СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 марта 2022 года Дело N 33-547/2022

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Гниденко С.П.

судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Долматова М.В.

при ведении протокола судебного заседания Нагорняк М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района на решение Тазовского районного суда от 16 декабря 2021 года, которым постановлено:

Обязать Администрацию Тазовского района, Управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района заключить с Тибичи Александром Александровичем соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд квартиру <адрес>, общей площадью 52,4 кв.м., с условием мены на жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому, без возмещения разницы в стоимости жилых помещений в срок в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

А.А. Тибичи обратился с иском к Управлению по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района, Администрации Тазовского района о возложении на ответчиков обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 52,4 кв.м. в черте пос. Тазовский Тазовского района ЯНАО, взамен признанного непригодным для постоянного проживания и заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости с условием мены без возмещения разницы в стоимости жилых помещений, не позднее 31 декабря 2021 года. В обоснование требований иска указал, что является собственником жилого помещения - квартиры <адрес>, общей площадью 52,4 кв.м. Заключением межведомственной комиссии от 31 марта 2014 года жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации Тазовского района от 28 апреля 2014 года N 631-р земельный участок изъят для муниципальных нужд; распоряжением от 6 июля 2014 года N 353-р (в редакции распоряжения от 18 февраля 2021 года N 47-р) срок отселения жилого дома установлен до 31 декабря 2024 года. Жилой дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019 - 2024 гг, утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от 5 апреля 2019 года N 346-П. 26 октября 2021 года Управлением по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района им предложено равнозначное по площади жилое помещение с доплатой разницы в стоимости. Полагал, что обязанность по доплате разницы в стоимости у него не возникла, поскольку на дату признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу законодательство не предусматривало необходимость такой доплаты.

Ответчиком Управлением по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района представлены возражения на исковое заявление (л.д. 30 - 35), доводы которых сводятся к несогласию с требованиями иска. Указано, что обязанность по доплате разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений установлена региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019 - 2024 гг, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 5 апреля 2019 года N 346-П, в ныне действующей редакции.

Ответчиком Администрацией Тазовского района представлены возражения на исковое заявление с аналогичными доводами (л.д. 69 - 70).

Дело рассмотрено в отсутствие истца, заявившего соответствующее ходатайство.

Представитель ответчика Администрации Тазовского района М.В. Козырчикова, действующая на основании доверенности, требования иска не признала, поддержав доводы возражений.

Представитель соответчика Управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района Т.А. Попова, действующая на основании доверенности,требования иска не признала, поддержав доводы возражений на него.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласен ответчик Управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района А.А. Шмакова, действующая на основании доверенности (л.д. 145 - 146), подтвердившая наличие высшего юридического образования дипломом (л.д. 147), просит об отмене решения суда и постановлении нового об отказе в удовлетворении требований иска. Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы возражений на исковое заявление.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Тазовского района М.В. Козырченко, действующая на основании доверенности, наличие высшего юридического образования не подтвердившая, полагает, что требования апелляционной жалобы являются обоснованными.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца адвокат Л.Л. Шарипова, действующая на основании ордера (л.д. 18), полагает, что решение суда является законным и

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что спорное жилое помещение - квартира <адрес> общей площадью 52,4 кв.м. - принадлежит на праве собственности Тибичи (по перемены имени - Борзенко) А.А. на основании свидетельства о праве на наследство от 3 ноября 2005 года (л.д. 10).

Решением межведомственной комиссии от 31 марта 2014 года жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 99 - 101).

Распоряжением Администрации п. Тазовский от 28.04.2014 N 631-р земельный участок под жилым домом изъят для муниципальных нужд (л.д. 53 - 57).

Многоквартирный жилой дом <адрес> включался в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018 - 2022 гг, утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от 13.07.2018 N 745-П, а после признания ее утратившей силу постановлением Правительства ЯНАО от 19.08.2019 N 902-П - в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 гг, утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 N 346-П, с планируемой датой расселения - до 20 декабря 2021 года.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что истцу разъяснено право на получение другого равнозначного по площади жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, на условиях доплаты разницы в стоимости между изымаемым и предоставляемым жилым помещением.

Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.

Указанный вывод является верным в силу следующего.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьей 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Разделом III региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 N 346-П "Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2024 годах" (в первоначальной редакции) предусмотрено, что основными программными мероприятиями являются: утверждение перечня жилых домов, в отношении которых планируется переселение граждан в соответствии с требованиями Федерального закона N 185-ФЗ в рамках Программы; определение объемов строительства жилищного фонда, необходимого для расселения граждан из жилых домов, включенных в перечень; приобретение муниципальным образованием в автономном округе в собственность жилых помещений у застройщиков, с которыми заключен муниципальный контракт на приобретение жилых помещений в жилых домах, отвечающих требованиям статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ, по результатам проведенных торгов; предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; приобретение жилых помещений Фондом жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа с последующей безвозмездной передачей в собственность муниципальных образований в автономном округе.

План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по способам переселения приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.

Разделом IV Программы предусмотрено, что источниками финансирования программных мероприятий являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов. Объемы финансирования Программы определены исходя из расчетной потребности в средствах, необходимых для переселения граждан из аварийных домов, включенных в перечень. Допустимый размер превышения общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается в соответствии с разделом III-I Закона автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе".

Источники и объемы финансирования Программы, в том числе по муниципальным образованиям и годам реализации, приведены в плане мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, согласно приложению N 3 к настоящей Программе.

Раздел IV Программы также не содержит положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Согласно указанному разделу источниками финансирования Программы являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.

Изменения в раздел III региональной адресной программы, предусматривающей, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника, внесены постановлением Правительства ЯНАО от 22.12.2020 N 1503-П, вступившим в силу со дня официального опубликования на официальном сайте Правительства ЯНАО в сети "Интернет" 23.12.2020 - редакция N 7.

Между тем, указанная редакция региональной адресной программы не подлежит применению к правоотношениям сторон, поскольку признание дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующее изъятие земельного участка в многоквартирном доме для муниципальных нужд состоялись ранее внесенных изменений. Кроме того, указанный нормативный акт, содержащий нормы жилищного права, не содержит указания на обратную силу названных положений.

Принимая во внимание, что ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой, в редакции, действовавшей на момент возникновения у истца права на получение иного жилого помещения, не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, суд пришел к выводу об обоснованности требований иска.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи обратной силы должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

При этом частью 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, положения части 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.

Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

В силу указанного выше истец не может быть ограничен в правах на получение выкупной цены за изымаемое жилое помещение либо на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного в нарушение норм, регулирующих действие закона во времени.

Таким образом, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

При наличии таких обстоятельств оснований для отмены или изменения решения суда не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тазовского районного суда от 16 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подписи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка