СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 марта 2022 года Дело N 33-545/2022

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.

судей коллегии Савельевой Е.Н., Кайгородовой И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Кречмаровской Ю.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Меньщиковой Светланы Викторовны, Меньщикова Сергея Анатольевича, Меньщиковой Анны Сергеевны к администрации города Новый Уренгой о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2021 года, которым постановлено:

"исковые требования Меньщиковой Светланы Викторовны, Меньщикова Сергея Анатольевича, Меньщиковой Анны Сергеевны к Администрации города Новый Уренгой о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания, удовлетворить.

Обязать Администрацию города Новый Уренгой предоставить Меньщиковой Светлане Викторовне, Меньщикову Сергею Анатольевичу, Меньщиковой Анне Сергеевне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Новый Уренгой, с учетом нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 45 кв.м., взамен непригодного для проживания".

Заслушав доклад судьи Савельевой Е.Н., судебная коллегия

установила:

Меньщикова С.В., Меньщиков С.А., Меньщикова А.С. обратились в суд с исковым заявлениемк администрации города Новый Уренгой о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте города Новый Уренгой, с учетом нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 45 кв.м., взамен непригодного для проживания. В обоснование исковых требований указано, что 3 ноября 2009 года между муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Лимбей" и Меньщиковым Сергеем Анатольевичем был заключен договор социального найма жилого помещения N 124. По условиям указанного договора, а также дополнительного соглашения N 1 от 29 сентября 2021 года, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире (доме), общей площадью 31,8 кв.м., в том числе жилой 14,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. В качестве членов семьи в договор социального найма включены: Меньщикова Светлана Викторовна (жена), Меньщикова Екатерина Сергеевна (дочь), Меньщикова Анна Сергеевна (дочь). Жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно экспертному заключению от 14 июля 2021 года, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью научно-производственной фирмой "Трест Геопроектстрой", общая степень износа дома,расположенного по адресу: <адрес>, составляет 84 %, при этом жилой дом не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, создает угрозу для их жизни и здоровья. Полагают, что поскольку семья Меньщиковых состоит в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истцы имеют право на предоставление жилого помещения, общей площадью не менее 45 кв.м.

В судебном заседании представитель истца Меньщиковой С.В.- Батлук А.В., действующий на основании ордера, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что семья Меньщиковых состоит в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства в г. Новый Уренгой. Жилой дом, в котором проживает семья Меньщиковых, не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Истцы имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения на состав семьи 3 человека в силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 28-5 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих Ямало-Ненецком автономном округе".

Представитель ответчика администрации города Новый Уренгой Кольцова К.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, просила в иске отказать. Поясняла суду, что истцы будут обеспечены жильём по мере наступления очерёдности, согласно списку малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории МО город Новый Уренгой. В случае внеочередного предоставления истцам благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма будут нарушены права иных граждан, состоящих в списке очередности граждан.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

На решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2021 года представителем ответчика администрацией города Новый Уренгой подана апелляционная жалоба, в которой указано, что решение суда первой подлежит отмене, оно основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылается на то, что в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений необходимой общей жилой площадью не имеется. Полагает, что указанное обстоятельство предполагает неисполнимость судебного решения, кроме того, указывает, что в случае внеочередного предоставления истцам благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма будут нарушены права граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Указывает, что распоряжением администрации города Новый Уренгой аварийным и подлежащим сносу жилой дом признан до 2025 года, при этом срок переселения граждан определён до 31 декабря 2024 года. Считает, что истцами не предоставлены документы и доказательства, подтверждающие отсутствие у них жилых помещений на территории Российской Федерации, отсутствие факта совершения ими сделок с принадлежащими жилыми помещениями, невозможность самостоятельно обеспечить себя другим жилым помещением, а также не предоставлено доказательств о том, что совокупный доход семьи не превышает размер, приходящийся на каждого члена семьи, установленный решением Городской Думы. При таких обстоятельствах, полагает об отсутствии у суда первой инстанции оснований для внеочередного предоставления семье истцов взамен аварийного другого жилого помещения. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу требований статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно частям 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, осуществляется в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее по тексту - Закон ЯНАО от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО).

Часть вторая статьи 28-5 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО предусматривает, что нанимателю, принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, при условии, если в результате такого предоставления наниматель и члены его семьи утрачивают основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, расчет нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с нанимателем по месту жительства на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом положений части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона, но не менее площади, равнозначной ранее занимаемому жилому помещению, подлежащему сносу.

Положения части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона подлежат применению, в том числе в отношении принадлежащих нанимателю и членам его семьи иных жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также сделок, совершенных с данными жилыми помещениями.

Наниматель и члены его семьи, получившие жилое помещение в соответствии с настоящей частью, снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Таким образом, Закон ЯНАО от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО содержит дополнительные гарантии, улучшающие положение нанимателя жилого помещения, состоящего на учете нуждающихся в предоставлении жилья, при выселении из жилого помещения, подлежащего сносу, которые между тем не являются безусловными.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения администрации главы города Новый Уренгой 2068-р от 8 сентября 2004 года "О принятии в муниципальную собственность" жилой дом N, расположенный по адресу: <адрес>, был принят в муниципальную собственность (л.д. 74-85 т. 1).

Согласно постановлению главы города Новый Уренгой от 16 мая 2005 года N 116 "О переименовании элементов улично-адресной сети в городе <адрес> (л.д. 90-91 т. 1).

3 ноября 2009 года между муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Лимбей" и Меньщиковым Сергеем Анатольевичем был заключен договор социального найма жилого помещения N 124 (л.д. 130-137 т. 1). По условиям указанного договора наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире (доме) общей площадью 31,8 кв.м., в том числе жилой 14,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

В качестве членов семьи в договор социального найма были включены: Меньщикова Светлана Викторовна (жена), Меньщикова Екатерина Сергеевна (дочь), Меньщикова Анна Сергеевна (дочь).

На основании дополнительного соглашения от 29 сентября 2021 года N 1 в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Меньшикова Светлана Викторовна (жена), Меньщикова Анна Сергеевна (дочь) (л.д. 22 т. 1).

В соответствии со справкой от 25 мая 2021 года выданной АО "ЕРИЦ" в городе Новый Уренгой в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Меньщиков Сергей Анатольевич, Меньщикова Анна Сергеевна, Меньщикова Светлана Викторовна с 10 октября 2008 года (л.д. 129 т. 1).

Согласно постановлению администрации города Новый Уренгой от 5 октября 2015 года N 203 "Об утверждении Адресного перечня ветхих и аварийных домов, признанных аварийными и подлежащими расселению 2015-2025 годах" дом <адрес> включен в данный перечень под N 161.

Согласно распоряжению администрации города Новый Уренгой от 27 декабря 2018 года N 2153-р жилой дом,расположенный по адресу: <адрес>, в том числе признан аварийным и подлежащим сносу с 7 марта 2012 года (л.д. 86-89 т. 1).

Распоряжением администрации города Новый Уренгой от 9 июня 2021 года N 952-р Меньщикова С.В., имеющая состав семьи из трёх человек (Меньщиков С.А. и Меньщикова А.С.,) принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства города Новый Уренгой (л.д. 152-154 т. 1).

Несмотря на то, что истцы зарегистрированы и фактически проживают в указанном доме, иного жилого помещения согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не имеют, ответчиком на день вынесения оспариваемого судебного акта истцам жилое помещение на условиях договора социального найма взамен аварийного не предоставлено.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно экспертному заключению, подготовленному экспертной организацией ООО Научно-производственной фирмой "Трест Геопроектстрой" по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, фундамент имеет искривление горизонтальных линий стен, осадку отдельных участков здания, механические повреждения и биологическое поражение деревянных стульчиков фундамента, щели и трещины в цоколе здания, разрушение отмостки, подтопление паводковыми водами. Стены деформированы, имеются неравномерные осадки фундаментов, массовое поражение древесины жучком, грибками, перекосы оконных и дверных проемов, значительный перекос стен выпучивание, отклонение от вертикали. Перегородки имеют глубокие трещины и зазоры в местах сопряжений со смежными конструкциями, диагональные трещины в штукатурном слое и отделке, выпучивание в вертикальной плоскости, следы увлажнения, поражение древесины жучком. Чердачное перекрытие имеет множественные следы протечек на потолке, существенный визуально ощутимый прогиб балок, поражение балок жучком, нарушение утеплителя. На крыше имеется массовой разрушение листов шифера, сколы и трещины, нарушение креплений, протечки в помещении и на поверхности деревянных элементов, прогибы стропильных ног, поражение жучком древесины деталей крыши, отсутствие огне-биозащиты, ослабление соединений. Полы имеют зыбкость, обрушение полов местами, значительную просадку, прогибы, поражение досок жучком, разрушение покрытий полов местами, сколы досок, истирание. Инженерные системы используются сверхнормативного срока эксплуатации, имеется значительный физический и моральный износ, сверхнормативный срок эксплуатации. Общая степень износа дома по состоянию на июль 2021 года составляет 84%. Дальнейшая безопасная эксплуатация жилого дома и жилого помещения квартиры N не обеспечивается. Жилое помещение в аварийном техническом состоянии угрожает безопасному проживанию граждан.

Доказательств, опровергающих выводы, изложенные в вышеуказанном заключении, в нарушение требований статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика не представлено.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что использование для дальнейшего проживания занимаемой истцами квартиры невозможно, поскольку это несет опасность для их жизни и здоровья, обоснованно удовлетворив заявленные исковые требования по мотивам, подробно изложенным в решении.

Таким образом, право истцов на внеочередное предоставление им жилья по договору социального найма прямо следует из установленных по делу обстоятельств и положений части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых названное право не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), а также от каких-либо иных обстоятельств, на которые ссылается ответчик. Довод жалобы о нарушении в случае предоставления жилого помещения семье истцов прав других граждан, является несостоятельным.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, а именно, права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда РФ от 14 января 2014 года N 56-КГ13-10, от 17 марта 2013 года N 45-КГ13-4.

Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.