

судей Абдуллиной С.С.

Турумтаевой Г.Я.

при ведении протокола секретарем Хабировой Д.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Брют Н" на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия

установила:

Яценко В.Н. обратился с иском (с учетом уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью "Брют Н" (далее - ООО "Брют Н") о взыскании неосновательного обогащения в размере 132341,37 рублей

В обоснование иска указал, что ООО "Брют Н" с 03 июля 2017 года по 04 августа 2020 года являлось собственником нежилого помещения (на поэтажном плане помещения 1-18 общей площадью 268,9 кв.м.), кадастровый N..., находящегося на втором этаже нежилого здания по адресу адрес

Яценко В.Н. с 27 марта 2003 года и по настоящее время является собственником нежилых помещений (подвального помещения и помещения первого этажа, номера на поэтажном плане l-гo этажа помещения 1, 2, 3, 6, 7, 8, 10, 14, 15, подвальные помещения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18) здания, общей площадью 496,1 кв.м, расположенного по тому же адресу.

28 марта 2016 года между Яценко В.Н. и Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключен договор N... аренды земельного участка, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N... расположенный по адресу: адрес, под продовольственный магазин, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 390 кв.м.

Согласно пункту 3.1. договора срок аренды установлен с 24 декабря 2015 года по 24 декабря 2064 года.

В силу пунктов 4.1. и 4.2. договора, размер годовой арендной платы за участок на момент заключения договора составляет 117 515,62 рублей. Размер арендной платы исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю (установленной соответствующим решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан) на кадастровую стоимость арендуемого земельного участка и часть (долю) земельного участка, занятого объектом (объектом недвижимости или временным объектом), принадлежащим арендатору, определяемую с учетом долей в праве собственности на объект (объект недвижимости или временный объект) или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В соответствии с пунктами 4.3, 4.4. договора расчет арендной платы определен в приложении к договору, который является неотъемлемой частью договора. Расчет на последующие годы осуществляется арендатором самостоятельно и согласовывается с арендодателем в срок до 1 февраля текущего года.

Согласно пункту 4.7. договора арендная плата вноситься арендатором за каждый месяц вперед, но не позднее десятого числа текущего месяца.

В силу названных положений договора, за период с 05 апреля 2016 года по 12 мая 2021 года истцом внесены арендные платежи по договору N... аренды земельного участка от 28 марта 2016 года, общий размер которых составил 791 301,91 рублей, что подтверждается выпиской по лицевому счету ПАО "БАНК УРАЛСИБ" от 18 мая 2021 года.

Ответчик, являясь с 03 июля 2017 года по 04 августа 2020 года собственником нежилых помещений второго этажа здания по адресу: адрес, участие в уплате арендных платежей за пользование земельным участком с кадастровым номером N... соразмерно своей доли не принимал.

Исходя из того, что общая площадь нежилых помещений здания, находящихся в собственности, составляет 765 кв.м. (268,9+496,1) доля ответчика в содержании общего имущества (уплата арендных платежей) составляет 35,15%, из расчета: (268,9/765)*100.

Таким образом, на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение за период нахождения недвижимого имущества в собственности ответчика (с 03 июля 2017 года по 04 августа 2020 года), с учетом срока исковой давности, начиная с 01 июня 2018 года по 03 августа 2020 года, сумма неосновательного обогащения составляет 132 341,37 рублей.

21 мая 2021 года истец направил в адрес ответчика претензию, которая осталась без удовлетворения.

Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 года постановлено:

исковые требования Яценко В. Н. к ООО "Брют Н" о взыскании неосновательного обогащения - удовлетворить.

Взыскать с ООО "Брют Н" в пользу Яценко В. Н. сумму неосновательного обогащения в размере 132 341,37 рублей.

В апелляционной жалобе ООО "Брют Н" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что истцом сумма неосновательного обогащения предъявлена за период с 01 июня 2018 года по 04 августа 2020 года, однако в указанный период времени ответчик не пользовался своим помещением по вине истца, что установлено апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 августа 2019 года и подтверждается гарантийным письмом истца о предоставлении доступа в срок до 31 декабря 2019 года. Таким образом, иск может быть заявлен только с января 2020 года по июль 2020 года на сумму 57 982,91 рублей. Только собственник земельного участка может обратиться с иском о взыскании неосновательного обогащения за использование земельного участка. Истец не наделен правом заключения договора аренды от имени ответчика. Истец не является собственником земельного участка и не вправе требовать оплату за земельный участок.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех обязательных условий: имеет место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества произведено за счет другого лица; приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке, то есть происходит неосновательно.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца, и указать причину, по которой в отсутствие правовых оснований произошло приобретение ответчиком имущества за счет истца или сбережение им своего имущества за счет истца. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, наличие правовых оснований для такого обогащения либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Согласно ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Удовлетворяя иск Яценко В.Н., суд исходил из того, что истец, являясь арендатором земельного участка, несет затраты в виде арендной платы, ответчик, являясь участником общей собственности на здание, расположенное на арендованном истцом земельном участке, обязан нести расходы по арендной плате, в связи с чем пришел к выводу о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 132 341,37 рублей.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не является собственником земельного участка и не вправе требовать оплату за земельный участок, не состоятельны.

Аренда возникла еще в 2016 году, до того, как ООО "Брют Н" стало собственником и тот факт, что договор аренды не изменялся путем увеличения лиц на стороне арендатора, не освобождает ООО "Брют Н" от обязанности нести общие расходы по аренде земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Из содержания указанных выше норм права следует, что приобретатель недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем предыдущему собственнику на праве аренды, с момента государственной регистрации права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между новым собственником недвижимости и собственником земельного участка.

Арендатор земельного участка Яценко В.Н. оплачивает арендную плату за пользование земельным участком, где расположено здание, принадлежащее, в том числе, и ответчику, то есть ответчик сберег собственные денежные средства за счет истца, следовательно, у ООО "Брют Н" возникло обязательство возместить часть расходов истца по арендной плате.

Освобождение от указанной обязанности приводит к возникновению неосновательного обогащения на стороне ответчика. Следовательно, суд пришел к выводу обоснованному выводу о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в виде денежных средств, соответствующих размеру арендной платы за земельный участка, занятого зданием, пропорционально доле, принадлежащей ответчику.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в период с 01 июня 2018 года по 04 августа 2020 года ответчик не пользовался своим помещением по вине истца, а потому неосновательное обогащение не возникло, отклоняются судебной коллегией, поскольку данные доводы в силу ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут являться основанием к отказу в иске.

На всех собственников здания возложена обязанность по несению расходов, в том числе по арендной платы за земельный участок, необходимый для обслуживания здания. При этом участие каждого из сособственников в указанных расходах пропорционально его доле в праве общей долевой собственности и исполнение такой обязанности не ставится в зависимость от осуществления собственником права пользования таким имуществом.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Брют Н" - без удовлетворения.

Председательствующий А.Р. Низамова

Судьи С.С. Абдуллина

Г.Я. Турумтаева

Справка: судья Баженова Е.Г.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 марта 2022 года


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка