СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 марта 2022 года Дело N 33-663/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего - Панеш Ж.К.,

судей - Муращенко М.Д.и Сиюхова А.Р.,

при секретаре судебного заседания - Дауровой М.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп" о признании незаконными действий по начислению платы за потребление газа по нормативам потребления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и обязании произвести перерасчет платы за потребленный газ по показаниям прибора учета газа, отказать.

Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р., содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп" по доверенности ФИО5, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Майкоп" о признании незаконными действий, в обосновании требований указал, что является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. Оплата за газ осуществляется им согласно показаниям счетчика.

В квитанции на оплату газа за октябрь 2021г. ответчиком выставлена сумма 21 226,40 руб. После обращения к ответчику истцу стало известно о том, что в отношении его домовладения с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. идет начисление оплаты за газ по нормативам потребления, так как с ДД.ММ.ГГГГ. истек период проверки счетчика установленного в его домовладении. По заявлению истца была проведена проверка счетчика, в результате которой было установлено, что счетчик исправен и пригоден для дальнейшего использования. Истцу было отказано в перерасчете платы за газ.

Просил суд признать незаконным действия ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп" по начислению платы по нормативам потребления за газоснабжение домовладения расположенного по адресу: <адрес>, пер. Луговой, <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп" произвести перерасчет платы за газоснабжение домовладения расположенного по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. согласно показаниям прибора учета газа, установленного в домовладении.

Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.

На обжалуемое решение суда поступила апелляционная жалоба истца, в которой просит решение Майкопскогогородского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования ФИО1 В обоснование доводов указывает, что показания счетчика в спорный период являлись достоверными, поскольку счетчик был исправен. Считает, что поскольку прибор учета являлся опломбированным и находился в исправленном состоянии, основания для отказа в перерасчет потребленного газа по его показаниям у ответчика отсутствовали.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.

Решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.

В соответствии со статьями 2, 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

На основании пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергоресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ). Обеспечение исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника), что следует из статей 539, 543 ГК РФ, пункта 145 Правил N 442.

Пунктом 24 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 (далее - Правила поставки газа), установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

Определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;

г) прибор учета газа находится в исправном состоянии (пункт 25 Правил поставки газа).

В силустатей 9,13Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федеральногозаконазакона. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Пункт 32 Правил поставки газа предусматривает, что при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1 является собственником дома, расположенного по адресу: Республики Адыгея, <адрес>, подключенного к газоснабжению.

Потребление газа осуществлялось по показаниям прибора учета газа, срок поверочного интервала которого истекал ДД.ММ.ГГГГ.

После истечения поверочного срока прибора учета газа истцу начислялась задолженность за потребленный газ по нормативам потребления.

ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки, в результате которого удостоверен факт непригодности прибора учета для взаиморасчетов в связи с истечением срока проверки (л.д. 12).

Истец ФИО1 произвел проверку счетчика, он был повторно установлен в указанном домовладении, и ДД.ММ.ГГГГ была произведена опломбировка прибора учета газа после проверки (л.д. 14).

Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается соблюдением нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета, определенным законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов, в том числе периодичности поверки (статья 9 Закона N 102-ФЗ).

Из положений Закона N 102-ФЗ (пункты 2, 17 статьи 2, часть 1 статьи 5 и часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.

Последствием истечения срока межповерочного интервала является применение расчетного способа определения платы за электрическую энергию ретроспективно с даты истечения срока поверки по правилам безучетного потребления, а также с момента проверки до подтверждения соответствия прибора учета (системы учета) метрологическим требованиям или их замены (пункты 166, 179 и 180 Правил N 442).

Из определения понятия "безучетное потребление", содержащегося в пункте 2 Правил N 442, следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обусловливает совершением абонентом различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения абонентом, тогда как другие действия (бездействие) для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

Непроведение абонентом поверки прибора учета (измерительного трансформатора в составе измерительного комплекса) не относится к вмешательству в работу прибора учета (системы учета), составляющему первую группу нарушений. Буквальное содержание указанной нормы позволяет квалифицировать такое нарушение как бездействие, которое привело к искажению данных об объеме потребленной электрической энергии (мощности). При этом сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета (системой учета) данных об объеме потребления, пока не доказано обратное.

Вместе с тем абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим МПИ, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. Достоверных оснований полагать, что в процессе эксплуатации прибора учета, представляющего собой техническое устройство, происходит улучшение (восстановление) его технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не имеется.

В соответствии с п.25. Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2020 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25 ноября 2020г., потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных на весь период после окончания срока поверки. При наличии доказательств, подтверждающих признание приборов учета пригодными к применению и соответствующими метрологическим требованиям, основания для квалификации потребления в качестве безучетного, как и основания для исчисления объема последующего после проверки потребления ресурса расчетным путем, отсутствуют.

После выявления факта истечения межпроверочного интервала установленный в домовладении истца счетчик газа был поверен ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>", в подтверждение чего в паспорт (формуляр) средства измерений от ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о проведенной поверке, заверенная подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки (л.д. 13). Такой паспорт является достаточным подтверждением технической исправности и коммерческой пригодности названного прибора в спорном периоде.

Таким образом, поскольку паспортом-формуляром подтверждается техническая исправность прибора учета газа, установленного в домовладении по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца к ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп" о признании незаконными действий по начислению платы за потребление газа по нормативам потребления и обязании произвести перерасчет платы за потребленный газ по показаниям прибора учета газа.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истца допустил неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, что согласно п.1 ч.1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу истца ФИО1 удовлетворить.

Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп" о признании незаконными действий по начислению платы за потребление газа по нормативам потребления и обязании произвести перерасчет платы за потребленный газ, удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп" по начислению платы по нормативам потребления за газоснабжение домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп" произвести перерасчет платы за газоснабжение домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно показаниям прибора учета газа, установленного в домовладении.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий: Панеш Ж.К.

Судьи: Муращенко М.Д.

Сиюхов А.Р.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка