СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 марта 2022 года Дело N 33-488/2022

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В., Савельевой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кречмаровской Ю.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов Лаптандер Галины Дмитриевны, Лаптандера Марата Романовича - Киселева Михаила Станиславовича на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования Лаптандер Галины Дмитриевны, Лаптандера Марата Романовича к департаменту муниципального имущества администрации Надымского района, администрации Надымского района о признании незаконным решения об отказе в признании семьи участницей окружного мероприятия оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н.,судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы Лаптандер Г.Д., Лаптандер М.Р. обратились в суд с иском к департаменту муниципального имущества администрации Надымского района, администрации муниципального образования Надымский район о признании решения комиссии администрации Надымского района по реализации мероприятий подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2015 годы", об отказе семье Лаптандер в признании участницей окружного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономно округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы" - незаконным, возложении обязанности включить семью Лаптандер в состав окружного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы".

В обоснование исковых требований указали, что молодая семья Лаптандер обратилась с заявлением в администрацию Надымского района с заявлением о включении в состав участников окружного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы". Из уведомления, полученного в сентябре 2021 года, им стало известно о том, что в признании участницей окружного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы" их семье отказано на основании подпункта "д" пункта 2.16 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года N 112-П. Основанием для отказа в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия явилось приобретение жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения (строительства) жилого помещения в расчете на каждого члена семьи по состоянию на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (в случае направления средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам).

Полагали данное решение незаконным, поскольку при признании семьи Лаптандер участницей окружного мероприятия подлежали учету все жилые помещения, имеющиеся в собственности молодой семьи, право собственности на которые сохранялось после приобретения нового жилья в рамках программных мероприятий (а именно, приобретенное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 67,9 кв.м., а также жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 31,1 кв.м.). Жилое помещение по адресу: <адрес>, было получено Лаптандером М.Р. не в порядке улучшения жилищных условий, а как лицом, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем на основании пункта 1.12 Порядка в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2020 года N 518-П не подлежало учету при разрешении вопроса о включении молодой семьи в программу.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Лаптандер Г.Д. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Надымского района - Самарский И.В. исковые требования не признал.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие истца Лаптандер М.Р., а также представителя ответчика департамента муниципального имущества администрации Надымского района, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Судом постановление решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель истцов Лаптандер Г.Д., Лаптандер М.Р. - Киселев М.С. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований, ссылаясь допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права. Приводит доводы и обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В возражениях относительно апелляционной жалобы администрация Надымского района просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещалась о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года N 112-П в рамках осуществления регулирования в социально-экономической сфере, формирования региональных целевых программ, обеспечения их реализации в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1.2 названного Порядка в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о включении в состав мероприятия по предоставлению социальных выплат, молодые семьи имеют право принять участие в одном из мероприятий: мероприятии ведомственной целевой программы или окружном мероприятии.

Согласно пункту 1.3 Порядка социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, в рамках Окружного мероприятия являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета. Социальные выплаты могут быть использованы:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения, доме блокированной застройки или жилого дома по договорам купли-продажи;

б) на уплату цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение в капитальном исполнении путем внесения соответствующих средств на счет эскроу, или договору уступки прав требований по такому договору;

в) на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения, жилом доме блокированной застройки или жилого дома по договорам купли-продажи либо по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома капитального исполнения или договору уступки прав требований по такому договору;

д) на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам), направленным на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения, жилом доме блокированной застройки или жилого дома по договорам купли-продажи либо по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома капитального исполнения или договору уступки прав требований по такому договору (далее - погашение основной суммы долга и уплата процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)).

Пунктом 1.7 Порядка предусмотрено, что участницей мероприятия ведомственной целевой программы или окружного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:

а) постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа;

б) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет);

в) признание семьи нуждающейся в жилом помещении;

г) наличие у семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В пункте 2.11 Порядка содержится правило о том, что в случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам нуждаемость в жилом помещении определяется до момента приобретения жилого помещения.

Как следует и материалов дела и установлено судом, 22 июля 2021 года молодая семья Лаптандер из пяти человек обратилась в муниципальное казенное учреждение "Департамент муниципального имущества администрации муниципального образования Надымский район" с заявлением о включении в состав мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения".

Молодая семья Лаптандер выразила согласие воспользоваться социальной выплатой на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по кредитам (займа), направленным на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения, жилом доме блокированной застройки или жилого дома по договору купли-продажи либо по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома капитального исполнения или договору уступки прав требований по такому договору. Также в заявлении содержалась просьба о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении (л.д.125-127).

К заявлению молодая семья Лаптандер приложила правоустанавливающие документы на жилое помещение, выписку из единого государственного реестра недвижимости о проведенной государственной регистрации прав на приобретенное (строящееся) жилое помещение, копии свидетельства о заключении брака, документов, удостоверяющих личности, свидетельств о рождении детей, согласие на обработку персональных данных, договора купли-продажи жилого помещения, а также договора ипотечного жилищного кредита или займа и справки кредитора (заимодавца) об оставшейся части суммы основного долга по жилищному кредиту (займу).

На основании решения управления по жилищным программам администрации Надымского района от 31 августа 2021 года по результатам проверки документов, полученных от молодой семьи Лаптандер, проживающей по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, документов, полученных органом местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с подпунктами "а", "в", "г" пункта 2.7 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года N 112-П, а также документов, приобщенных к учетному делу в соответствии с пунктом 2.7-1 Порядка, на основании пунктов 1.9, 1.0-1, 2.13 Порядка в отношении молодой семьи составом из 5 человек, в том числе супруга Лаптандера М.Р., супруги Лаптандер Г.Д. и троих дочерей Лаптандер Е.М., Лаптандер Н.М., Лаптандер К.М. принято решение о признании молодой семьи Лаптандер нуждающейся в жилом помещении для цели участия в окружном мероприятии (л.д.174).

Решением управления по жилищным программам администрации Надымского района от 31 августа 2021 года по результатам проведения экспертизы представленных молодой семьей Лаптандер документов и приобщенных к ним документов, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия молодая семья Лаптандер не признана участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках окружного мероприятия (л.д.175).

При этом в основу принятого решения об отказе в признании молодой семьи Лаптандер участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат в соответствии с подпунктом "д" пункта 2.16 Порядка положено приобретение жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения жилого помещения в расчете на каждого члена семьи по состоянию на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (в случае направления средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам) (л.д.176-180).

В соответствии с подпунктом "д" пункта 2.16 Порядка основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия является приобретение жилого помещения или жилого помещения, являющегося объектом долевого строительства, общей площадью менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения (строительства) жилого помещения в расчете на каждого члена семьи по состоянию на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (в случае направления средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам).

Поскольку общая площадь приобретенного молодой семьей Лаптандер жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 67,9 кв.м. (67,9 кв.м./5 человек=13,58 кв.м. на 1 человека), что составляет менее учетной нормы, установленной в размере 14 кв.м. постановлением администрации <адрес> от 23 марта 2021 года N 228-ПК, суд пришел к выводу о том, что в признании участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям истцам правомерно отказано.

Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий исходя из наличия в собственности молодой семьи жилых помещений определяется до момента приобретения жилого помещения, что согласуется с пунктом 2.11 Порядка. При этом общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенной при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилья, что прямо следует из подпункта "д" пункта 2.16 Порядка. Несоблюдение названного условия влечет отказ в признании молодой семьи участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям в рамках окружного мероприятия.

Обстоятельство приобретения истцом Лаптандером М.Р. жилого помещения, как лицом, оставшимся без попечения родителей на законность принятого решения суда не влияет, так как в основу отказа в признании участницей окружного мероприятия и включении в список молодых семей положено не было, что подтверждается выпиской из протокола N 47 заседания комиссии по реализации программных мероприятий в области обеспечения жильем населения на территории Надымского района от 31 августа 2021 года (л.д.176-178).

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Судья /подпись/ А.Н. Шошина


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка