СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2022 года Дело N 33-1771/2022

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего Романовой И.Е.,

судей Антонова Д.А., Воронина С.Н.,

при секретаре Каргаполовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Белоярского района "Детский сад "Олененок" с. Казым" и администрации Белоярского района о возложении обязанности по организации охранных мероприятий образовательного учреждения,

по апелляционной жалобе администрации Белоярского района на решение Белоярского городского суда от 7 декабря 2021 г., которым постановлено:

"Исковые требования прокурора г. Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района "Детский сад "Олененок" с. Казым", расположенное по адресу: (адрес) ХМАО - Югры, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить круглосуточную охрану учебного корпуса по данному адресу сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, либо военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать администрацию Белоярского района обеспечить финансирование организации круглосуточной охраны учебного корпуса по адресу: (адрес) ХМАО - Югры, сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, либо военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны".

Заслушав доклад судьи Антонова Д.А., выслушав представителя истца прокурора Обухова Р.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Белоярский обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование требований указал, что в результате проведения проверки соблюдения требований антитеррористической защищенности в МАДОУ Белоярского района "Детский сад "Олененок" с. Казым" выявлено нарушение, выразившееся в отсутствии круглосуточной охраны здания детского сада. Ненадлежащее обеспечение антитеррористической защищенности объекта влечет угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников учреждения. Поскольку представления прокурора по факту названных нарушений не удовлетворены, нарушения не устранены, на основании Федерального закона "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ прокурор просил возложить на МАДОУ Белоярского района "Детский сад "Олененок" с.Казым", расположенное по адресу: (адрес) обязанность в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить круглосуточную охрану учебного корпуса по данному адресу сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, либо военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а на администрацию Белоярского района просил возложить обязанность обеспечить финансирование названных мероприятий.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Белоярского района просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении и иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд неправильно истолковал нормы положения Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006 и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Податель жалобы считает, что охрана объекта посредством постоянного физического присутствия сотрудников охранных организаций должна осуществляться в случае, если не организованы иные круглосуточные охранные меры безопасности. Суду следовало учесть, что МАДОУ Белоярского района "Детский сад "Олененок" с. Казым" надлежащим образом исполняет требования действующего законодательства, поскольку в учреждении установлена пультовая круглосуточная охрана УВНГ через кнопку тревожной сигнализации и организована охрана сотрудниками частной охранной организации в период присутствия воспитанников в образовательном учреждении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Обухов Р.В. возражал против удовлетворения жалобы, считая решение суда законным.

Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ).

В силу требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, МАДОУ "Детский сад "Олененок" с. Казым" является образовательным учреждением. В соответствии с п.п. 1.5 и 5.4 Устава МАДОУ "Детский сад "Олененок" с.Казым" учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Белоярский район.

Согласно паспорту безопасности от (дата) ответчику МАДОУ Белоярского района "Детский сад "Олененок" с. Казым" присвоена 3 категория опасности (л.д. 64-73).

(дата) в адрес директора по указанному нарушению прокуратурой города вынесено представление (л.д. 11, 12).

(дата) в адрес прокурора г. Белоярский ответчиком МАДОУ "Детский сад "Олененок" с. Казым" адресовано письмо, из которого следует, что в учреждении организованы круглосуточные охранные мероприятия путем привлечения частного охранного предприятия ООО "Оберег" на основании договора от (дата) (номер) - в дневное время и работниками МАДОУ (сторожами) - в ночное время. В рамках заключенного договора охрана осуществляется работниками ЧОП в течение 12 часов. В 2021 г. на организацию круглосуточной охраны объекта (территории) работниками ЧОПа в бюджете МАДОУ средства не предусмотрены (л.д. 13).

Аналогичные нарушения и требования изложены в представлении, вынесенном прокурором в адрес главы Белоярского района (л.д. 14 - 21), которое удовлетворено не было (л.д. 22 - 24).

В соответствии с п.п. 1.5 и 5.4 Устава что МАДОУ "Детский сад "Олененок" с. Казым" учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование - Белоярский район (л.д. 25-33).

В соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу ст. 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 28 названного Федерального закона предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

На основании ч. 8 п. 1 ст. 41 этого Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу приведенных выше норм закона на МАДОУ "Детский сад "Олененок" с. Казым" возложена обязанность создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, а администрация Белоярского района обязана осуществить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов. При этом невыполнение обязанностей по созданию безопасных условия ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников МАДОУ "Детский сад "Олененок" с.Казым", а также неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму", Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Подпунктом "е" п. 20 названных Требований предусмотрено, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.

Согласно подп. 2 п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, на основании представленных в деле доказательств пришел к выводу о том, что ответчики ненадлежащим образом исполняют обязанности, указанные в Постановлении Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006, требования истца удовлетворил, возложил на МАДОУ Белоярского района "Детский сад "Олененок" с. Казым" обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить круглосуточную охрану учебного корпуса по данному адресу сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, либо военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а на администрацию Белоярского района возложил обязанность обеспечить финансирование организации круглосуточной охраны учебного корпуса.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам права.

Утверждение ответчика в жалобе о том, что круглосуточные мероприятия по обеспечению безопасности учреждения уже организовано, действительности не соответствует и влечь отмену решения суда не может.

Заключение МАДОУ "Детский сад "Олененок" с. Казым" договора с частным охранным предприятием на оказание услуг охраны в дневное время не может являться подтверждением полного исполнения ответчиками требований антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения, поскольку приведенными выше нормами права предусмотрена необходимость организации круглосуточных мероприятий по охране объекта силами, перечисленными в приведенном нормативном акте.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, создающих угрозу нарушения права.

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ответчиками не предпринимаются меры к обеспечению здания детского сада круглосуточной охраной, в связи с чем иск прокурора удовлетворен обоснованно.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Белоярского городского суда от 7 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Белоярского района - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 17 марта 2022 г.

Председательствующий Романова И.Е.

Судьи Антонов Д.А.

Воронин С.Н.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка