СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 марта 2022 года Дело N 33-523/2022

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В., Савельевой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кречмаровской Ю.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа включить в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитываемый при расчете размера социальной выплаты Седохину Владимиру Викторовичу в рамках реализации программы "Сотрудничество" период осуществления им предпринимательской деятельности с 08 сентября 2008 года по 31 декабря 2017 года и осуществить расчет размера социальной выплаты с учетом поправочного коэффициента 1,5.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н.,судебная коллегия по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Первый заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа, действуя в интересах Седохина Владимира Викторовича, обратился в суд с иском к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о включении периода осуществления предпринимательской деятельности в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применении поправочного коэффициента 1,5 в целях расчета размера социальной выплаты в рамках мероприятий программы "Сотрудничество", осуществлении перерасчета социальной выплаты.

В обоснование исковых требований указал, что Седохин В.В. составом семьи из пяти человек, включая жену Татаринцеву Е.В., дочерей ФИО3, ФИО2 и сына ФИО1, состоит в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" с 14 апреля 2017 года как работающий гражданин под N 4248. На основании приказа департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2021 года N 179-од/ж утвержден список граждан-получателей социальных выплат в рамках программы "Сотрудничество" в 2021 году, в который включена семья Седохина В.В. При этом департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на оснований данных о трудовой деятельности Седохина В.В., имеющихся в трудовой книжке, учтен стаж работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 15 лет 08 месяцев 09 дней; при расчете размера социальной выплаты применен поправочный коэффициент 1, сумма социальной выплаты определена в размере 4 346 640 руб. При исчислении общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера не был учтен период осуществления Седохиным В.В. предпринимательской деятельности с 08 сентября 2008 года по настоящее время, а также исполнение установленной законом обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что привело к неверному определению поправочного коэффициента и, как следствие, уменьшению размера социальной выплаты на 2 173 320 руб.

Полагал данное решение департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа незаконным, поскольку избранная гражданином форма реализации права на труд посредством обеспечения себя работой, не может повлечь уменьшение объема гарантированных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2011 года N 437-П прав на получение мер государственной поддержки.

В представленных в суд первой инстанции возражениях на исковое заявление департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа полагал об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку действующим Положением о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденным Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2011 года N 437-П предусмотрено, что право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" имеют работающие граждане. Поскольку при определении права на получение социальной выплаты учитываются сведения о трудовой деятельности гражданина, включение сведений, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности названным Положением не предусмотрено, размер социальной выплаты Седохину В.В. правомерно исчислен на основании сведений о трудовой деятельности в соответствии с трудовой книжкой Седохина В.В. С учетом этого, нарушений прав истца Седохина В.В. департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа не допущено.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований. Приводит доводы и обстоятельства, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства (л.д.137-141).

Выслушав прокурора Исламгулову А.Ф., полагавшую решение суда законным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Седохин В.В. составом семьи из пяти человек, включая жену Татаринцеву Е.В., двоих дочерей ФИО3, ФИО2 и сына ФИО1, состоит в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" как работающий гражданин, под N 4248 согласно дате подачи заявления от 14 апреля 2017 года.

Седохин В.В. с 08 сентября 2008 года зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу в качестве индивидуального предпринимателя. С 08 сентября 2008 года состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу, с 23 сентября 2008 года в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д.84-85). За период предпринимательской деятельности с 08 сентября 2008 года по 31 декабря 2020 года Седохиным В.В. произведена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д.74-78).

На основании приказа департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2021 года N 179-од/ж утвержден список граждан-получателей социальных выплат в рамках программы "Сотрудничество" в 2021 году, в который включен истец Седохин В.В. На основании данных трудовой книжки стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составил 15 лет 8 месяцев 09 дней. Период осуществления Седохиным В.В. предпринимательской деятельности не учтен при исчислении продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера, норматив предоставления социальной выплаты определен равным 1, размер социальной выплаты составил 4 346 640 руб.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что период осуществления Седохиным В.В. предпринимательской деятельности подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении размера социальной выплаты. При этом суд указал, что прямого запрета для включения периода осуществления гражданином предпринимательской деятельности в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Положение о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденное постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2011 года N 437-П не содержит.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, в рамках государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 года N 705-П, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением от 27 июня 2011 года N 437-П утвердило Положение о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область (далее - Положение) (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений сторон).

Государственная программа по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа "Сотрудничество" (далее - программа "Сотрудничество") является региональной программой, финансируемой бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения (жилых помещений) имеют граждане, постоянно проживающие в Ямало-Ненецком автономном округе, выезжающие из автономного округа в Тюменскую область, не имеющие жилых помещений в других регионах Российской Федерации, не получавшие социальные выплаты (субсидии), иные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения либо готовое жилое помещение за счет бюджетных средств либо средств организаций, за исключением граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий на территории автономного округа при переселении из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу.

К числу лиц, имеющих право на социальную выплату, в соответствии с пунктом 1.2.1. Положения, относятся инвалиды I и II групп, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет, состоящие на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество". При этом решение о возможности предоставления социальной выплаты таким гражданам принимается при достижении ими общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет;

граждане, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет (пункт 1.2.2 Положения).

Органы местного самоуправления формируют учетные дела, которые должны содержать документы, поступившие в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения, а также документы (сведения), полученные в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, а также документы (сведения), находящиеся в самостоятельном распоряжении органов местного самоуправления, в том числе сведения о трудовой деятельности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (для работающих граждан) (пункт 2.2-1 Положения).

Пунктом 4.3 Положения предусмотрены нормативы предоставления социальных выплат (поправочные коэффициенты к средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории Тюменской области) в зависимости от продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях от 15 до 25 лет установлен поправочный коэффициент равный 1.

По смыслу указанных положений регионального законодательства, перечень категорий граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, поскольку определение категорий граждан, а также условий возникновения соответствующего права является исключительной прерогативой законодателя, установившего меры государственной поддержки, в том числе, работающим гражданам, постоянно проживающим в Ямало-Ненецком автономном округе и выезжающим в Тюменскую область.

В частности, право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения имеют две категории граждан: инвалиды I и II группы, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет, состоящие на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество"; граждане, имеющие продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет. При этом определяющее значение имеют сведения о трудовой деятельности граждан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Период осуществления гражданином предпринимательской деятельности при исчислении общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и включение периодов осуществления предпринимательской деятельности названным Положением не предусмотрен.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части первой статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Таким образом, трудовым договором является соглашение между работодателем и работником о личном выполнении работником за плату трудовой функции, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (с привлечением третьих лиц или нет) трудовой деятельностью по смыслу трудового законодательства не является и запись о данном виде деятельности не может быть отражена в трудовой книжке.

Поскольку вышеприведенным Положением период осуществления гражданином предпринимательской деятельности при исчислении общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера прямо не предусмотрен, а предпринимательская деятельность является иным видом деятельности, не тождественным трудовой деятельности, правовых оснований для удовлетворения исковых требований и включения периода осуществления Седохиным В.В. предпринимательской деятельности при определении стажа работы в районах Крайнего Севера у суда первой инстанции не имелось.

С учетом этого, размер социальной выплаты, причитающейся Седохину В.В., составляет 4 346 640 руб., рассчитан департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с Положением и является правильным. При осуществлении расчета департамент правомерно исходил из нормы жилого помещения на состав семьи из пяти человек, включая Седохина В.В., жену Татаринцеву Е.В., двоих дочерей ФИО3 и ФИО2, а также сына ФИО1 - 90 кв.м.; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в городе Тюмени - 48296 руб., установленного приказом Главного управления строительства Тюменской области от 12 декабря 2013 года N 1216-од; поправочного коэффициента при стаже работы от 15 до 25 лет - 1.

Таким образом, рассчитав размер социальной выплаты Седохину В.В. на основании Положения о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением от 27 июня 2011 года N 437-П, нарушений прав истца орган государственной власти не допустил.

Вопреки выводам суда первой инстанции, оснований для применения к спорным правоотношениям сторон положений пенсионного законодательства Российской Федерации, по мнению суда апелляционной инстанции, не имелось.

В соответствии с частью первой статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исполнение индивидуальным предпринимателем обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации влечет возникновение права гражданина на назначение пенсии, однако исполнение такой обязанности возникновение права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках программы "Сотрудничество" не влечет.

По вышеприведенным мотивам суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с существенным нарушением норм материального права с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2021 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований первому заместителю прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа, действующему в интересах Седохина Владимира Викторовича к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности включить отдельные периоды в стаж при расчете размера социальной выплаты в рамках реализации программы "Сотрудничество" отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Судья /подпись/ А.Н. Шошина


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка