ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2022 года Дело N 33а-578/2022

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Савкуев З.У., рассмотрев в апелляционном порядке частную жалобу Ж.М.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ж.Д.А., Ж.А.А., Ж.Т.А., Ж.М.А., на определение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 декабря 2021 года об оставлении административного искового заявления без движения и на определение от 24 января 2022 года о продлении срока для устранения недостатков административного искового заявления,

установил:

Оспаривая законность действий местной администрации городского округа Нальчик, связанные с формированием списка молодых семей - участниц мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" по г.о. Нальчик без учёта первоочередного права её семьи, имеющей четырёх детей, без учёта квоты для молодых семей, имеющим 3 и более детей, размере не более 30 процентов общего количества молодых семей, включаемых в указанный список по муниципальному образованию, а также оспаривая действия, связанные с включением в списки молодых семей, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года и не относящихся к молодым семьям, Ж.М.А., действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Ж.Д.А., Ж.А.А., Ж.Т.А., Ж.М.А., через своего представителя Г.В.Н., наделив его соответствующими полномочиями по доверенности N от 01 декабря 2021 года, обратилась в Нальчикский городской суд с административным исковым заявлением, в котором указав в качестве административного ответчика местную администрацию городского округа Нальчик, а в качестве заинтересованного лица Министерство строительства и жилищного коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, просила признать незаконными указанные выше действия местной администрации городского округа Нальчик и возложить на неё обязанности скорректировать и внести изменения в списки молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг", изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году по г.о. Нальчик с учётом первоочередного права семьи Ж.М.А., имеющей четырёх детей, установленной квоты молодым семьям, имеющим 3 и более детей; направить скорректированные и изменённые списки молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году по г.о. Нальчик в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики. Кроме того, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики утвердить сводные списки молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году, с учётом внесённых местной администрацией г.о. Нальчик изменений в списки молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг", изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году по г.о. Нальчик. А также Ж.М.А. просила обязать местную администрацию г.о. Нальчик, после внесения изменений и утверждения сводных списков молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году, выдать её семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в порядке очерёдности.

К указанному административно исковому заявлению, поданному в суд в электронном виде, административный истец приложила: ответ МКУ "Департамент жилищной политики" от 13 октября 2021 года, исх. N сравнительный анализ списков молодых семей-участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" на 2020 год, 2021год, 2022год, копию доверенности, копию диплома представителя о высшем юридическом образовании, копии административного искового заявления и приложенные к нему документы для административного истца и заинтересованного лица, квитанцию об уплате государственной пошлине, акт приёма-передачи административного иска и приложенных документов Ж.М.А. от её представителя.

Указывая о том, что названное административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), поскольку к нему не приложены доказательства наличия полномочий Ж.М.А. обращаться в интересах несовершеннолетних детей, а также ответ N от 08 июля 2021 года, на который административный истец ссылается в своем исковом заявлении, судья Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики определением от 13 декабря 2021 года оставил этот иск без движения с предоставлением его автору срока для устранения перечисленных недостатков до 10 января 2022 года включительно.

Затем определением от 24 января 2022 года в связи с несвоевременным получением административным истцом определения судьи от 13 декабря 2022 года об оставлении иска без движения, срок для устранения недостатков административного искового заявления Ж.М.А. был продлён по 10 февраля 2022 года включительно.

Не согласившись с указанными определениями, Ж.М.А. через своего представителя по доверенности Г.В.Н. подала также в электронном виде на них частную жалобу, срок для подачи которой был восстановлен определением судьи Нальчикского городского суда от 02 февраля 2022 года. В частной жалобе содержится просьба об отмене обжалуемых определений со ссылкой на соответствующие нормы процессуального права, а также приведены доводы, которые по своей сути, сведены к следующему.

Проигнорировав те обстоятельства, что Ж.М.А. не оспаривается ответ местной администрации городского округа Нальчик, содержащийся в письме N от 08 июля 2021 года, поскольку оно лишь подтверждает факт постановки семьи Ж. на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и те обстоятельства, что в соответствии с требованиями статьи 220 КАС Российской Федерации, оспаривая действия органа, организации, лица, наделённых публичными полномочиями, административный истец должен указать сведения о том, в чём заключается оспариваемого действие (бездействие) и его нарушенное право, а также не учтя, что к указанному административному исковому заявлению приложена доверенность от имени Ж.М.А. и её несовершеннолетних детей о наделении соответствующими полномочиями представителя Г.В.Н., удостоверенная нотариусом, а также копия диплома о наличии высшего юридического образования у представителя Г.В.Н., судья неправомерно оставил административный иск без движения.

Изучив исковой материал, доводы частной жалобы, прихожу к следующему.

Подавая указанное административное исковое заявление, Ж.М.А. оспаривает в нем действия местной администрации городского округа Нальчик.

Поскольку же между ними не могло возникнуть иного правоотношения, учитывая его характер и их статус, кроме как публичного, дело по данному иску, как возникшее из такого отношения, может быть рассмотрено и разрешено лишь в порядке норм главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), регламентирующих производство по административным делам об оспаривании действий (бездействия) и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

В связи с этим, указанное административное исковое заявление по своей форме и содержанию должно соответствовать требованиям, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) относительно подобных заявлений.

Общие требования к форме, содержанию административного искового заявления и прилагаемых к нему документов, а, равно, и специальные требования к административному исковому заявлению об оспаривании действий (бездействия) и решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены статьями 125, 126 и статей 220 КАС Российской Федерации соответственно.

В соответствии с частью 3 статьи 220 КАС Российской Федерации к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 126 КАС Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.

Соответственно, лицо, обращающееся в суд с административным исковым заявлением и не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, должно либо приложить к нему уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий этого иска и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо, в противном случае, приложить к данному иску эти копии в количестве, соответствующем числу таких лиц.

Данное правило является общим и подлежит применению, исходя из содержания приведенного пункта 1 части 1 статьи 126 КАС Российской Федерации, только если иное не предусмотрено тем же кодексом.

В то же время в соответствии с частью 2 статьи 45 КАС Российской Федерации административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Подчиняясь указанным выше нормам закона, Ж.М.А. через своего предстателя Г.В.Н. подала в суд указанное административное исковое заявление и приложенные к нему документами в электронном виде в форме электронных образов документов, с их надлежащим подписанием и заверением соответственно усиленной квалифицированной подписью его представителя Г.В.Н., в числе которых, приложена нотариально заверенная доверенность N от 01 декабря 2021 года, выданная от имени Ж.А.М., действующей в своих интересах и в интересах её несовершеннолетних детей, и в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Семейного кодекса РФ, как их законный представитель, наделённая правом выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Кроме того, оспаривая действия административного ответчика - местной администрации городского округа Нальчик и утверждая о несоблюдении им порядка формирования списка молодых семей - участниц мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" по г.о. Нальчик без учёта первоочередного права её семьи, имеющей четырёх детей, без учёта квоты для молодых семей, имеющим 3 и более детей, размере не более 30 процентов общего количества молодых семей, включаемых в указанный список по муниципальному образованию, а также оспаривая действия, связанные с включением в списки молодых семей, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года и не относящихся к молодым семьям, Ж.М.А. приложила к своему административному исковому заявлению названные списки.

Также следует учесть, что в соответствии с частями 11 и 12 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями обязанность доказывания обстоятельств, указанных в заявлении, законном возлагается на административного ответчика. А в случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе.

Таким образом, выводы судьи в обжалуемом определении о том, что Ж.М.А. должна была приложить к поданному административному исковому заявлению доказательства наличия полномочий у неё обращаться в интересах её несовершеннолетних детей, а также ответа N от 08 июля 2021 года, не основаны на приведенных нормах процессуального права и не соответствует исковому материалу, поскольку указанный ответ местной администрации городского округа Нальчик при необходимости может быть представлен в суд административным ответчиком, либо истребован по инициативе суда, а факт родства между Ж.М.А. и её несовершеннолетними детьми установлены нотариусом при оформлении доверенности, наделяющей соответствующими правами представителя Г.В.Н., на что указывают содержащиеся в ней сведения о свидетельствах о рождении Ж.Д.А., Ж.А.А., Ж.Т.А., Ж.М.А.

При вышеперечисленных обстоятельствах и учитывая то, что поданное Ж.М.А. административное исковое заявление и, равно, приложенные к нему документы в остальном также соответствуют требованиям приведенных норм процессуального права, судья неправомерно применил правовое последствие, предусмотренное частью 1 статьи 130 КАС Российской Федерации, оставив это исковое заявление без движения, равно как и продлив срок для устранения указанных в определении об оставлении без движения недостатков.

Поскольку судья при разрешении указанного процессуального вопроса допустил нарушения норм процессуального права, которые привели к неправильному его разрешению, обжалуемые определения, исходя из взаимосвязанных предписаний части 4 статьи 310 и части 1 статьи 315 КАС Российской Федерации, является незаконным, в связи с чем, они подлежат отмене с направлением поданного Ж.М.А. административного искового заявления с приложенными к нему документами в тот же суд для его принятия к производству.

Руководствуясь статьей 311 и пунктом 2 статьи 316 КАС Российской Федерации, судья

определил:

Определение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 декабря 2021 года об оставлении административного искового заявления без движения и определение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 января 2022 года о продлении срока для устранения недостатков административного искового заявления Ж.М.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ж.Д.А., Ж.А.А., Ж.Т.А., Ж.М.А., отменить.

Административное исковое заявление заявления Ж.М.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ж.Д.А., Ж.А.А., Ж.Т.А., Ж.М.А. к местной администрации городского округа Нальчик об оспаривании действий и возложении обязанности, направить вместе с приложенными к нему документами в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики для его принятия к производству суда.

судья З.У. Савкуев


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка